Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование тропов в газетной публицистике

Работа №172801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2025
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Газетно-публицистический стиль: общая характеристика
1.1 Определение понятия газетной публицистики в русском языке 6
1.2 Жанровое своеобразие публицистики 9
1.3 Языковые особенности публицистики 12
ГЛАВА 2. Функционирование тропов в различных жанрах публицистики
2.1 Особенности наиболее частотных тропов, использующихся в газетной
публицистике 20
2.2 Функции метафоры, эпитета и гиперболы в информационных и
аналитических жанрах газетной публицистики 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список литературы 47


Несмотря на то, что мы живем в век информационных технологий, публицистика не потеряла свою актуальность, но подход к ее созданию и потреблению изменился, адаптировавшись под веяния современности. По мнению Я.Н. Засурского: «контент во все времена был важнейшей, фундаментальной категорией литературного и журналистского творчества и останется таковым, пока существуют данные сферы деятельности» [29; с. 130].
Интерес исследователей к газетной публицистике не перестает расти, благодаря ее неоднородной структуре и жанровому своеобразию. Именно из- за «запутанного» многообразия языковых средств, стилистических, особенностей, так называемом «конфликте экспрессии и стандарта». Также в современном русском языке наблюдается интерес к вопросу контекстуального взаимодействия изобразительных и выразительных средств языка и речи. Рассматривая контекстуальное взаимодействие тропов в художественном тексте, можно выделить «тропеическое единство» - гипертроп, определив его как «совокупность взаимосвязанных тропов» (однотипных или разнотипных по составу), которые группируются вокруг одного или нескольких стержней (доминанта)». В зависимости от специфики того или иного функционального стиля, взаимодействующие тропы имеют различное назначение и выполняют разнообразные функции .
Исследование газеты обращено на поиск нового, новизна привлекает внимание, вызывает интерес, создает определенное настроение у читателя. Процесс повторения (повторяющиеся темы в газете) неизбежно сопровождается и процессом обновления. Журналисты стремятся к тому, чтобы читатель всегда ощущал свежесть формы и оригинальность мысли.
Газетные публикации не только средство, с помощью которого передается информация, но и инструмент, способный оказывать влияние на общественное сознание, оказывая воздействие на восприятие, эмоции и убеждения читателей. В этом контексте тропы — метафоры, эпитеты, 3
гиперболы и другие стилистические средства — становятся ключевыми инструментами, которые помогают авторам передать смысл и воззвать к эмоциональной оценке в отношении прочитанного, также способствуют привлечению внимания к важным социальным и политическим вопросам.
Именно подобная вариативность функционирования тропов в газетной публицистике с целью влияния на общественное сознание и послужила причиной выбора темы исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на большие изменения в газетной публицистике, которые произошли в последние годы, основное назначение публицистического стиля и его подстиля - газетно-публицистического сохранилось - это информировать и оказывать влияние на людей. Средствами достижения ключевых целей газетной публицистики являются тропы, одними из самых частотных можно считать метафору, гиперболу и эпитет.
В настящей работе было рассмотрено функционирование тропов в газетной публицистике, в частности, в таких ее жанрах, как репортаж и статья. Исследование было выполнено на материале газетного корпуса НКРЯ, в который включены тексты печатных газет: «Ведомости», «Коммерсант», «Vesti.ru», «Вести Ярославль» и «Парламентская газета».
Было установлено, что функции тропов определяются жанровой спецификой и целевой установкой авторов. При анализе были выделены следующие функции: экспрессивная, образная, стимулирующая, оценочная, выделительная, характерологическая и аргументативно-риторическая.
Проанализировав жанровые особенности репортажа и статьи, рассмотрев функционирование метафоры, гиперболы и эпитета, было выявлено следующее:
В репортаже тропы ориентированы на создание атмосферы и непосредственного погружения в ситуацию, позволяя читателю ощутить присутствие на месте события. Главенствующая функция метафор, гипербол и эпитетов здесь - экспрессивная и образная в отличии от статьи, где она используется для раскрытия аргументации и поддержания выводов.
В репортаже метафоры упрощают сложные понятия, стимулируют ассоциации, благодаря чему читатель задумывается о контексте событий, также метафоры могут добавлять к ним дополнительные уровни смысла. Эпитеты помогают посмотреть на ситуацию «своими глазами», создать зрительный образ, а гиперболы подчеркивают интенсивность происходящего и степень эмоциональности.
В отличии от репортажа, в статье метафора может не только упрощать сложные мысли, но и связывать несколько идей воедино, адаптируя их для читателя, облегчать понимание. Также метафора особенно удобна для формирования оценки, ее использование позволяет сделать аргументы убедительнее.
Гипербола здесь в основном выполняет более практическую функцию - выделительную, акцентируя внимание на ключевой мысли, помогает лучше ориентироваться в тексте и структурировать его, также для поддержания какого-либо аргумента, так что ее использование достаточно контекстуально.
Эпитет имеет характерологическую функцию, здесь они более фактоцентричные и аналитические: уточняют, проясняют ситуацию, подчеркивают факты. В статьях они менее эмоциональны и образны.
Таким образом, функционирование тропов в статьях и репортажах имеет свои особенности. В статьях они более структурированы, по большей части выступают в качестве эффективного коммуникативного инструмента, а в репортаже, как правило, определены стремлением к эстетической выразительности и экспрессивности...


