Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ СОЗДАНИЯ
РОМАНА Ф. СОЛОГУБА "МЕЛКИЙ БЕС" 7
1.1. Развитие реалистической традиции в русской литературе 7
1.2. Литературный контекст конца XIX века 19
Выводы 32
ГЛАВА 2. СИНТЕЗ СИМВОЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В СТРУКТУРЕ
РОМАНА Ф. СОЛОГУБА «МЕЛКИЙ БЕС» 34
2.1. Система персонажей 34
2.1.1. Городские жители 34
2.1.2. Ближайшее окружение Передонова 41
2.1.3. Сюжетная линия Саши Пыльникова 44
2.2. Событийная структура романа «Мелкий бес» 47
2.2.1. Маскарад 47
2.2.3. Развитие безумия Передонова 50
2.3. Символизм в реализме 55
2.3.1. Город = Ад 55
2.3.2. Передонов = Маленький человек = Мелкий бес 59
Выводы 63
Заключение 64
Список литературы 67
Творчество Фёдора Сологуба, одного из самых известных писателей и поэтов конца XIX - начала XX веков, неоднократно становилось объектом исследования литературоведов. Среди современников писателя зародился спор, к какому литературному направлению относится его главный роман «Мелкий бес». Его относили то к направлению реализма, считая, что акцент в романе сделан на высмеивании, обличении пороков общества (это утверждал автор в предисловии ко второму изданию «Мелкого беса», Иванов-Разумник Р.В. «Ф. Сологуб» (из сборника «О смысле жизни»)), то к символизму, считая роман представлением мировоззрения автора, показанного через субъективное «Я» Сологуба (Белый А. «Ф. Сологуб», Волошин М.А. «Леонид Андреев и Феодор Сологуб»). И до сих пор не дан ответ на этот вопрос. Символизм и реализм Серебряного века часто становились предметом исследования среди литературоведов. Множество работ было направлено на составление полной хронологии символизма. Среди них самыми заметными являются работы А. Пайман («История русского символизма»), Л.А. Колобаевой («Русский символизм») и А.В. Лаврова («Русские символисты: этюды и разыскания» и «Символисты и другие»). В последние годы появилось немало работ, касающихся изучения самого символизма и его особенностей (В.М. Толмачёв «О границах символизма», В.В. Бычков, «Проблема творчества в эстетике русского символизма», Е.В. Иванова, «Модернизм, символизм и возникновение литературных направлений в русской литературе XX века»). Что касается изучения реализма начала XX века, то выделяются работы, рассматривающие изменения в реализме, В.А. Келдыша («Русский реализм начала XX века») и Н.Е. Титковой («Обновление принципов реализма в русской прозе конца XIX - начала XX века»). При этом ценными являются те работы, в которых просматриваются сочетания реализма и символизма (в том числе модернизма). В работе Келдыша уже было отмечено, как в реалистическое творчество Леонида Андреева проникают черты модернизма...
Данная дипломная работа решает вопрос о наличии реалистического и символистского начала в романе «Мелкий бес» видного писателя -декадента второй половины XIX - начала XX века Фёдора Сологуба.
Для ответа на вопрос «Какие черты включает в себя реализм?» был проведён работ известных литературоведов, посвящённых изучению истории и сути классического реализма XIX века. Исходя из работ мы определили, что реализм, зародившийся в произведениях Пушкина и Гоголя, прошёл через развитие Гончаровым, Толстым, Достоевским, Гаршиным и пришёл к своему концептуальному завершению в творчестве Чехова. Выводом и ответом на ключевой вопрос стало утверждение, что основными чертами реализма является обилие авторских характеристик, стремление автора к объективности в описаниях и точности в донесении мотивов персонажей, акцент на аналитическом восприятии романа, когда многие поступки объясняются через тщательный анализ читателем всего, что представляет автор.
Второй параграф первой главы рассматривает в большей степени развитие зарождающегося символизма. Для ответа на вопрос «Какие черты включает в себя символизм?» акцент в работе был сделан на том, как строится символизм у конкретных писателей, в частности писателей -декадентов, в творчестве которых раскрываются основные принципы символизма. Таким образом мы пришли к выводу, что главным принципом символизма является создание собственной субъективной реальности, которая индивидуальна для каждого автора и которую автор имеет право представлять в своих работах любых удобным ему способом...
1. Барковская, Н.В. Поэтика символистского романа : Автореф. дис. на
соиск. учен. степ. д-ра фил. наук : 10.01.01 / Барковская Нина
Владимировна ; УрГУ - Екатеринбург, 1996 - С. 42
2. Белый, А. Кризис сознания и Генрик Ибсен / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 126¬162.
3. Белый, А. Мережковский / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 437-445.
4. Белый, А. Не мир, но меч / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012. - С. 325-328.
5. Белый, А. Ф. Сологуб / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012. - С. 445-457
6. Белый, А. Чехов / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 431-436.
7. Белый, А. Эмблематика смысла / А. Белый // Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х томах. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - С. 54-143.
8. Белый, А. I. Символизм / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 186-191.
9. Белый, А. II. Об итогах развития нового русского искусства / А. Белый // Собрание сочинений. Т. 8: Арабески; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 197-202.
10. Белый, А. IV. Детская свистулька / А. Белый // Собрание сочинений. Т.
8 : Арабески ; Луг зеленый. - М.: Республика, 2012 - С. 202-206.
11. Берковский, Н.Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 30-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. - М., Ленинград: Гослитиздат. [Ленингр. Отд- ние], 1960. - С. 94-207.
12. Бычков, В.В. Проблема творчества в эстетике русского символизма // Вестник славянских культур : Науч. и лит.-худож. альм. / Гос. акад. слав. культуры. Т. 48. - 2018 - С. 235-249.
13. Бялый, Г.А. Заметки о художественной манере А.П.Чехова // Русский реализм конца XIX века. - Ленинград: Изд-во Ленингр. Ун-та им. А. А. Жданова, 1973 - С. 140-168.
14. Бялый, Г.А. К вопросу о русском реализме конца XIX века // Русский реализм конца XIX века. - Ленинград : Изд-во Ленингр. Ун-та им. А. А. Жданова, 1973 - С. 3-30.
15. Гиппиус, З.Н. Декаданс и общественность // Собрание сочинений. Т. 7. Мы и они. Литературный дневник. Публицистика 1899-1916 / З.Н. Гиппиус. - М.: Русская книга, 2003. - С. 132-140...55