Введение 3
Глава I: Теоретические подходы к исследованию повышения конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Исследование методик конкурентного анализа промышленных
предприятий 17
Глава II: Анализ конкурентоспособности ПАО «Северсталь» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ПАО
«Северсталь» 20
2.2. Сравнительный анализ конкурентов ПАО «Северсталь» 28
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия ПАО «Северсталь» 37
Глава III: Разработка предложений по повышению конкурентоспособности
ПАО «Северсталь» 42
3.1. Совершенствование коммуникативной политики предприятия ПАО
«Северсталь» 42
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию внутрикорпоративной
политики предприятия ПАО «Северсталь» 52
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение
Экономическая составляющая является неотъемлемой частью, как нашей повседневной жизни, так и бизнеса, будь он микропредприятием или огромным холдингом, находится он где-то в глубинке или городе федерального значения. Актуальность темы обусловлена свойственным бизнесу алгоритмам, аналогично законам физики, их можно не воспринимать, не знать, но они действуют вне зависимости от нашей воли. В текущем году мы стоим на рубеже крупного мирового кризиса, несомненно, пандемия Коронавируса COVID-19 негативно отразилась на экономики России, крупный бизнес ещё «держится на плаву», средний- приостанавливает свою деятельность, а малый бизнес и вовсе изо всех сил пытается выжить в нынешних условиях, но при этом крупные предприятия стратегического значения немного иначе переживают это время.
При изучении конкурентоспособности оптимально было бы рассматривать здоровую конкуренцию, если не в условиях экономического роста, то хотя бы в условиях стабильности — это первая проблема, рынок нестабилен. В настоящее время сильно изменился сам рынок, следуя за активным сокращением издержек и спроса — это вторая, рынок изменчив. Следует затронуть тему недостаточного поддержания малого бизнеса, урезанное финансирование и недостаток правового поля регулирования, как конкуренции, так и самих компаний — это третья проблема.
Конкуренцию можно обозначить по-разному, например она- представляет собой экономический процесс взаимодействия и борьбы между предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, оказания услуг, либо представляет борьбу за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция является ключевым понятием рыночных отношений и проявляется в соперничестве. Под конкуренцией также понимается процесс взаимодействия поставщиков и производителей, которые используют свои конкурентные преимущества в реализации товара, оказании услуги или выборе поставщика.
Анализ и изучение экономических показателей компаний, позволит провести аналитику и даст необходимые данные для оценки конкурентоспособности. Именно это, определяет актуальность избранной темы исследования.
Изучению конкурентоспособности, как и конкуренции посвящены исследования таких ученых, как: Е. П. Голубкова, В. В. Каткова, Н. Н. Лепы, В. Д. Марковой, Т. П. Решетниковой и других.
Цели и задачи исследования.
Целью работы является разработка предложения по повышению конкурентоспособности, определение путей повышения конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности.
На основе сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
• Указать источники и факторы конкурентоспособности;
• Определить основные направления и критерии оценки конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности;
• Оценить состояние внешней и внутренней конкурентной среды отечественных предприятий металлургической промышленности;
• Разработать предложение по повышению конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности.
Объект исследования - предприятие ПАО «Северсталь».
Предмет исследования -конкурентоспособность предприятий металлургической промышленности.
Научные положения отдельных разделов выдвигались на обсуждение на научной конференции «Научные исследования современных проблем развития России: цифровая трансформация экономики», научная статья «Конкуренция и её влияние на рынок в условиях современной цифровой России», включена в сборник научных трудов материалов Международной научно - практической конференции молодых учёных СПБГЭУ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, литература, относящаяся к теме, законодательные и нормативные акты РФ.
Результаты, полученные в ходе исследования имеют практическую значимость и могут применяться для наладки внутренней среды предприятия ПАО «Северсталь».
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа. Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности. Анализ прибыли и рентабельности был проведен в настоящей дипломной работе на примере ПАО «Северсталь». Данное предприятие является одним из ведущих предприятий России по производству металлопроката. Это предприятие полного металлургического цикла, специализирующееся на производстве листового и сортового проката широкого ассортимента.
