ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ
СИСТЕМЫ ЖИВОТНОГО ЭПОСА 8
1.1. Генезис сказок о животных и их место в системе животного
эпоса 8
1.1.1. Предпосылки формирования животного
эпоса 8
1.1.2. Тотемизм как мировоззренческая основа сказки о
животных 10
1.2. Формирование сказки о животных в аспекте эволюции животного
эпоса 14
1.3. Формирование жанра легенды в аспекте эволюции животного
эпоса 23
1.4. Проблема генезиса зооморфных образов в животном
эпосе 25
1.4.1. Ранние стадии эволюции образа. Образ в эпоху
синкретизма 25
1.4.2. Эволюция зооморфных образов в животном
эпосе 29
Глава 2. Семантика и функции зооморфных образов в сказках и легендах камчатского края 35
2.1. Культура и традиции коренных народов Камчатки как предпосылки формирования национального своеобразия универсальных сюжетов и образов сказки и легенды 35
2.2. Зооморфные образы камчатских сказок о животных и легенд: общая характеристика и классификация.
42
2.3. Семантика и функции зооморфных образов камчатских сказок и
легенд 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Камчатка - регион с сохранившимися в памяти народа многими явлениями традиционной культуры. Но сейчас, к сожалению, есть реальная угроза исчезновения большего количества из того, что делает культуру Камчатки самобытной и уникальной: уходят из жизни носители этой самой культуры, знатоки традиций. В традиционной культуре, как известно, закреплён опыт практической деятельности человеческого сообщества, который, в свою очередь, способствует урегулированию норм семейных, межплеменных и трудовых. Источником хранения традиционной народной культуры до сих пор являются сёла. Именно в них ещё сильна преемственность поколений, связь с исторической памятью и сохраняются уникальные жанры народного творчества. Поэтому представляется важным в настоящее время записать, сохранить и систематизировать фольклорные тексты, исполняемые носителями самобытной традиционной культуры Камчатского края, а также продолжить исследования специфики данной фольклорной традиции.
Сказки о животных относятся к самой древней разновидности сказочного фольклора. В настоящее время в мировом фольклоре насчитывается около 140 сюжетов животного эпоса, в русском фольклоре их количество составляет 119 [20]. Причем обращает на себя внимание факт оригинальности значительной части сказочных сюжетов, созданных в рамках различных этнических общностей, проживающих на территории России.
Разнообразие зооморфных персонажей в мировом фольклоре обусловлено спецификой древних тотемистических представлений различных этносов об устройстве мира, происхождении человека, природных объектов местного ландшафта и т.д. В рамках различных этнических культур за зооморфными персонажами постепенно закреплялись те или иные ценностные характеристики, символические значения, что и обусловило их национальную специфику. В нашем исследовании мы рассмотрим в историко-типологическом аспекте образы животных в сказках и легендах народов, проживающих на территории Камчатского края. В центре нашего внимания будут вопросы типологического соотношения зооморфных персонажей локальных и региональных этнических фольклорных традиций Камчатки, выявление как культурно значимых различий, так и общности, обусловленной многовековым межкультурным взаимодействием народов Камчатского края.
Камчатка - полуостров на Дальнем Востоке России (а точнее в Северо¬восточной части Евразии на территории России), который омывается с запада Охотским морем, а с востока - Беринговым морем и Тихим океаном. Этот край богат не только уникальными природными ландшафтами, но и оригинальными фольклорными сюжетами коренных народов Камчатского края [50]. На полуострове проживают такие народы, как камчадалы, алеуты, эвены, коряки и чукчи. Все эти этносы, бесспорно, внесли вклад и обогатили камчатский фольклор своими традициями и особенностями культуры, причем, традиции разных народов оказали очевидное влияние друг на друга. Данное взаимовлияние касается в том числе основных зооморфных персонажей, их образов и символики в легендах и сказках Камчатского края.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной
изученностью как общих специфических черт зооморфных персонажей камчатского фольклора как целостного регионального феномена, так и специфических черт образов животных, присутствующих в конкретных жанрах, в частности, в сказках о животных и легендах. Кроме того, недостаточно изучены в настоящее время специфические черты камчатского зооморфного фонда на фоне мирового фольклорного наследия, что также подтверждает актуальность проблематики нашего исследования.
