Введение 3
Глава I. Лингвопрагаматические аспекты изучения дискурса 7
1.1. Лингвопрагматика как направление современной лингвистики 7
1.2. Прагмалингвистические аспекты теории дискурса 22
1.3. Лингвопрагматические аспекты дискурса 24
1.3. Педагогический дискурс: историко-культурный аспект 33
Выводы по первой главе 47
Глава II. Педагогический дискурс в лекциях Т.Н. Грановского: прагмалингвистические аспекты 50
2.1. Новоевропейская модель университетского педагога и ее рецепция
в русской культуре 50
2.2. Московская университетская профессура и ее роль в русском
обществе п.п. XIX в 52
2.3. Славянофилы и западники как два полюса общественного
сознания в России п.п. XIX в 55
2.4. Представления об исторической науке, «подлинном историке» и
задачах преподавания истории в кругу славянофилов и западников 66
Выводы по второй главе 75
Заключение 79
Список использованных источников: 83
В настоящее время изучение проблематики речевого общения находится в центре внимания лингвистической науки и целого ряда смежных наук, таких, как психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, теория коммуникации и другие. Одной из перспективных областей исследования речи выступает лингвистическая прагматика, которая изучает речевую деятельность с позиций выявления взаимозависимостей между использованием языковых единиц и целеустановками говорящих. Такой интерес современных исследователей к прагматическим аспектам языка связан с переосмыслением господствовавших в XX в. концепций (Ф. де Соссюра, Н.Хомского и др.), основанных на противопоставлении языковой системы и языкового употребления. Согласно традиционным и самым влиятельным концепциям XX в., центральный объект изучения лингвистов - неизменная, независимая от употребления система знаков или грамматика, хранящаяся в сознании носителей языка. Реальное употребление языка в реальном времени воспринималось как бесконечный выбор случайностей, результат каждый раз непредсказуемого взаимодействия языковой системы и внеязыковых факторов. В отличие от этих, ставших уже классикой, теоретических концепций, современная лингвистика стремится преодолеть жесткую оппозицию языковой системы и употребления, узуса, осознавая что наблюдаемая языковая реальность, реальное языковое взаимодействие людей - такой же научный объект, как и абстрактная языковая система. Реальное использование языка, со всеми сопутствующими факторами (речевой этикет, эмоциональная сфера, средства воздействия и др.) - это языковая коммуникация между индивидами. В ходе развертывания этой коммуникации остается ее след, статический объект - текст, письменный или устный. Комплексный феномен, объединяющий динамический и статический аспекты, принято называть дискурсом, который представляет собой единство процесса языковой деятельности и ее результата.
Таким образом, вопросы коммуникативного плана все больше выходят на первый план, ставя в центр внимания сферу и ситуацию общения, соответствие языковых средств целевой установке говорящего, компоненты прагматической ситуации, такие как цель общения, адресат, объект и т.д. Прагмалингвистика, являясь самостоятельным разделом коммуникативной лингвистики, позволяет изучать дискурс как отражение психологии человека, в связи с чем в центре внимания оказываются установка и намерения адресанта, оценка адресантом адресата (его информированности, характера, интерпретация его речи, оценка своего речевого воздействия на адресата и т.д.). Данная проблематика не одно десятилетие является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке, в частности, в трудах Г.П. Грайса, Д.Гордона, Дж.Лакоффа, Н.Д. Арутюновой, Г.Г. Почепцова, Е.С.Кубряковой, В.П. Фурмановой и др...
В ходе исследования прагмалингвистических аспектов речевого поведения университетского педагога нами были поставлены и решены все задачи.
Мы рассмотрели историю становления таких понятий, как «дискурс»,« прагмалингвистика», и определили, что:
• К междисциплинарным понятиям дискурса относятся такие, как
«коммуникативная ситуация »,« коммуникативный акт», «коммуникативное намерение», «коммуникативная неудача» и др. понятия, сложившиеся в теории коммуникации и активно употребляющиеся и за ее пределами;
• Понятие дискурса возникает первоначально в рамках
западноевропейского структурализма в 50-е гг. XX в., в сфере пересечения таких дисциплин, как грамматика, теория текста, теория речевых актов, формальная логика и др. Дискурс стал исследоваться в аспекте диалога, соотнесенности двух высказываний относительно друг друга, правил передачи роли говорящего от субъекта к субъекту, а также как процесс выбора языковых средств среди множества вариантов. Начиная с 70-х гг., изучение дискурса становится междисциплинарным, включающим данные психологии, антропологии, когнитивистики, теории речевых актов, риторики и др. дисциплин.
Мы выявили, что в прагмалингвистике в связи с субъектом речи изучаются:
1) явные и скрытые цели высказывания («иллокутивные силы», по Остину), например сообщение некоторой информации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба и т. п.;
2) речевая тактика и типы речевого поведения;
3) правила разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора, например адекватно нормировать сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение релевантным относительно темы разговора( максима отношения), делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти правила, сформулированные Грайсом, получили название конверсационных максим или максим ведения разговора;
4) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания, намёки, иносказание, обиняки и т. п.;
5) референция говорящего, т. е. отнесение языковых выражений к предметам действи тель но сти, вытекающее из намерения говорящего;
6) прагматические пресуппозиции: оценка говорящим общего фонда знаний
, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов, психологического состояния, особенностей характера и способности понимания адресата;..