Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мистические мотивы в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов

Работа №172981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВА В ЛИТЕРАТУРЕ И
МИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
1.1. Понятие мотива в литературе 8
1.2. Традиция мистических мотивов и образов в литературе 12
ГЛАВА II МИСТИЦИЗМ В РАННЕЙ ПРОЗЕ М. А. БУЛГАКОВА
2.1. Мистические мотивы в романе "Белая гвардия" 22
2.2. Мистицизм в сборнике «Записки юного врача» 25
2.3. Мистические мотивы и образы в повести «Дьяволиада» 29
2.4. Мистицизм в повестях «Роковые яйца», «Собачье
сердце» 34
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЯ 45

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 -1940) известны своей сложной и многогранной символикой, которая часто олицетворяет мистические и оккультные элементы. Исследования, затрагивающие мистицизм в творчестве М.А. Булгакова, позволяют глубже понять процесс его становления как писателя-мистика, путём раскрытия метатекстовых связей в его произведениях и выявления уникальных стилистических и художественных особенностей, которые отражают философскую концепцию автора.
М.А. Булгаков занимает уникальное место в русской литературе XX века, выступая связующим звеном между классической и модернистской литературой, реалистической и фантастической прозой, а также элитарной и популярной культурой. Несмотря на то, что сам писатель не являлся представителем авангардного движения, его проза наполнена «орнаментальными» чертами, в особенности это проявилось в известном романе писателя «Мастер и Маргарита»: «Автор успешно пользуется модернистской практикой смешения разных миросозерцательных основ, стилевых тенденций и образных начал» [18].
Изучение мистической традиции М.А.Булгакова необходимо, так как именно она закладывает основу «магического реализма», основоположником которого и является сам писатель. Для того, чтобы проследить пути развития данного направления, необходимо сосредоточить своё внимание на первых этапах его творчества, чтобы воссоздать полную картину новаторства в литературном оккультизме со стороны М.А. Булгакова.
Так, например, в раннем творчестве писателя М.О. Чудакова видит два вектора направления - сатирический гротеск и «олитературивание» собственной биографии. Из опубликованного в её монографии письма Н.П. Гдешинской, становится понятно, что заинтересованность
потусторонним миром и оккультизмом была яркой чертой писателя: «Любил всякую чертовщину. Спиритические сеансы. Рассказывал всякие чудасии...» [42, с.37-38]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мотив представляет собой стабильную категорию литературного произведения, анализируемого через призму регулярности и типичности, то есть обладающую либо универсальным, либо уникальным характером в рамках творчества определённого автора или отдельного произведения. Мотив характеризуется отсутствием выраженной повествовательной функции: любой значимый элемент, встречающийся неоднократно, может рассматриваться как полноценный отдельный мотив.
Практически каждый мотив включает в себя определённый мистический образ, представляющий собой трансформацию реальности в художественное пространство посредством взаимодействия с другими образами и наличия аллюзий в своём выражении. Мистический образ обогащает мотив, придавая ему большую целостность и значимость в фабульных конфигурациях. Взаимодействие мотива и образа способствует распространению мистических традиций в литературе в целом.
Мистические традиции в литературе начали формироваться ещё в эпоху Средневековья и с тех пор прочно вошли в русскую культуру, подвергаясь различным изменениям и инновациям, эволюционируя от фольклорных и религиозных корней до апокалиптических интерпретаций. Оккультные мотивы занимают важное место в системе историко-литературного процесса, так как уходят корнями в гностичекое мировосприятие русск ого народа. Гностицизм, как философское и религиозное направление, всегда привлекал внимание русской интеллигенции и отражался в художественных произведениях.
Мистические мотивы, проникающие в творчество М.А. Булгакова, выполняют функцию не только сюжетообразующую, но и являются инструментом для размышления над фундаментальными вопросами существования, таким как: поиск себя в условиях войны и не только; стремление к всемирному признанию; ценность любви и семейных уз; способность нести ответственность за свои действия и поступки...


1. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1995. - 53 с.
2. Андреев А.Н. Мистика как маркер гуманизма [Электронный ресурс] //
Историческое обозрение. - 2024. - № 25. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru (Дата обращения 26.12.2024).
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского: Учебное пособие. — М.: Советский писатель, 1963. — 167 с.
4. Безносов Э. Л. Роман Булгакова «Белая гвардия». Лекция №3 /Эдуард Львович Безносов // Литература. — 2004. — №37.
5. Белецкий А.И. В мастерской художника слова: Монография. - М.: Высшая школа, 1989. - 160 с.
6. Белкин М.Ю. Поэтика диалогического в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов: диссертация на соискание ученой степини канд -та филол. наук /М.Ю. Белкин. - Волгоград, 2004. - 27 с.
7. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Учебное пособие /И.З. Белобровцева, С.К. Кульюс. - М.: Издательство МГУ, 2012. - С.208.
8. Бердяева О. С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст: диссертация на соискание ученой степени д-ра филол. наук / О. С. Бердяева. - Великий Новгород, 2004. - 324 с.
9. Булгаков М.А. Белая гвардия. - СПб.: Азбука, 2024. - 320 с.
10. Булгаков М.А. Собачье сердце. - М.: АСТ, 2024. - 384 с.
11. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Мартин, 2022. - 368 с.
12. Булгаков М.А. Дьяволиада. Роковые яйца. Записки юного врача. Морфий. Я убил. - М.: Мартин, 2024. - 224 с.
13. Вахтин Б.Б. Булгаков и Гоголь: Материалы к теме // М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. - М.: СТД РСФС, 1988. - С. 334 - 342.
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика: Монография. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
15. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 304 с...69

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