Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игры М. Монтессори как средство формирования пространственного мышления детей шестого года жизни

Работа №173024

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы48
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 12 детей (возраст 6 лет).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ……………6
1.1 Теоретический анализ пространственное мышление детей шестого года жизни………………………6
1.2 Использование игры М. Монтессори как средства формирования пространственного мышления детей шестого года жизни………………13
ВЫВОД по 1 главе………………………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА18
2.1 Констатирующий этап эксперимента……………18
2.2 Формирующий этап эксперимента…………25
2.3 Контрольный этап эксперимента……………34
ВЫВОД по 2 главе………………………………………………………….. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….. 45

Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.
Психолого-педагогические исследования (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и др.) показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве, что выступает необходимым компонентом формирования предпосылок учебной деятельности и одной из важных задач дошкольного образования. Это определяет актуальность исследования на социальнопедагогическом уровне
Данная тема актуальна в контексте раннего развития ребенка, поскольку пространственное мышление играет ключевую роль в успешном освоении различных учебных дисциплин и навыков. В работе рассмотрены принципы метода Монтессори, указаны примеры игр и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений. Особое внимание уделено анализу педагогических особенностей внедрения игр Монтессори в образовательный процесс, а также практическим рекомендациям для воспитателей и родителей
Цель: Теоретическое обоснование использование игр М. Монтессори и развитие пространственного мышления дошкольников; разработка и обрабация программы по развитию пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам использование игр М. Монтессори.
Объект: Процесс формирования пространственного мышления детей шестого года жизни посредствам игр М. Монтессори
Предмет: Использование игры М. Монтессори как средства формирования пространственного мышления детей шестого года жизни
Противоречие: при организации игр М. Монтессори необходимо использовать трёхступенчатое занятия. Педагоги недостаточно квалифицированы для проведения игр М. Монтессори направленных на формирование пространственного мышления детей шестого года жизни.
Таким образом можно сформулировать противоречие между: потребности в модернизации процесса образование в использовании игр М. Монтессори направленных на формирование пространственного мышления детей шестого года жизни и недостаточной квалификации педагогов для ее осуществления.
Задачи:
1. Изучить методическую и научную литературу по формированию пространственного мышления детей шестого года жизни
2. Выявить актуальность уровня развития пространственного мышления детей шестого года жизни
3. Сформировать у детей пространственное мышление по играм М. Монтессори
4. Выявить итоговый уровень развития пространственного мышления детей шестого года жизни
Гипотеза: Мы предполагаем, что при организации игр М. Монтессори в малых группах с учетом актуального уровня развития, может способствовать пространственное мышление детей дошкольного возраста


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном случае, технология Марии Монтессори, признавая индивидуальность и уникальность каждого ребенка, обеспечивая детям свободу выбора, свободу общения и передвижения: позволяет детям получить практический опыт и знания в самых разных областях жизни.
Результаты диагностирования показали, что дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в осуществлении пространственного мышления: не могут работать самостоятельно, испытывают трудности при использовании вербальных средств для получения одобрения, помощи взрослого, теряют интерес и цель решения практической задачи.
Разработка и апробация занятий по формированию навыков формирования пространственного мышления у дошкольников на основе технологии М. Монтессори осуществлялась на основе теоретического изучения методологии педагогики-Монтессори и с учетом определенных М. Монтессори требований и правил свободной практической работы с дидактическим материалом, призванным вызывать интерес и стимулировать дошкольников к самостоятельной практической деятельности, в подготовленной для этого среде.
Занятия способствовали направлению стремления детей действовать в разумном русле, анализировать свои действия; координации, совершенствованию и гармонизации поведения в целом; независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности; ответственности пред окружающими, формируя внутренний духовный строй ребенка.
По результатам контрольной работы нами был проведен сравнительный анализ, результаты которого позволили наблюдать положительную динамику в сформированности навыков практической деятельности у детей экспериментальной группы после формирующего эксперимента, гипотеза нашего исследования была подтверждена.
Использование технологии М. Монтессори в сопровождении дошкольника может способствовать его развитию во всех направлениях психической деятельности (двигательном, сенсорном, интеллектуальном, речевом); содействует становлению и гармонизации его личности, воспитывает в нем инициативность, ответственность и самостоятельность; развивает его познавательную активность, формирует у него положительную мотивацию к обучению, поэтому мы и далее будем продолжать нашу исследовательскую работу в этом направлении.



1. Ананьев Б. Г. Восприятие пространства и сенсорная организация человека // Проблемы восприятия пространства и времени / подред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1961. С. 11-14.
2. Андреева М. Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи // Логопед. 2015. № 7. С. 92-99.
3. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, Л. М. Гурович, 3. А. Михайловой. СПб. : Детство-Пресс, 2010. 224 с.
4. Бурачевская О.В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIIIМеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар : Новация, 2016. С. 202-205.
5. Бутырина Н. А. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). Москва : Буки-Веди, 2018. С. 42-44.
6. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. М.: ВЛАДОС, 2018. 675 с.
7. Доман Г. Как развивать интеллект ребенка.М.:Аквариум,2011.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Академия, 2016. – 150 с.
9. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа. – М., 2019. – 160 с.
10. Еливанова М.А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при своении пространственных отношений у детей раннего возраста // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. СПб.: Санкт- Петербургский институт раннего вмешательства, 2016. С. 58–66.
11. Забрамная С. Д, Боровик, О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М. : ВЛАДОС, 2008. 32с.
12. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 385 с.
13. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. 136 с
14. Организация физического воспитания дошкольников в педагогической системе М. Монтессори / В.С. Сосуновский, А.И. Загревская, М.Д. Акинина, С.В. Радаева // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 466. – С. 182–189.
15. Сосуновский В.С., Сухоставская К.В., Веревкина Е.О. Взаимосвязь компонентов кинезиологического потенциала дошкольников 5–6 лет // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 427. – С. 191‒194.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