«Повести Белкина» как цикл
|
Введение 3
Глава I. Особенности повествователя в «Повестях Белкина» 6
1.1. Образ Ивана Петровича Белкина 6
1.2. Образы рассказчиков в «Повестях Белкина» 16
Глава II. Особенности жанра «Повестей Белкина» 37
2.1. «Выстрел» как военная повесть 37
2.2. Новеллистический сюжет повести «Метель» 40
2.3. Жанровое своеобразие рассказа «Станционный смотритель» 43
2.4. Анекдотичность «Гробовщика» 47
2.5. Шекспировские мотивы в повести «Барышня-крестьянка» 50
Заключение 53
Литература
Глава I. Особенности повествователя в «Повестях Белкина» 6
1.1. Образ Ивана Петровича Белкина 6
1.2. Образы рассказчиков в «Повестях Белкина» 16
Глава II. Особенности жанра «Повестей Белкина» 37
2.1. «Выстрел» как военная повесть 37
2.2. Новеллистический сюжет повести «Метель» 40
2.3. Жанровое своеобразие рассказа «Станционный смотритель» 43
2.4. Анекдотичность «Гробовщика» 47
2.5. Шекспировские мотивы в повести «Барышня-крестьянка» 50
Заключение 53
Литература
Прозе А.С.Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» писаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы».
Оригинальность и своеобразие «Повестей Белкина» заключаются в ом, что Пушкин показал в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей ентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее приложение в прозе этого периода.
Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, сакой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки («Метель», «Барышня- крестьянка»), армейской среды («Выстрел»), внимание к судьбе «мученика четырнадцатого класса» («Станционный смотритель»), наконец, к быту мелких московских ремесленников («Гробовщик») наглядно свидетельствует об этой устремленности «Повестей Белкина». Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению.
Важным вопросом в пушкиноведении является образ надуманности или реальности Белкина. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в «Повестях Белкина» композиционная функция Белкина проявляется в его «самоустранении» из повестей (образ автора включен только в предисловие).
В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» заметную циклообразующую роль выполняет образ объединяющего рассказчика.
Литературный цикл - это группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющим собой художественное целое.
Повести Пушкина объеденены в цикл: во-первых, фигурой повествователя - Белкина; во вторых, тем, что все они рассказаны; в третьих жанровым своеобразием.
Актуальность исследования заключается в том, что тема «Повести Белкина» как цикл» актуальна и значима в современных условиях. Это обусловлено активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Проблемой цикла повестей занимались знаменитые пушкиноведы - В.В. Виноградов, И.В. Фоменко, В.В. Гиппиус, М.Н.Дарвин, а также совеременные литературоведы В.И. Тюпа, В. Шмид, С.С. Сазонова и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в попытке обобщить материалы исследований, касающихся особенностей цикла известных пушкиноведов и современных литературных исследователей.
Объект исследования «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Предмет исследования: художественные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина, отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в циклообразовании «Повестей Белкина»;
2) проанализировать своеобразие жанра повестей, входящих в цикл. Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов при подготовке практических занятий по ИРЛ в вузе и на занятих по творчеству А.С. Пушкина в школе.
Материалом послужили «Повести Белкина» Пушкин А.С. // Полн. собр. соч.: М., 1962-1966.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав: Особенности повествователя в «Повестях Белкина», Особенности жанра «Повестей Белкина», заключения и библиографии.
Оригинальность и своеобразие «Повестей Белкина» заключаются в ом, что Пушкин показал в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей ентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее приложение в прозе этого периода.
Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, сакой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки («Метель», «Барышня- крестьянка»), армейской среды («Выстрел»), внимание к судьбе «мученика четырнадцатого класса» («Станционный смотритель»), наконец, к быту мелких московских ремесленников («Гробовщик») наглядно свидетельствует об этой устремленности «Повестей Белкина». Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению.
Важным вопросом в пушкиноведении является образ надуманности или реальности Белкина. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в «Повестях Белкина» композиционная функция Белкина проявляется в его «самоустранении» из повестей (образ автора включен только в предисловие).
В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» заметную циклообразующую роль выполняет образ объединяющего рассказчика.
Литературный цикл - это группа произведений, составленная и объединенная самим автором и представляющим собой художественное целое.
Повести Пушкина объеденены в цикл: во-первых, фигурой повествователя - Белкина; во вторых, тем, что все они рассказаны; в третьих жанровым своеобразием.
