ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВА В ЛИТЕРАТУРЕ И
МИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
1.1. Понятие мотива в литературе 8
1.2. Традиция мистических мотивов и образов в литературе 12
ГЛАВА II МИСТИЦИЗМ В РАННЕЙ ПРОЗЕ М. А. БУЛГАКОВА
2.1. Мистические мотивы в романе "Белая гвардия" 22
2.2. Мистицизм в сборнике «Записки юного врача» 25
2.3. Мистические мотивы и образы в повести «Дьяволиада» 29
2.4. Мистицизм в повестях «Роковые яйца», «Собачье
сердце» 34
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 45
Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 -1940) известны своей сложной и многогранной символикой, которая часто олицетворяет мистические и оккультные элементы. Исследования, затрагивающие мистицизм в творчестве М.А. Булгакова, позволяют глубже понять процесс его становления как писателя-мистика, путём раскрытия метатекстовых связей в его произведениях и выявления уникальных стилистических и художественных особенностей, которые отражают философскую концепцию автора.
М.А. Булгаков занимает уникальное место в русской литературе XX века, выступая связующим звеном между классической и модернистской литературой, реалистической и фантастической прозой, а также элитарной и популярной культурой. Несмотря на то, что сам писатель не являлся представителем авангардного движения, его проза наполнена «орнаментальными» чертами, в особенности это проявилось в известном романе писателя «Мастер и Маргарита»: «Автор успешно пользуется модернистской практикой смешения разных миросозерцательных основ, стилевых тенденций и образных начал» [18].
Изучение мистической традиции М.А.Булгакова необходимо, так как именно она закладывает основу «магического реализма», основоположником которого и является сам писатель. Для того, чтобы проследить пути развития данного направления, необходимо сосредоточить своё внимание на первых этапах его творчества, чтобы воссоздать полную картину новаторства в литературном оккультизме со стороны М.А. Булгакова.
Так, например, в раннем творчестве писателя М.О. Чудакова видит два вектора направления - сатирический гротеск и «олитературивание» собственной биографии. Из опубликованного в её монографии письма Н.П. Гдешинской, становится понятно, что заинтересованность
потусторонним миром и оккультизмом была яркой чертой писателя: «Любил всякую чертовщину. Спиритические сеансы. Рассказывал всякие чудасии...» [42, с.37-38]...
Мотив представляет собой стабильную категорию литературного произведения, анализируемого через призму регулярности и типичности, то есть обладающую либо универсальным, либо уникальным характером в рамках творчества определённого автора или отдельного произведения. Мотив характеризуется отсутствием выраженной повествовательной функции: любой значимый элемент, встречающийся неоднократно, может рассматриваться как полноценный отдельный мотив.
Практически каждый мотив включает в себя определённый мистический образ, представляющий собой трансформацию реальности в художественное пространство посредством взаимодействия с другими образами и наличия аллюзий в своём выражении. Мистический образ обогащает мотив, придавая ему большую целостность и значимость в фабульных конфигурациях. Взаимодействие мотива и образа способствует распространению мистических традиций в литературе в целом.
Мистические традиции в литературе начали формироваться ещё в эпоху Средневековья и с тех пор прочно вошли в русскую культуру, подвергаясь различным изменениям и инновациям, эволюционируя от фольклорных и религиозных корней до апокалиптических интерпретаций. Оккультные мотивы занимают важное место в системе историко-литературного процесса, так как уходят корнями в гностичекое мировосприятие русск ого народа. Гностицизм, как философское и религиозное направление, всегда привлекал внимание русской интеллигенции и отражался в художественных произведениях.
Мистические мотивы, проникающие в творчество М.А. Булгакова, выполняют функцию не только сюжетообразующую, но и являются инструментом для размышления над фундаментальными вопросами существования, таким как: поиск себя в условиях войны и не только; стремление к всемирному признанию; ценность любви и семейных уз; способность нести ответственность за свои действия и поступки...