Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивная структура ранней поэзии И.А. Бунина

Работа №173026

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕРМИНУ «МОТИВ» В
ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 8
1.1. Понятие мотива в литературоведении 8
1.2. Лирический мотив как важнейшая составляющая поэзии 22
Выводы 28
ГЛАВА II. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РАННЕГО ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА И. А. БУНИНА 30
2.1. Проблема изучения поэтического творчества И. А. Бунина 30
2.2. Мотивы классиков русской поэтической традиции XIX века в ранней
лирике И. А. Бунина 32
2.3. Природные мотивы в ранней лирике И. А. Бунина 39
Выводы: 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЯ


Вне всяких сомнений, творчество Ивана Алексеевича Бунина является классическим наследием русской литературы. Научных работ, связанных с изучением прозы и поэзии автора, огромное количество. Однако, если прозаическое творчество исследовано литературоведами с различных сторон, многоаспектно и многопланово, то бунинское поэтическое творчество продолжает оставаться актуальным относительно рассмотрения определенных проблем и вопросов.
Ранние поэтические тексты И. А. Бунина - ярчайший пример следования автора классической поэтической традиции предшественников.
Одна из ключевых тем раннего периода творчества поэта - тема природы. Именно поэтому стихотворения И. А. Бунина - это прежде всего лирико-созерцательные картины природы, сквозь призму которых автор философски осмысляет жизнь и смерть, проблему предназначения человека в мире, а также его взаимоотношения с окружающим миром.
Своеобразие мировоззренческой и художественной систем И. А. Бунина особенно ярко эксплицируется в текстах автора через определенные мотивы, являющиеся в творчестве поэта ключевыми (например, природные мотивы). Попытка осмыслить лирику И. А. Бунина конца XIX - первой половины XX вв., а также определить особенности миропонимания и мировосприятия автора и его поэтической системы путем выявления и анализа основных мотивов, составляющих структуру ранней лирики, и послужила причиной выбора темы исследования.
Одним из ключевых терминов данной выпускной квалификационной работы является мотивная структура. Однако в современном литературоведении у этого понятия нет теоретически обоснованного и закрепленного значения. В данном исследовании предпринимается попытка уточнить определение этого термина.
К проблеме структуры литературного произведения во многих своих работах обращается советский и российский литературовед, культуролог и семиотик Ю. М. Лотман. Так, в труде «Структура художественного текста» , довольно подробно рассматривая проблему структурности как таковой, исследователь писал: «Текст не представляет собой простую последовательность знаков в промежутке между двумя внешними границами. Тексту присуща внутренняя организация, превращающая его на синтагматическом уровне в структурное целое. Поэтому для того, чтобы некоторую совокупность фраз естественного языка признать художественным текстом, следует убедиться, что они образуют некую структуру вторичного типа на уровне художественной организации» .
Важнейшей особенностью текста, как отмечает Ю. М. Лотман, является его закодированность. Соответственно, в данной ВКР так называемым дешифрующим кодом будет выступать мотив в лирике.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мотив представляет собой очень сложное и неоднозначное литературное явление, имеющее длительную историю развития. При детальном рассмотрении и изучении понятия «мотив» становится ясным определенный круг проблем, связанных с противоречивостью данного термина. И тем не менее выявление литературоведами в XX столетии сущностных характеристик мотива, определение его функций в художественном произведении, а также взаимосвязей с другими литературными элементами текста позволили доказать необходимость использования понятия «мотив» и показали его эффективность (как одного из инструментов) при выполнении филологом литературоведческого анализа.
Прежде всего, отметим в заключении, что в результате проведенного нами научного исследования была достигнута цель, поставленная во введении: были рассмотрены и изучены основные мотивы ранней поэзии И. А. Бунина (стихотворений, созданных в период с конца 1880-х гг. по середину 1900-х гг.). Осмысление бунинской лирики способствовало также определению особенностей миропонимания и мировосприятия автора и его поэтической системы, наследующей традиции классиков XIX века.
Комплексное изучение и сопоставление в первом параграфе первой главы различных научных материалов и источников, послуживших теоретической базой данного исследования, позволило нам сделать определенные выводы относительно существующих теоретических подходов в отечественном литературоведении, связанных с рассмотрением понятия мотива, его свойств и особенностей, функций в художественном тексте, и, обобщив информацию, дать собственную трактовку термину «мотив». Мотив - это особая смысловая часть произведения, обладающая устойчивостью, имеющая в качестве ядра ключевое слово и выделяющаяся по смысловой доминанте. Мотив представляет собой литературный элемент, который повторяется в структуре ряда художественных произведений автора,
органично сочетаясь с другими смысловыми единицами и выступая в тексте в виде ряда различных вариантов, что зависят от контекста.
Во втором же параграфе первой главы нами был рассмотрен мотив в лирике. Кроме того, была определена его соотнесенность с лирическим событием (изменением состояния лирического субъекта) и тесная взаимосвязь с темой как таковой.
Также в этом параграфе нами было отмечено, что подробнее всех в литературоведении лирический мотив изучал Б. В. Томашевский. По Б. В. Томашевскому, главным в лирике является лирический субъект, а также его переживания и чувства. В качестве структурной особенности лирического творчества ученый называет трехчастное построение поэтического текста.
Подробно рассмотрев в первой главе мотив, его сущностные характеристики и функции, а также лирический мотив, классификацию мотивов и виды параллелизма (по Б. В. Томашевскому), связанные с мотивом в лирике, мы смогли выявить и исследовать основные мотивы ранней поэзии И. А. Бунина, а именно стихотворений, написанных в период с конца 1880-х гг. по середину 1900-х гг.
Однако, прежде всего, во второй главе мы обратились к проблеме изучения поэтического творчества И. А. Бунина, возникшей сразу после смерти автора, поскольку его биографические и творческие источники, сведения и материалы были разделены на несколько частей. Одна из них оказалась в СССР, а другая в семейном архиве в Великобритании.
Серьезное исследование бунинской лирики началось с 1960-х гг. и продолжалось по 1980-ые гг. Ученые рассматривали общие закономерности развития поэзии автора, вопрос соотношения в ней традиционного и новаторского начал, особенности художественного стиля и поэтической техники И. А. Бунина, жанровые особенности и др.
...


