ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 6
1.1. Категория эмотивности в лингвистике 6
1.2. Классификация эмоций Р. Плутчика 9
1.3. Дискурс «новой чувствительности» 10
1.4. Художественный дискурс 14
1.5. Подростковая литература 18
1.5.1. К определению понятия «подростковая литература» 18
1.5.2. Основные критерии подростковой литературы 19
1.5.3. Жанр «мистика» в испаноязычной литературе для подростков:
творчество К.Р. Сафона 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭМОТИВОВ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ:
КОРПУСНЫЙ АНАЛИЗ 26
2.1. Функции частотного распределения эмотивов в художественном
дискурсе К.Р. Сафона 26
2.1.1. Частотное распределение эмотивов в четырех романах К. Р. Сафона:
функция создания общей эмоциональной атмосферы художественного
дискурса 26
2.1.2. Распределение эмотивов: развитие сюжетной канвы романов 35
2.2. Специфика сочетаемости имен эмоций в четырех книгах К. Сафона 40
2.3. Описание эмоций через коллокации с глаголом sentir 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 92
Данная бакалаврская работа посвящена проблеме изучения роли эмотивов в процессе создания вымышленного художественного мира литературной серии - четырех романов испанского писателя К.Р. Сафона, адресованных подростковой читательской аудитории.
Актуальность данной тематики связана с тем, что современное поколение молодых людей оказалось в полной мере вовлечено в так называемый дискурс новой чувствительности - форму социально-речевого взаимодействия, в которой эмоции играют первостепенную роль.
Лингвистика стремится изучить средства и способы проявления эмоций, характерные для современного интернет-общения, однако наряду с сетевыми текстами, новая чувствительность проявляется и в художественной литературе в жанре «мистика», чрезвычайно популярной у подростков.
Таким образом, новизна данного исследования состоит в том, что в фокусе нашего интереса находятся роль и функции эмотивной лексики в процессе создания вымышленного фантазийного мира подростковой литературы. Иными словами, мы анализируем дискурс новой чувствительности, но не в социальных сетях, а в рамках одного из жанров художественной литературы. Проведенный нами анализ научной литературы дает нам основания утверждать, что в таком ракурсе эмотивы еще не подвергались детальному анализу, в том числе - на материале испанского языка.
Объектом исследования являются языковые средства проявления дискурса новой чувствительности в испанской художественной литературе для подростков.
Предметом исследования является специфика функционирования и роль эмотивной лексики в дискурсе новой чувствительности, реализуемом в рамках мистического романа, адресованного испаноязычным подросткам.
Цель исследования - описать специфику функционирования и роль эмотивной лексики в дискурсе новой чувствительности, реализуемом в рамках мистического романа, адресованного испаноязычным подросткам.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) проанализировать терминологическое поле современной эмотивной лингвистики;
2) по результатам анализа теоретической литературы описать характерные черты художественного дискурса, в том числе - адресованного подросткам;
3) проанализировать специфику жанра «мистика» в современной испаноязычной литературе и, в частности, творчество К.Р. Сафона;
4) раскрыть понятие дискурса новой чувствительности, активно исследуемого современными лингвистами;
5) проанализировать распределение эмотивов и их сочетаемость на основе сюжета книг, выбранных для исследования;
6) классифицировать эмотивы в коллокациях с глаголом «sentir»;
7) сделать соответствующие выводы.
Материалом исследования послужили четыре романа К.Р. Сафона из цикла «Кладбище забытых книг»: «Тень ветра», «Игра ангела», «Узник Неба», «Лабиринт призраков», общим объемом 2440 страниц текста на испанском языке.
Методы исследования: корпусный анализ коллокаций, частотности, лексико-грамматических полей лексических единиц-эмотивов; элементы стилистического и контекстуального анализа.
Практическая ценность работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы как иллюстративный материал в рамках курсов эмотивной лингвистики и корпусной лингвистики.
Апробация: диплом I степени в рамках XIV Международной научнопрактической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека», секция «актуальные проблемы теории романских языков».
Целью данного исследования было описание специфики функционирования и роль эмотивной лексике в дискурсе новой чувствительности, реализуемом в рамках мистического романа, адресованного испаноязычным подросткам.
