Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения диминутивов в совр. лингвистике.. 8
1.1. История изучения 8
1.2. Способы образования 15
1.3. Классификации 20
1.4. Функции 27
1.5. Диминутивы как объект исследования онтолингвистики 32
Выводы по главе 1 37
Глава 2. Анализ формы и функционирования диминутивов в детской речи . 40
2.1 Способы выражение диминутивов в детской речи 40
2.2 Функционирование диминутивов в современном русском языке (детской
речи) 46
2.3 Прагматический аспект категории диминутивности 53
2.4 Форма выражения (употребления) диминутивов в детской речи 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 70
Список литературы 73
Приложение 81
Развитое диминутивное словообразование является одной из характерных особенностей русского и других славянских языков, благодаря которой обеспечивается их высокая эмоциональная насыщенность, образность и выразительность. Исследованием генезиса диминутивов, структурно-семантических особенностей, принципов их функционирования и целевого назначения исследователи занимаются достаточно давно. При этом, анализ формально-содержательной специфики диминутивов зачастую не учитывает истоков происхождения самого явления, начало которого лежит в детско-родительских отношениях. Активность диминутивных форм в современном русском языке во многом обусловлена именно сферой коммуникации между взрослыми и детьми, в которой использование уменьшительно-ласкательных дериватов проявляется не просто как частотная словообразовательная модель, а фигурирует как неотъемлемый и обязательный компонент общения с ребенком.
В детоцентрической коммуникации, для которой в принципе характерна умилительно-ласкательная тональность, употребление диминутивов выполняет целый спектр прагматических и эмоционально-психологических функций, обеспечивающих не только личностное, но и речевое развитие ребенка. Причем речевое поведение ребенка на первых этапах развития формируется в направлении подражания речевой культуры взрослых, но со временем, уже в среднем дошкольном возрасте, становится самостоятельным явлением, порождающим такие речевые формы, которые соответствуют особенностям мировосприятия самогоребенка.
По мере взросления и совершенствования речевого развития, ребенок начинает использовать диминутивы не по аналогии с обращенной к нему речью взрослых людей, а на основе собственных ощущений и в соответствии с конкретными коммуникативными задачами. Иными словами, диминутивы в детской речи есть ни что иное, как средство означивания предметов и явлений окружающего мира, способ вербального создания собственной эмоционально-ценностной системы, маркировка объектов, входящих в личное пространство ребенка...
Достижения современной онтолингвистики позволяют говорить о наличии уникальных закономерностей в структурно-содержательных аспектах детской речи, представляющей собой процесс последовательного когнитивного и вербального освоения ключевых механизмов языка. Наблюдая за речью детей, можно выявить базовые основы индивидуальной языковой системы, гармонично включенной в языковую картину мира народа.
Многие вопросы онтолингвистики требуют тщательного изучения, так как к каждому компоненту детской речи следует подбирать особый подход, учитывающий и психоэмоциональные, и возрастные, и многие другие экстралингвистические факторы. Одним из таких вопросов, заслуживающих пристального внимания со стороны лингвистов, является использование в детской речи диминутивов.
Процесс создания и использования диминутивов в детской речи тесно сопрягается не только с особенностями мироощущения и мировосприятия ребенка, но и со спецификой самой системы словообразования в русском языке. Задавшись целью выявить прагматические, семантические и функциональные особенности диминутивов в детской речи, мы осуществили двухэтапное исследование...
1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Введение в общее языкознание: учебное пособие для студентов филологических специальностей / Н.Ф. Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 1998. - 439 с.
2. Арутюнова Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь / Н.Д. Арутюнова. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 682 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: УРСС, 2021. - 576 с.
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т / В.Г. Белинский - Т.
5. - М.: Художественная литература, 1979. - 631 с.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык / В.А. Белошапкова. - М.: Высшая школа, 2003. - 789 с.
6. Валгина Н.С. Современный русский язык: учебник / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
7. Виноградов В.А. «Долгих лет жизни единственной в стране кафедре детской речи»: из поздравлений, поступивших в адрес кафедры в день ее двадцатилетия // Онтолингвистика - наука XXI века (Материалы международной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 4-6 мая 2011 г., г. Санкт-Петербург). - С. 13.
8. Виноградов В.В. Статьи по общему языкознанию, компаративистике, типологии / В.В. Виноградов. - М.: Языки славянских культур, 2019. - 544 с.
9. Воейкова М.Д. Структурные функции диминутивов в современном русском языке и продуктивность их употребления / М.Д. Воейкова // Вопросы языкознания. - 2020. - № 5. - С. 38-56.
10. Востоков А.Х. Русская грамматика (По начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная) / А.Х. Востоков. - СПб.: Нобель Пресс, 2012. - 428 с.
11. Гаврикова Э.О. Формирование антропонимии в детском речевом сознании: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э.О. Гаврикова. - Тюмень, 2005. - 22 с.
12. Гарганеева К.В. Мотивационный словарь детской речи / К.В. Гарганеева. - Томск: Издатльство Томского университета, 2007. - 120 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2005. - 320 с.
15. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1: Фонетика и морфология (Теоретический курс) / А.Н. Гвоздев. - М.: УРСС, 2022. - 472 с...79