1. Алфаки С.К. О сравнении как средстве образной интерпретации
действительности [Электронный ресурс] // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология: Электрон. научн. ж. - 2022. - №1. - С. 102.-110. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sravnenii-kak-
sredstve-obraznoy-interpretatsii-deystvitelnosti/viewer (Дата обращения:
24.12.2024) .
2. Бобровская Г.В. Дискурсивная обусловленность гиперболизации в
публицистике и рекламе [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ: Электрон. научн. ж. - 2010. - №6 - C. 61-65. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnaya-obuslovlennost-giperbolizatsii-v- publitsistike-i-reklame/viewer (Дата обращения: 24.12.2024).
3. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий: Учебное пособие. - М.: Наука, 2011. - 80. с.
4. Волобуев И.В. Эпитет в рекламном слогане на основе русского и
английского языков [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение: Электрон. научн. ж. - 2013. - №2(121). - С. 46-49. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/epitet-v-reklamnom-slogane-na-osnove-russkogo- i-angliyskogo-yazykov/viewer (Дата обращения: 24.12.2024).
5. Валгина Н. С. Теория текста: Учебное пособие / Н. С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.
6. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи / С. И. Виноградов, Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяева. - М.: Наука, 1996. - 309 c.
7. Волкова В.Н. Зона синкретизма гиперболы в русскоязычных
информационных текстах [Электронный ресурс] // Проблемы истории, филологии, кульуры: Электрон. научн. ж. - 2013. - №3(41). - С.249-256. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zona-sinkretizma-giperboly-v-
russkoyazychnyh-informatsionnyh-tekstah/viewer (Дата обращения: 31.12.2024)
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
9. Воронцова Т. А. Основы стилистики: Учебное пособие. - Ижевск: ЧГУ, 2008. - 116 с.
10. Гак В.Г. Эмоции и оценка в структуре высказывания и текста / В.Г. Гак // Вестник Московского университета. Филология. - 1997. - N° 3. - С. 14-17.
11. Гак В.Г. Языкознание и другие науки. Язык, орудие, товар / В.Г. Гак // Языковые преобразования. - М.: Изд-во Школа «Языки русской культуры»,
1998. - С. 162-178.
12. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология: Монография / В.Г. Гак. - М.: «Международные отношения», 1977. - 266 с.
13. Гаспаров М.П. Фигуры стилистические. Литературная энциклопедия
терминов и понятий 2001. С. 356-357.
14. Дрога М.А., Фуникова С.В. стилистические функции тропов в современном газетном тексте / М.А. Дрога, С.В. Фуникова // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - Т.7, №4. - С. 280-284. - EDN XEGHGX.
15. Евгеньева А.П. Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957-1984. - 1596. с. - URL: https://rus-academic- dict.slovaronline.com/ (Дата обращения: 09.01.2025)...57

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