Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования ценностных отношений подростков к
культурно-историческому наследию 6
1.1Особенности формирования ценностных отношении подростков 6
1.2 Культурно-историческое наследие как совокупность значимых ценностей. ..11
1.3 Формы организации туристско-рекреационной деятельности подростков,
способствующие формирования культурных ценностей 14
2 Обоснование необходимости разработки квест-технологии формирования
ценностных отношений подростков к культурно -историческому наследию родного края 19
2.1 Анализ организации работы по формированию ценностей подростков
средствами туристско -рекреационной деятельности в городе Красноярске и Красноярском крае 19
2.2 Отношение современных подростков 12-14 лет к культурно-историческому
наследию родного края 22
3 Реализация квест-технологии формирования ценностного отношения
подростков к культурно -историческому наследию родного края 29
3.1 Разработка квест-технологии формирования ценностного отношения
подростков к культурно -историческому наследию 29
3.2 Проверка результативности реализации квест-технологии формирования
ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию 36
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения А-Д 54-72
Культурно-историческое наследие - капитал невозместимой ценности, отражающий вехи многовековой истории страны; основание для ее национального самоуважения и признания мировым сообществом. Сохранение культурно-исторического наследия России на фоне процессов мировой глобализации, расширения культурных контактов между народами, становится возможным благодаря тому, что данная ценность обретает для людей особое значение. Иначе возникает риск утраты культурной идентичности нации, ее самобытности, исторической памяти.
В этой связи вопросы формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к культурно -историческому наследию своей страны, родного края становятся особо актуальными. Данные вопросы находятся в поле зрения правительства РФ: 2014 год был объявлен в России годом культуры и стал началом реализации мероприятий по воспитанию национального самосознания граждан, приобщению детей и молодежи к культурному наследию[39]; в 2017 году сохранение исторической памяти выделено ключевым приоритетом развития российского общества [31]; в 2018 году укрепления российской гражданской идентичности на основе духовнонравственных и культурных ценностей проживающих в ней народов определено стратегической задачей государства [40].
Процесс формирования отношения к культурно -историческому наследию - пространство всей жизни человека, наиболее отчетливо он происходит в подростковом возрасте на этапе нравственного становления личности, когда интенсивно формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, появляются мысли о смысле своей жизни. Анализ научных источников дает основание говорить о противоречивом и критичном отношении современной молодежи к культурным ценностям -снижен интереса к историческим памятникам, народному искусству, творчеству... [33]. Данное обстоятельство требует поиска и нахождения новых форм, технологий, позволяющих предать ценностное наполнение жизни молодых людей. Одной из эффективных и привлекательных для современных подростков технологий формирования ценностного отношения к культурно -историческому наследию является квест-технология.
Тема исследования: «Квест-технология формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию родного края».
Объект исследования: формирование ценностного отношения
подростков к культурно -историческому наследию родного края.
Предмет исследования: квест-технология формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию родного края.
Цель исследования: разработать квест-технологию формирования ценностного отношения подростков 12-14 лет к культурно-историческому наследию родного края и проверить результативность ее реализации.
Гипотеза исследования: Реализация квест-технологии формирования ценностного отношения подростков к культурно-историческому наследию родного края, включающей задачи, формы проведения квеста, его маршрут, локацию, ресурсы, порядок выполнения и оценку заданий, а так же саморефлексию деятельности участников, будет способствовать обогащению их знаний в области истории и культуры родного края, повысит интерес к культурно-историческому наследию.
Задачи исследования:
1) Определить сущность понятий «ценностное отношение», «культурно - историческое наследие», выделить особенности формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию.
2) Обосновать и разработать квест-технологию формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию родного края.
3) Проверить результативность реализации квест-технологии формирования ценностного отношения подростков к культурно-историческому наследию родного края.
Метод исследования: анализ и обобщение научной литературы, анкетирование, сравнение, метод математеческой статистики (U-критерий Манна- Уитни).
1. Понятие «ценностное отношение» определено как отношение человека к объектам окружающей действительности, ценностям высокого уровня абстракции. Ценностные отношения формируются условиями жизни, под воздействием природы, общества, в процессе мотивированной и осознанно нацеленной деятельности. Понятие «культурно-историческое наследие» определено как совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, включающих: движимые или недвижимые - памятники архитектуры, искусства, истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, научные коллекции, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, технологии; здания - музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, укрытия; центры, в которых имеются культурные ценности.
