Эстетическое воспитание детей через театрализованные мероприятия
|
Введение 3
Глава I . Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего
воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность эстетического воспитания 6
1.2. Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка 11
Вывод 16
Глава II. Театрализованные мероприятия как средство эстетического воспитания 17
2.1. Содержание театрализованной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста 17
2.2. Диагностика развития речи дошкольников 25
2.3. Театрализованные мероприятия в дошкольном учреждении 28
2.4. Организация театрализованной деятельности в старшей группе 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Глава I . Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего
воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность эстетического воспитания 6
1.2. Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка 11
Вывод 16
Глава II. Театрализованные мероприятия как средство эстетического воспитания 17
2.1. Содержание театрализованной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста 17
2.2. Диагностика развития речи дошкольников 25
2.3. Театрализованные мероприятия в дошкольном учреждении 28
2.4. Организация театрализованной деятельности в старшей группе 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Актуальность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно-эстетическом образовании и воспитании, в частности при проведении театрализованных мероприятий. При его пренебрежении ребенок остается глухим к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям.
Проблема: каковы особенности эстетического воспитания детей дошкольников через театрализованные мероприятия?
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Театрализованные мероприятия не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Объект исследования: эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет: эстетическое воспитание дошкольников через театрализованные мероприятия.
Цель работы: изучить условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста через театрализованные мероприятия.
Гипотеза: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованные мероприятия возможно при следующих условиях;:
- является целенаправленной;
- имеет определённые формы организации;
- имеет определённое содержание (в соответствии с программой «Арт - фантазия»);
- имеет специфические методы работы воспитателя (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности).
Задачи исследования:
1) анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;
3) определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
4) подбор конспектов театрализованной деятельности, способствующих решению определённых задач развития личности детей дошкольного возраста.
Теоретические основы: положения о роли эстетического воспитания в развитии личности, формирования эстетической культуры как одной из важнейших задач образования (Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.).
Практическая значимость: результаты могут быть использованы в практике воспитательно-образовательной работы детского сада по эстетическому воспитанию через театрализованную деятельность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, приложения.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно-эстетическом образовании и воспитании, в частности при проведении театрализованных мероприятий. При его пренебрежении ребенок остается глухим к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям.
Проблема: каковы особенности эстетического воспитания детей дошкольников через театрализованные мероприятия?
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Театрализованные мероприятия не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Объект исследования: эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет: эстетическое воспитание дошкольников через театрализованные мероприятия.
Цель работы: изучить условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста через театрализованные мероприятия.
Гипотеза: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через театрализованные мероприятия возможно при следующих условиях;:
- является целенаправленной;
- имеет определённые формы организации;
- имеет определённое содержание (в соответствии с программой «Арт - фантазия»);
- имеет специфические методы работы воспитателя (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности).
Задачи исследования:
1) анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;
3) определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
4) подбор конспектов театрализованной деятельности, способствующих решению определённых задач развития личности детей дошкольного возраста.
Теоретические основы: положения о роли эстетического воспитания в развитии личности, формирования эстетической культуры как одной из важнейших задач образования (Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая и др.).
Практическая значимость: результаты могут быть использованы в практике воспитательно-образовательной работы детского сада по эстетическому воспитанию через театрализованную деятельность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, приложения.
Выполненное исследование, посвящённое эстетическому воспитанию посредством театрализованных мероприятий детей старшего дошкольного возраста, даёт основания сделать вывод, что оно имеет определённые особенности. Реализовав основные задачи исследования, определили, что: организация театрализованных мероприятий детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения. Имеет:
определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа;
определённое содержание - в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель-руководитель в ДОУ (мы работали по программе «Арт - фантазия»);
специфические методы работы и подходы воспитателя - индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:
Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа;
определённое содержание - в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель-руководитель в ДОУ (мы работали по программе «Арт - фантазия»);
специфические методы работы и подходы воспитателя - индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:
Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых



