Мероприятия по улучшению экологического состояния и поддержанию инженерных сооружений на дистанции пути Туапсе Адлер, Северо-Кавказской железной дороги
Введение 3
1 Железнодорожный транспорт России, особенности эколого - экономического
развития 5
1.1 Состояние и динамика развития железнодорожного транспорта в
России 5
1.2 Характер воздействия эксплуатации железно-дорожного транспорта на
окружающую среду 13
2 Общие сведения о транспортной системе Северо-Кавказской железной
дороги 21
2.1 Особенности транспортной системы Северо-Кавказской железной
дороги 21
2.2 Эколого-геоморфологическая ситуация на участке Туапсе-Адлер 27
3 Мероприятия по поддержанию экологической ситуации и инженерных
сооружений береговой линии по пути Адлер- Туапсе 40
3.1 Защита инженерных сооружений на линии Туапсе—Адлер 40
3.2 Лесные насаждения как природоохранные мероприятия при
эксплуатации железнодорожного транспорта 47
Заключение 52
Список литературы 54
Транспорт - один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей.
Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно- километров, и по числу перевозимых пассажиров. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
При всей важности транспортно-дорожного комплекса как неотъем-лемого элемента экономики необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на природные экологические системы. Известно, что особенно резко эти воздействия ощущаются в крупных городах, возрастая по мере увеличения плотности населения.
Актуальность исследований заключается в том , что, воздействие транспорта, но окружающую среду - самая насущная проблема современного общества. Последствия этого воздействия сказываются не только на нашем поколении, но и могут сказаться и на будущем поколении, если мы не примем серьёзные меры по снижению и даже устранению последствий воздействия и самого воздействия.
Объект исследований - железнодорожный транспорт.
Предмет исследований - оценка и последствия воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду
Цель исследований заключается в том, чтобы в комплексе показать воздействие транспортно - дорожного комплекса на окружающую среду, последствия и меры борьбы с ними.
Задачи исследований:
— рассмотреть воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду;
— показать возможные пути решения проблем, вызванных воздействием транспорта на окружающую среду,
— альтернативные виды топлива, используемые транспортом, улучшение качества дорог, использование новых технологий, очистных сооружений, пересмотр взглядов на окружающую природную среду).
На железнодорожном транспорте ежегодно образуется более 3 млн. т отходов, среди которых имеются опасные, относящиеся к I—III классам опасности, неопасные и малоопасные (IV и V классов). Количество используемых и обезвреженных отходов на собственных предприятиях отрасли находится на уровне 20—30 %.
Все отходы I и II классов опасности (чрезвычайно опасные и высоко опасные) передаются для обезвреживания специализированным сторонним организациям.
Основные проблемы возникают при работе с отходами III класса опасности (умеренно опасные), для использования и утилизации которых требуются экологически чистые технологии.
Вопрос обращения с опасными отходами сохраняет свою актуальность, потому что значительные объемы отходов по техническим и финансовым причинам не всегда подвергают переработке, размещению на полигонах, обезвреживанию на специальных установках, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводах, а накапливаются на собственных территориях предприятий либо подвергаются захоронению в неподлежащих для этой цели местах, что приводит к опасному загрязнению окружающей среды.
В данной выпускной квалификационной работе был проведен анализ как источника загрязнения окружающей среды, в ходе которого были выявлены множество различных путей поступления загрязняющих веществ в атмосферу, литосферу, гидросферу.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Общее количество источников выбросов вредных веществ от локомотивного депо составляет 66, из них организованных - 29, неорганизованных - 37. Валовой выброс загрязняющих веществ в год от всего предприятия составляет 25,47т. В выбросах предприятия содержаться 28
веществ, загрязняющих атмосферный воздух, различного агрегатного состояния. Приоритетными веществами в выбросах депо являются оксид углерода, диоксид азота и серы диоксид.
2. Концентрация нефтепродуктов в сбросах составляет 1,3 мг/л, в то время как установленный предельно допустимый сброс составляет 0,05 мг/л, то есть наблюдается превышение концентрации примерно в 26 раз. Следовательно, необходимо предусмотреть комплекс мероприятий для снижения концентрации нефтепродуктов в сбросе для достижения нормативов ПДС.
3. Разработана принципиально новая конструкция волноотбойной стены, состоящая из армогрунтового массива, воспринимающего нагрузки от веса грунта и подвижного состава, и стеклопластиковых панелей, воспринимающих нагрузку от волн.
4. Конструкция стены является высокотехнологичной и позволяет монтировать ее без тяжелой техники, что сокращает срок строительства примерно в пять раз.За счет нанесения противоэрозионного покрытия на лицевую часть стеклопластиковой панели значительно увеличен срок службы волноотбойной стены.
5. На одном из участков строительства второго пути на линии Туапсе— Адлер в 2018 г. запроектирована и построена волноотбойная стена экспериментальной конструкции. Благодаря использованию современных технологий ее основные элементы изготовлены из стеклопластика и полимерного материала, не подверженного морской коррозии и гниению.