Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прагмалингвистические аспекты речевого поведения университетского педагога (на примере лекций Т.Н. Грановского)

Работа №172987

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Лингвопрагаматические аспекты изучения дискурса 7
1.1. Лингвопрагматика как направление современной лингвистики 7
1.2. Прагмалингвистические аспекты теории дискурса 22
1.3. Лингвопрагматические аспекты дискурса 24
1.3. Педагогический дискурс: историко-культурный аспект 33
Выводы по первой главе 47
Глава II. Педагогический дискурс в лекциях Т.Н. Грановского: прагмалингвистические аспекты 50
2.1. Новоевропейская модель университетского педагога и ее рецепция
в русской культуре 50
2.2. Московская университетская профессура и ее роль в русском
обществе п.п. XIX в 52
2.3. Славянофилы и западники как два полюса общественного
сознания в России п.п. XIX в 55
2.4. Представления об исторической науке, «подлинном историке» и
задачах преподавания истории в кругу славянофилов и западников 66
Выводы по второй главе 75
Заключение 79
Список использованных источников: 83


В настоящее время изучение проблематики речевого общения находится в центре внимания лингвистической науки и целого ряда смежных наук, таких, как психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, теория коммуникации и другие. Одной из перспективных областей исследования речи выступает лингвистическая прагматика, которая изучает речевую деятельность с позиций выявления взаимозависимостей между использованием языковых единиц и целеустановками говорящих. Такой интерес современных исследователей к прагматическим аспектам языка связан с переосмыслением господствовавших в XX в. концепций (Ф. де Соссюра, Н.Хомского и др.), основанных на противопоставлении языковой системы и языкового употребления. Согласно традиционным и самым влиятельным концепциям XX в., центральный объект изучения лингвистов - неизменная, независимая от употребления система знаков или грамматика, хранящаяся в сознании носителей языка. Реальное употребление языка в реальном времени воспринималось как бесконечный выбор случайностей, результат каждый раз непредсказуемого взаимодействия языковой системы и внеязыковых факторов. В отличие от этих, ставших уже классикой, теоретических концепций, современная лингвистика стремится преодолеть жесткую оппозицию языковой системы и употребления, узуса, осознавая что наблюдаемая языковая реальность, реальное языковое взаимодействие людей - такой же научный объект, как и абстрактная языковая система. Реальное использование языка, со всеми сопутствующими факторами (речевой этикет, эмоциональная сфера, средства воздействия и др.) - это языковая коммуникация между индивидами. В ходе развертывания этой коммуникации остается ее след, статический объект - текст, письменный или устный. Комплексный феномен, объединяющий динамический и статический аспекты, принято называть дискурсом, который представляет собой единство процесса языковой деятельности и ее результата.
Таким образом, вопросы коммуникативного плана все больше выходят на первый план, ставя в центр внимания сферу и ситуацию общения, соответствие языковых средств целевой установке говорящего, компоненты прагматической ситуации, такие как цель общения, адресат, объект и т.д. Прагмалингвистика, являясь самостоятельным разделом коммуникативной лингвистики, позволяет изучать дискурс как отражение психологии человека, в связи с чем в центре внимания оказываются установка и намерения адресанта, оценка адресантом адресата (его информированности, характера, интерпретация его речи, оценка своего речевого воздействия на адресата и т.д.). Данная проблематика не одно десятилетие является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке, в частности, в трудах Г.П. Грайса, Д.Гордона, Дж.Лакоффа, Н.Д. Арутюновой, Г.Г. Почепцова, Е.С.Кубряковой, В.П. Фурмановой и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования прагмалингвистических аспектов речевого поведения университетского педагога нами были поставлены и решены все задачи.
Мы рассмотрели историю становления таких понятий, как «дискурс»,« прагмалингвистика», и определили, что:
• К междисциплинарным понятиям дискурса относятся такие, как
«коммуникативная ситуация »,« коммуникативный акт», «коммуникативное намерение», «коммуникативная неудача» и др. понятия, сложившиеся в теории коммуникации и активно употребляющиеся и за ее пределами;
• Понятие дискурса возникает первоначально в рамках
западноевропейского структурализма в 50-е гг. XX в., в сфере пересечения таких дисциплин, как грамматика, теория текста, теория речевых актов, формальная логика и др. Дискурс стал исследоваться в аспекте диалога, соотнесенности двух высказываний относительно друг друга, правил передачи роли говорящего от субъекта к субъекту, а также как процесс выбора языковых средств среди множества вариантов. Начиная с 70-х гг., изучение дискурса становится междисциплинарным, включающим данные психологии, антропологии, когнитивистики, теории речевых актов, риторики и др. дисциплин.
Мы выявили, что в прагмалингвистике в связи с субъектом речи изучаются:
1) явные и скрытые цели высказывания («иллокутивные силы», по Остину), например сообщение некоторой информации или мнения, вопрос, приказ, просьба, совет, обещание, извинение, приветствие, жалоба и т. п.;
2) речевая тактика и типы речевого поведения;
3) правила разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора, например адекватно нормировать сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение релевантным относительно темы разговора( максима отношения), делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти правила, сформулированные Грайсом, получили название конверсационных максим или максим ведения разговора;
4) установка говорящего, или прагматическое значение высказывания: косвенные смыслы высказывания, намёки, иносказание, обиняки и т. п.;
5) референция говорящего, т. е. отнесение языковых выражений к предметам действи тель но сти, вытекающее из намерения говорящего;
6) прагматические пресуппозиции: оценка говорящим общего фонда знаний
, конкретной информированности, интересов, мнений и взглядов, психологического состояния, особенностей характера и способности понимания адресата;..


1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. -- М., 2001.
192 с.
2. Акульшин П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества. // Педагогика. 1993. № 4. С. 92 - 97.
3. Алексеева Л.Д. Московский университет и становление преподавания этнографии в дореволюционной России. //Вестник Московского университета. История. 1983, №6. С. 54-62.
4. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII - первая половина XIX века). - М: Наука, 1985. 270 с.
5. Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт- Петербурге. //Отечественная история. 1998. № 5.
6. Анохина, С.А. Использование материалов корпуса при изучении лексических категорий / С.А. Анохина // Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования. - М.: Тэис, 2007. - С. 34 - 51.
7. Антонов К.М. Славянофилы и И.В. Киреевский: становление исследовательских тенденций. // Вестник ПСТГУ, 2006. - № 16. - С. 55-92.
8. Аристова Н. Состояние образования в России в царствование Александра I. - Киев, 1879. 44 с.
9. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: логико-семантические
проблемы. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 383 с. —
(Лингвистическое наследие XX века);
10. Асиновская С.А. Из истории передовых идей в русской медиевистике (Т.Н. Грановский). - М., 1959. 165 с.
11. Афонюшкина А.В. Проблемы становления науки «история нового времени» в университетах России во второй четверти XIX века: Дисс.канд. ист. наук-Воронеж, 1993.
12. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику / А.Н. Баранов. - М., 2001. - 137 с.
13. Брачев B.C. Наша университетская школа русских историков и ее судьба. - СПб., 2001. 243 с.
14. Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX - XX в. Ч. 1.-Л.,1929.218с.
15. Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX - ХХв.Ч.2.- Л., 1931.223 с...67

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