Актуальность исследования заключается в том, что тема «Повести Белкина» как цикл» актуальна и значима в современных условиях. Это обусловлено активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Проблемой цикла повестей занимались знаменитые пушкиноведы - В.В. Виноградов, И.В. Фоменко, В.В. Гиппиус, М.Н.Дарвин, а также совеременные литературоведы В.И. Тюпа, В. Шмид, С.С. Сазонова и другие.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в попытке обобщить материалы исследований, касающихся особенностей цикла известных пушкиноведов и современных литературных исследователей.
Объект исследования «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Предмет исследования: художественные особенности «Повестей Белкина» А.С. Пушкина, отсюда вытекают следующие задачи исследования:
1) рассмотреть функцию рассказчиков и образа Белкина в циклообразовании «Повестей Белкина»;
2) проанализировать своеобразие жанра повестей, входящих в цикл. Практическое значение исследования состоит в возможности использования материалов при подготовке практических занятий по ИРЛ в вузе и на занятих по творчеству А.С. Пушкина в школе.
Материалом послужили «Повести Белкина» Пушкин А.С. // Полн. собр. соч.: М., 1962-1966.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав: Особенности повествователя в «Повестях Белкина», Особенности жанра «Повестей Белкина», заключения и библиографии.
С самого начала Пушкин заявляет, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Автор добивается нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, а псевдоним помогает устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старается дать прозвучать голосу рассказчика, показать его причастность к событиям и, тем самым, доказать реальность происходящих событий. Отсюда следует, что «рассказанность» и была тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Устное происхождение обеспечивало тексту художественную свободу, сочетание устойчивой традиции и полной новизны, сохраняющей непременное, «классическое» условие — увлекательности чтения.
Именно «рассказанность» допускала их чтение по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цельным само по себе, по частям.
Известный исследователь циклизации произведений, И. В. Фоменко, придерживается следующей точки зрения, относительно цикличности произведения: «... если, скажем, из романа извлечь и опубликовать одну главу, она будет восприниматься главой из романа, фрагментом, то есть частью некоего единства. А если извлечь отдельный текст из цикла, он может существовать как отдельно произведение» [58, с.28].
Интересна в произведении роль рассказчика. Намеренно сниженный, предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. Литературоведы по прежнему проявляют интерес к образу рассказчика, считая, что эта легкая мистификация очень удалась Пушкину.
До известного критика А.Григорьева, все видели в образе Белкина лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства,заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего,страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании. Именно таким образом объяснял А. Григорьев появление Белкина в творчестве Пушкина [19, с. 169].
Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам. По концепции
С.Бочарова: «Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин подчиняет свое авторское я новому голосу, олицетворяющему реальный мир [8, с. 112].
С уверенностью можно утверждать, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа, лишь рассказчик, (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Но в то же время удивителен факт: повести Пушкина в то же время объединяются, во-первых, общим приемом тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Этим приемом воспользуется Лермонтов в «Герое нашего времени». Во-вторых, фигурой повествователя — Белкина; в-третьих, тем, что все они рассказаны.
Таким образом, многоступенчатая система рассказчиков: от неизвестных очевидцев и участников историй, к Белкину, от него к издателю А.П. и к Пушкину придают единство произведению, состоящему из пяти повестей, каждая из которых имеет свой круг действующих лиц. Объединяющим звеном является Иван Петрович Белкин. Каждый из рассказчиков осознаёт «поведанную» историю как случайное стечение обстоятельств.
Белкин - собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от разных особ». Момент двойного авторства и вытекающего отсюда единства всего текста «Повестей» Пушкиным подчёркнут и полным названием произведения, и финальной его ремаркой («Конец повестям И.П.Белкина»), и системой эпиграфов. Там, где Белкин видит пять творений,
Пушкин - одно. Там, где Белкин усматривает разрешение конфликта, исчерпанность темы, Пушкин видит незавершённость, а тгго'/л обращается к очередной «повести», освещающей предыдущую по принципу художественного «монтажа».
Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и, мы помним, он расположил все повести не в той последовательности, в какой были они написаны, включает все события, произошедшие с главными персонажами «белкинских» историй в контекст «большой» истории - от Отечественной Войны 1812 года до 1825 года. Это придаёт другое измерение тексту и нашему восприятию его. Мы воспринимаем все повести как целостный текст, реалистическую картину жизни. Пушкинское произведение побуждает читателя задуматься о таких философских понятиях, как случайность и закономерность, судьба и воля отдельного человека.
Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной ситуации, герои «Повестей Белкина» должны совершить выбор, служащий показателем их нравственных возможностей. «Повести Белкина» - особое жанровое образование, своего рода «эскиз романа». Они значимы для русской литературы не только в качестве одного из своеобразных её творений, но и как опыт на пути к жанру романа, который станет ведущим жанром во второй половине XIX в.
Именно «рассказанность» допускала их чтение по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цельным само по себе, по частям.
Известный исследователь циклизации произведений, И. В. Фоменко, придерживается следующей точки зрения, относительно цикличности произведения: «... если, скажем, из романа извлечь и опубликовать одну главу, она будет восприниматься главой из романа, фрагментом, то есть частью некоего единства. А если извлечь отдельный текст из цикла, он может существовать как отдельно произведение» [58, с.28].
Интересна в произведении роль рассказчика. Намеренно сниженный, предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. Литературоведы по прежнему проявляют интерес к образу рассказчика, считая, что эта легкая мистификация очень удалась Пушкину.
До известного критика А.Григорьева, все видели в образе Белкина лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства,заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего,страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании. Именно таким образом объяснял А. Григорьев появление Белкина в творчестве Пушкина [19, с. 169].
Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам. По концепции
С.Бочарова: «Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо». Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин подчиняет свое авторское я новому голосу, олицетворяющему реальный мир [8, с. 112].
С уверенностью можно утверждать, что «Повести Белкина» А.С. Пушкина отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа, лишь рассказчик, (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Но в то же время удивителен факт: повести Пушкина в то же время объединяются, во-первых, общим приемом тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Этим приемом воспользуется Лермонтов в «Герое нашего времени». Во-вторых, фигурой повествователя — Белкина; в-третьих, тем, что все они рассказаны.
Таким образом, многоступенчатая система рассказчиков: от неизвестных очевидцев и участников историй, к Белкину, от него к издателю А.П. и к Пушкину придают единство произведению, состоящему из пяти повестей, каждая из которых имеет свой круг действующих лиц. Объединяющим звеном является Иван Петрович Белкин. Каждый из рассказчиков осознаёт «поведанную» историю как случайное стечение обстоятельств.
Белкин - собиратель этих необыкновенных историй, которые были «слышны им от разных особ». Момент двойного авторства и вытекающего отсюда единства всего текста «Повестей» Пушкиным подчёркнут и полным названием произведения, и финальной его ремаркой («Конец повестям И.П.Белкина»), и системой эпиграфов. Там, где Белкин видит пять творений,
Пушкин - одно. Там, где Белкин усматривает разрешение конфликта, исчерпанность темы, Пушкин видит незавершённость, а тгго'/л обращается к очередной «повести», освещающей предыдущую по принципу художественного «монтажа».
Пушкин как автор, который придумал и Белкина, и всех рассказчиков, и, мы помним, он расположил все повести не в той последовательности, в какой были они написаны, включает все события, произошедшие с главными персонажами «белкинских» историй в контекст «большой» истории - от Отечественной Войны 1812 года до 1825 года. Это придаёт другое измерение тексту и нашему восприятию его. Мы воспринимаем все повести как целостный текст, реалистическую картину жизни. Пушкинское произведение побуждает читателя задуматься о таких философских понятиях, как случайность и закономерность, судьба и воля отдельного человека.
Одним из доминантных и сквозных мотивов в циклическом произведении Пушкина является мотив выбора. Оказавшись в сложной, исключительной ситуации, герои «Повестей Белкина» должны совершить выбор, служащий показателем их нравственных возможностей. «Повести Белкина» - особое жанровое образование, своего рода «эскиз романа». Они значимы для русской литературы не только в качестве одного из своеобразных её творений, но и как опыт на пути к жанру романа, который станет ведущим жанром во второй половине XIX в.
Подобные работы
- Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина»
А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина (функционально-семантический аспект)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - «Гробовщик» А. С. Пушкина в контексте фантастической повести 1820-х годов
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - ПЕРЕДАЧА ИДИОСТИЛИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТ А. С. ПУШКИНА В ПЕРЕВОДАХ ЦИКЛА «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА» НА ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - СБОРНИК В. И. КАРЛГОФА «ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Функции художественной детали в романтических повестях А.Погорельского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2022 - Психологизм прозы А.С. Пушкина
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Художественное своеобразие пейзажных зарисовок в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» (Ростовский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, литература. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ПОЭТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА Проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы XIX - начала ХХ века (10.01.08 )
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001