ПАО «Северсталь» - вертикально интегрированная металлургическая и горнодобывающая компания с основными активами в России, а также инвестициями в других регионах [41]. Ценные бумаги «Северстали» котируются на Московской бирже (МБ), а глобальные депозитарные расписки представлены на Лондонской фондовой бирже (LSE). Стратегическая цель «Северстали» заключается в повышении стоимости компании и создании устойчивого высококачественного бизнеса, стабильно приносящего больше прибыли, чем в среднем по отрасли. Проведенный в ходе исследования анализ динамики прибыли ПАО «Северсталь» и конкурентов показал, что предприятие является конкурентоспособным и при правильном управлении может выйти в лидеры в своей отрасли. Используя результаты исследований, были выявлены резервы повышения прибыли и рентабельности, а также предложены мероприятия по уменьшению брака и оптимизации внутренней культуры. В целях совершенствования механизмов мотивации персонала, увеличения эффективности производства и сокращения издержек, как следствие повышение конкурентоспособности рекомендуется следовать разработанному мероприятию способному обеспечить: - повышение эффективности использования ресурсов предприятия; - уменьшение ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости; - совершенствование системы управления производством. Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли и, в конечном счете, уровень рентабельности. Таким образом, в данной дипломной работе был проведен анализ прибыли и рентабельности ПАО «Северсталь» и выявлены возможные пути повышения данных показателей в условиях рыночной экономики и предложены мероприятия по улучшению менеджмента производства, за счёт чего, несомненно, будет достигнуто сокращение издержек, как следствие, предприятие ПАО «Северсталь» имеет все шансы не только нарастить конкурентное преимущество, но и вовсе стать лидером на рынке сталелитейной продукции.
1. Федеральный закон "О защите конкуренции" №135 от 26.07.2006г
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_61763/
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71839482/
3. Абдикеев Н.М. Целевые индикаторы повышения
конкурентоспособности отраслей обрабатывающей промышленности в Российской Федерации / Н.М. Абдикеев, Ю.С. Богачев, Е.Л. Морева [и др.] // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 5-15. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7tselevye- indikatory-povysheniya-konkurentosposobnosti-otrasley-obrabatyvayuschey-pro
4. Афонасова М.А. Проблемы повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятий / М.А. Афонасова, Т.В. Архипова // Решетневские чтения : материалы XXII Международ. науч.-практ. конф. - Красноярск : СибГУ им. М.Ф Решетнева, 2018. - Ч. 2. - С. 377-380. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://disk. sibsau.ru/index.php/s/jaGmYOO4I73tGb1
5. Бусоедов А.А. Основные тенденции развития конкуренции на российском рынке / А. А. Бусоедов, Н. Р. Борошенко, Н. Е. Шемелева // Вестник магистратуры. - 2017. - № 12-3 (75). - С. 17-22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magisterjournal.ru/docs/VM75_3.pdf#page=20.
6. Гагарина И.В. Механизм оценки состояния конкуренции на рынках, применяемый антимонопольными органами при осуществлении государственной конкурентной политики // Вестник Тюменского государственного университета. Социально -экономические и правовыеисследования. - 2019. - Т. 5, № 2. - С. 181-185. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vestnik.utmn.ru/upload/iblock/bd5/171_185.pdf
7. Гальперин С.Б. Государственное регулирование конкуренции в
Российской Федерации / С.Б. Гальперин, В.М. Солдатов // Микроэкономика. -
2018. - № 2. - С. 11-14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://www.elibrary.ru/download/elibrary_34903171_21161782.pdf
8. Гоман И.В. Конкуренция и государственное регулирование экономики
Российской Федерации / И.В. Гоман, А.В. Егорова // Вестник СамГУ. - 2015. - №2 (124). - С. 116-121. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-i-gosudarstvennoe-regulirovanie- ekonomiki-rossiyskoy-federatsii
9. Гусарева В.Н. Пути развития конкуренции на рынках субъектов
Российской Федерации / В. Н. Гусарева, Г. Г. Крутова // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018 : сб. тр. междунар. науч.-техн. форума : в 11 т. / под общ. ред. О. В. Миловзорова. - Рязань, 2018. - Т. 7. - С. 100-106. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35399388
10. Елсуков М.Ю. Стратегия развития и меры по обеспечению его
конкурентоспособности в современных условиях международной экономической интеграции / М.Ю. Елсуков, А.П. Исаев, В.М. Ходачек // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2018. - № 2. - С. 36-43. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https ://www.eijournal.ru/j our/article/view/187/172.
11. Емельянов А.А. Оценка конкурентоспособности региональных горно¬
металлургических кластеров. - DOI 10.17059/2020-1-16 / А.А. Емельянов, Н.В. Кельчевская, И.С. Пелымская // Экономика региона. - 2020. - Т. 16, № 1. - С. 223-227 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-regionalnyh-gorno- metallurgicheskih-klasterov/viewer.