1. Айхенвальд Ю. И. Иван Бунин / Ю.И. Айхенвальд // Силуэты русских писателей. В 2 томах. Т. 2. - Москва: Юрайт, 2022. - С. 161-185. - (Антология мысли).
2. Балановский Р М. Художественное миросозерцание раннего
И. А. Бунина (поэзия конца 1880-1890-х гг.) // Вестник РУДН. Серия:
Литературоведение. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 15-22.
3. Белецкий А. И. В мастерской художника слова / Сост., вступ. ст., коммент. А. Б. Есина. - Москва: Высшая школа, 1989. - 160 с.
4. Бем А. К уяснению историко-литературных понятий // Известия
отделения русского языка и литературы РАН, 1918. Т. 23. Кн. 1. -
Петроград: [Б. и.], 1919.
5. Блок А. А. О лирике // Блок А.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 7. - Москва: Наука, 2003. - С. 61-81.
6. Бунин И. А. Полное собрание сочинений: в 13 т. / И. А. Бунин. Т. 1. - Москва: Воскресенье, 2006. - 576 с.
7. Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. / Ред. кол.
Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; вступ. Ст. А. Твардовского; сост. подгот. текста и коммент. А. Бабореко. Т. 1. - Москва: Художественная литература, 1987. - 687 с.
8. Бунин И. А. Стихотворения: в 2 т. / И. А. Бунин; вступ. ст., сост.,
подгот. текста и примеч. Т. М. Двинятиной. Т. 2. - Санкт-Петербург:
Издательство Пушкинского Дома, Вита Нова, 2014. - 544 с. -
(Новая Библиотека поэта).
9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. - Ленинград: Художественная литература, 1940. - 648 с.
10. Владимиров О. Н. Система образов природы в лирике Бунина 1886-1900 годов // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: матер. VII Межвуз. науч. - практ. конф., Бийск, 20-21 мая 2002 г. / ред. кол. П. Е. Суворова [и др.]. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. - № 7, ч. 1. - С. 35-44.
11. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века / Б.М. Гаспаров. - Москва: фирма «Восточная литература», 1993. - 304 с.
12. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики / М.Л. Гаспаров. - Санкт-Петербург: Азбука, 2001. - 476 с.
13. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях / М.Л. Гаспаров. - 2-е изд., доп. - Москва: Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с.
14. Гете И. В. Собрание сочинений: 10 т. / Пер. с нем. Под общ. ред. А. Анкиста и Н. Вильмонта; коммент. А. Анкиста. Т. 10. - Москва: Художественная литература, 1980. - 510 с.
15. Гинзбург Л. Я. О лирике. / Л.Я. Гинзбург;
вступ. ст. А. С. Кушнера. - Москва: Интрада, 1997. - 414 с.
... всего 63 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