2. Формирование отношения к культурно -историческому наследию наиболее
отчетливо происходит в подростковом возрасте. Особенностями данного формирования выявлены: отсутствие жизненного опыта; податливость влияниям; обретение устойчивого интереса к вопросам мировоззрения, морали и эстетики, к психологическим переживаниям собственным и других людей; потребность в расширении кругозора и духовно-нравственном развитии, ценностном
самосознании и самоопределении; формирования чувства идентичности - через осознание своего «мы», своей общности с той или другой группой выделения себя из этой общности в качестве автономного «я».
3. Обоснована квест-технология формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию родного края - в качестве аргументов приведены следующие положения: а) туристско-рекреационная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования ценностного отношения подростка: расширяет представление о культурно-историческом наследии; способствует формированию эмоционального отношения к историческим событиям и их участникам; возбуждает интерес к культурным ценностям; помогает формировать требуемые «образы»; б) квест-технология как разновидность игровой технологии туристско-рекреационной деятельности позволяет решать задачи ценностного самоопределения подростков; что происходит в логике: осведомленность - формирование чувственного отношения - пробуждение интереса - осмысление личной значимости - принятие; в) подобный формат работы позволяет познавательные лекции и практические занятия чередовать с нестандартными формами обучения и воспитания, благодаря которым подростки могут проявить так ж:е свои творческие способности, участвовать в тематических конкурсах, раскрывать свой личностный потенциал; г) что касается подростков г. Красноярск, то низким приоритетом для подростков 12-14 лет являются категории ценностей отнесенных к группам отечество, культура. То есть, выявлена потребность в проведении специальной работы по формированию ценностного отношения у подростков к культурно - историческому наследию.
4. Разработана квест-технология формирования ценностного отношения подростков к культурно -историческому наследию родного края, предполающая последовательную подготовку и проведение тематических квестов согласно заданной структуре: 1) цели и задачи; 2) участники (команды); 3) виды, сюжет и формы проведения; 4) маршрутный лист с обозначением этапов; 5) порядок выполнения заданий с привязкой к локациям; 6) функции и роли организаторов; 7) пространства и ресурсы; 8) порядок оценивания выполнения заданий 8) рефлексия.
5. В ходе проведенного исследования доказана результативность заявленной квест-технологии - ее реализация позволила статистически достоверно повысить интерес подростков к культурно-историческому наследию родного края (3,33±0,99 на момент начала исследования и 4,10±0,49 по окончании исследования) и расширить их знания об истории и культуре родного края (2,53±0,74 на момент начала исследования и 3,97±0,49 по окончании исследования), что способствовало переоценки ценностного отношения к культурно -историческому наследию подростков (на момент окончания исследования место ценности «культура» «сместилось» с VII на VI ранг, ценности «отечество» с VI на V ранг).
1. Белинская, Е.П. Проблемы социализации: история и современность: учеб.пособие. / Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 240 с.
2. Владыко, А.В. Квест - технология в образовании и воспитании / А.В. Владыко // Актуальные вопросы современной науки: сборник статей по материалам XVI международной научно -практической конференции. - М., 2018. - С. 9-20.
3. Гребенникова, О.В Ценности и представления об успешности в контексте культурного развития личности подростка / О.В. Гребенникова // Психология обучения. - 2016. - № 10. - С. 14-26.
4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 352 с.
5. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Внешкольное воспитание. - 2007. - №9. - С. 23-27
6. Зайцева, А.П. Факторы, влияющие на процесс формирования ценностей подростков / АПЗайцева // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научнопрактической конференции. - 2016. - С. 253-257.
7. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно -ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. - 2008. - №2. - С. 68-73
8. Иванова, ИИ. Методическая разработка туристического квеста "Звениговский дозор" Звениговского районного краеведческого музея / ИИ. Иванова // Богатство финно-угорских народов: Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. - Звенигород, 2018. - С. 319-320
9. Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - М.: МГУ, 2005. - 216 с.
10. Колесникова, М. Квест как форма внеклассной работы по истории /
М. Колесникова, К. Семенова, А.Юров // Актуальные вопросы методики обучения истории материалы всероссийской конференции.под. ред. Л.Н. Аксеновой. - М., 2015. - С. 58-63
11. Короткова, АС. Образовательный квест - форма обучения языку и средство формирования поликультурной личности / Короткова А. С. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно - практических конференций. - 2017. - № 2. - С. 824-827
12. Кривых, С.В. Асоциальное поведение детей / С.В.Кривых, Жифен Лу // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - № 4. - С. 108 - 114
13. Кулешова, М.Е. Понятийно -терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия / М.Е. Кулешова // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: Сб. науч. тр. - М., 1994. - С. 41
14. Культурные ценности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. wikipedia.org/wiki/
15. Курина, В. А Экскурсионная деятельность как средство социализации горожанина / В. А Курина // Городская культура и город в культуре: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2013. - С. 287-293....50