12. Ерошенкова Е.Д. Роль конкуренции в современной рыночной
экономике России // Наука на рубеже тысячелетий. - 2019. - № 12. - С. 44-54. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=39281983
13. Жук А.А. Причины и роль недобросовестной конкуренции на современных отраслевых рынках / А.А. Жук, М.Г. Амбарцумян // Современная конкуренция. - 2017. - Т. 11, № 6 (66). - С. 30-51[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7prichiny-i-rol-nedobrosovestnoy- konkurentsii-na-sovremennyh-otraslevyh-rynkah/viewer
14. Зорина Е.В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой ученый. - 2018. - № 48 (234). - С. 393-395. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/234/54467/
15. Игнатова А.А. Антимонопольное регулирование и развитие
конкуренции / А. А. Игнатова, Р. С. Незнахина // Молодые ученые России : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. - Пенза, 2020. - С. 99¬110. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42956723
16. Кирсанов С. Проблемы и перспективы конкурентоспособности предприятий России в условиях ВТО / С. Кирсанов, Ванг Бо // Sciences of Europe. - 2017. - Т. 3, № 14. - С. 29-31[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nyproblemy-i-perspektivy-konkurentosposobnosti- predpriyatiy-rossii-v-usloviyah-vto/vie.
17. Ларькина М.С. Правовые основы реализации конституционного принципа поддержки конкуренции // Наука. Общество. Государство : электрон.науч. журнал. - 2017. - №1 С. 1-3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/lar_kina_ms_17_1_13.pdf
18. Миронова В.Н. Роль государства в продвижении экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособной на международных рынках. - DOI 10.26794/1999-849X-2019-12-4-50-59 // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - № 4. - С. 50-59. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/org/div/edition/enp/journals/Ko4%202019.pdf
19. Мовсаров Р.Д. Конкурентоспособность предприятия / Р.Д. Мовсаров,
Х.В. Джабраилов // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 1(24). - С. 18-22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://publikacija.ru/images/PDF/2018/24/Science-and-education-today-1-24.pdf
20. Оберт Т.Б. Формирование конкурентной среды в современной
российской экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2017. - Т. 17, вып. 4. - С. 434-438. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://eup.sgu.ru/sites/eup.sgu.ru/files/2017/12/4-2017_a_ekonomika.10.pdf
21. Овчарук Н.Ю. Механизм формирования конкурентных преимуществ/ Н.Ю. Овчарук, Е.Л. Прокопьева // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, вып. 1. - С. 111-116. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-konkurentnyh- preimuschestv-na-primere-pischevoy-otrasli-regio.
22. Орцханова М.А. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики / М. А. Орцханова, М. И. Китиева, Ф. Я. Полонкоева // Colloquium-journal. -
2019. - № 26-9 (50). - С. 48-59. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.colloquium-journal.org/wp-content/uploads/2019/12/colloquium-journal- 2650-chast-9.pdf#page=59
23. Правкин С.А. Проблемы реализации антимонопольной политики / С. А. Правкин, М. А. Ковнерев // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 10. - С. 132-167. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innovazia.ru/upload/iblock/95b/№118%20new.pdf#page=162
24. Рахматуллина Е.В. Оценка и создание конкурентной среды в Российской
Федерации / Е. В. Рахматуллина, Тамбов, 2017. - Ч. 1. - С. 514-528 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekonomicheskoy-konkurentsii-kak-
obektivnaya-zakonomernost-effektivnogo-funk
25. Розанова Н.М. Политика поддержки конкуренции в России: вчера, сегодня, завтра
// JER. - 2015. - Т. 6, №3. - С. 6-21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/politika-podderzhki-konkurentsii-v-rossii-vchera-segodnya-zavtra
26. Румянцева Е.Е. Промышленность России: проблемы и пути дальнейшего развития. // Экономика в промышленности. - 2018. - № 11(2). - С. 151-158. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ecoprom.misis.ru/jour/article/view/670/607.
27. Терёшина Н.П., Рахимомянова И.А. Конкурентоспособность продукции и организации -Учебное пособие для программ магистратуры по направлению «Экономика». - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 129 с.
28. Хеллат А.А. Рыночные структуры и конкуренция в современных условиях России / А. А. Хеллат, Д. В. Пермякова // Форум молодых ученых. - 2017. - Вып. 1 (5). - С. 612-636. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://46ef98e1-3a76- 4b58-8a96-b4b8a4c443.filesusr.com/ugd/b06fdc.pdf#page=63
29. Чекунов А.С. Особенности государственной поддержки национальной промышленности в условиях ВТО // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 6. - С. 225-231. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-gosudarstvennoy-podderzhki- natsionalnoy-promyshlennosti-v-usloviyah-vto
30. Marincean D.A. Theories of competition, The Annals of the University of Oradea. Economic Scines -2019; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2019/n1/005.pdf