Анализ теоретического материала позволил дать определение таким терминам, как эмотивность, эмотив, дискурс «новой чувствительности». Также была установлена проблема разграничения понятий эмотивность и эмоциональность, и, вслед за В. И. Шаховским, в исследовании было принято разделять эти два понятия и в работе использовать именно термин эмотивность. Далее были описаны основные черты художественного дискурса, подростковой литературы и рассмотрено творчество К. Р. Сафона в рамках жанра «мистика». Художественному дискурсу характерны следующие черты: выдуманный характер; многообразие жанровых, тематических, возрастных и идеологических составляющих; писатель с помощью своего произведения пытается повлиять на «духовное пространство» читателя как адресата; представляет собой отпечаток культуры конкретного общества, в определенный период его развития; на первое место выдвигает не информативность, а эмотивность. Отличительными чертами подростковой литературы считаются: интригующий сюжет, так как важнейшим критерием оценки прочитанного подросток считает «увлекательность»; сюжет должен быть достоверным, схожий с реальным опытом читателя; главный герой - либо пример для подражания, либо наоборот негативный пример; персонажи, которые похожи характером или поведением с читателем, более привлекательны; желательно, чтобы герой был сверстником читателя.
В ходе работы с помощью корпусного менеджера мы смогли проанализировать и сравнить тексты книг, которые были выбраны материалом исследования. Благодаря корпусному анализу мы смогли определить частоту употребления и специфику распределения эмотивов в каждом романе. На основе этого мы провели контекстуальный анализ коллокаций с каждым эмотивом и с глаголом sentir, распределив их на сферы употребления. Основной вывод, к которому мы пришли это то, что распределение эмотивов позволяет понять общую эмоциональную атмосферу текста романа. Также использование эмотивной лексики служит автору для развития сюжетной канвы романа. Помимо этих основных функций мы смогли выделить следующие функции эмотивной лексики: описание характеристик героев; описание отношения героев друг к другу; выражение истинных чувств и мыслей персонажей; создание метафорических образов.
Нашим исследованием мы подтвердили, что эмотивность это актуальное направление современной лингвистки, благодаря которому, можно раскрыть, как эмоции выражаются языковыми средствами. Эмотивность является одной из существенных характеристик художественного текста, и регулирует понимание текста и его эмоциональной атмосферы. Эти выводы соответствуют тенденциям современного мира, существующего в дискурсе новой чувствительности. А именно к стремлению индивида выражать свои чувства и эмоции, что помогает справляться с действительностью. Мы пришли к выводу, что это характерно для такого жанра литературы как «мистика», нового жанра, особенно популярного среди читателей-подростков, который выполняет функции дискурса новой чувствительности.
Автор с помощью эмотивной лексики воздействует на мировоззрение юного читателя, направляет его, знакомит с действительным миром. Кроме того, стоит выделить сделанные нами ранее выводы о том, что читатель - подросток обращает внимание только на тех персонажей, которые своим характером или поведением похожи на него. Подростку важен сюжет, который может увлечь. Также подростку важно видеть четкие границы в положительных и отрицательных характеристиках героя, потому что на этом строится чувство симпатии или антипатии. В результате возникает прямой контакт между читателем и автором, что и является главным принципом успешного художественного дискурса.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были выявлены и описаны функции эмотивной лексики в дискурсе новой чувствительности, реализуемом в рамках подросткового романа.
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М.: Флинта, 2002. 384 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 688 с.
4. Асратян З.Д. Дискурс и текст художественного произведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2015. Т.12. Вып. 4. С. 17-20.
5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000. 248 с.
6. Габбе Т.Г. О школьной повести и о её читателе // Библиотечное дело. 2017. №20 (302). С. 13-19.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
8. Глазунова Л.И. Эмоциональная культура как компонент
профессионально-педагогической культуры будущего педагога // Известия юго-западного государственного университета. Серия: лингвистика и педагогика. 2011. №2. С. 43-50.
9. Гуо Х. Особенности дискурса художественного произведения // Молодой ученый. 2017. №20 (154). С. 483-486.
10. Дьяченко И.Н., Малиновская Т.Н. Эмоциональная доминанта как структурообразующий фактор перевода // Филология и человек. 2022. №1. С. 128-139.
11. Захаров В.П., Богданова С.Ю. Корпусная лингвистика: учебник. 3-е изд., перераб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2020. 234 с.
12. Зверева Е.В., Кутьева М.В. Эклектика как миропонимание в тетралогии К. Руиса Сафона «Кладбище забытых книг» // Гуманитарные исследования. 2017. №4 (17). С. 76-81.
13. Зотова А.Б. К вопросу о соотношении категорий
«эмоциональность», «эмотивность», «экспрессивность» // Известия ВГПУ.
2010. №6. С. 14-17.
14. Карайченцева С.А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2004. 423 с.
15. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20....47