Научная новизна данной работы обусловлена отсутствием исследований типологической близости зооморфных персонажей сказочного фольклора и легенд коренных народов Камчатского края.
Объектом нашего исследования являются легенды и сказки о животных народов Камчатского края.
Предмет исследования - образы животных, их семантика и функции в рассматриваемых фольклорных текстах.
Материалом исследования послужили сказочные тексты и тексты легенд, собранные и литературно обработанные писателями Камчатки, а также устное народное творчество коренного населения полуострова.
Целью данной работы является выявление и описание семантики и функций зооморфных образов в сказках и легендах Камчатского края, а также выявление типологической близости зооморфных образов в двух рассматриваемых фольклорных жанрах.
Для достижения поставленной нами цели необходимым является решение следующих задач:
• рассмотреть образ как эстетическую категорию и описать специфику образа в текстах фольклора как вида словесного искусства;
• исследовать семантику и функции зооморфных персонажей в сказках о животных и легендах Камчатскогокрая;
• выявить общность в изображении зооморфных персонажей в жанрах сказки о животных и легенды Камчатского региона.
Методологическая основа исследования представляет собой сравнительно-типологический, семиотический и историко-культурный принципы и методы литературоведения. Методологической и теоретической базой послужили работы А.Н. Веселовского, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, С.Ю. Неклюдова, А.Л. Топоркова Ю.Е.Березкина, посвященные общим теоретическим вопросам фольклористики,в том числе проблематике, связанной с образной системой, семантикой и функциями фольклорных персонажей, а также исследования В.В. Напольских, Ю.Е. Березкина, А.В. Юдина и других авторов, посвященные непосредственно зооморфным персонажам мирового фольклора...
Зооморфные образы в сказках и легендах коренных народов Камчатки представляют собой богатый и многогранный материал для исследования и понимания культурных особенностей северных народов. Они не только имеют величайшее культурное значение для сохранения национальной идентичности коренных народов, но и являются своего рода тропой к пониманию духовных ценностей народов Камчатки. В местных традициях зооморфные образы н олицетворяют животных, а также передают мудрость и знания прежних поколений. Они играют роль символов единения человека с природой, рассказывают о взаимозависимости и взаимоуважении всех элементов окружающего мира. Исследование зооморфных образов позволяет углубиться в мироощущение и нравственные ценности коренных народов Камчатского края, раскрыть глубинные аспекты их мифологического наследия, сохраняющегося в семантике и функциях зооморфных персонажей фольклора.
Тотемные животные, представленные в фолькоре народов Камчатки, имеют особую социокультурную функцию. Они объясняют происхождение мира, законы природы, социальные уклады и морально-этические нормы. Каждый зооморфный символ несет в себе смысловую нагрузку и связан с конкретной функцией в культуре и жизни коренных народов полуострова. Понимание и оценка зооморфных образов помогает раскрыть уникальные аспекты их культуры и духовных ценностей.
В нашей работе была предложена классификация зооморфных образов с учетом мифологической семантики и образности, специфичной для Камчатского края, определены взаимосвязи между мотивами и сюжетными ситуациями о животных и мифологической образностью зооморфных персонажей, связанной с бытом и средой обитания народов Камчатки.
Также были определены мифологические основания оценочных характеристик зооморфных персонажей, связанные, с одной стороны, с мифологическими «амплуа» универсальных типов персонажей (демиург, прародитель, трикстер и т.д.), а с другой - со степенью близости тех или иных животных к человеческому миру (полезные/опасные животные, удаленные от человека/обитающие поблизости). Также важную роль играют сложившиеся в эпоху глубокой древности фиксации определенных признаков, легших в основу мифологических подобий. Так, например, добыча медведем меда воспринималась как подобная человеческой деятельность, что служило основанием для выстраивания многообразных рядов подобий между медведем и человеком на разных уровнях сказочного сюжета.
В результате проделанного практического исследования были выявлены зооморфные персонажи сказок и легенд, выполняющие типологически близкие функции, например, Ворон, волк и лиса, часто предстающие в качестве обманщиков, или Ворон, медведь, горбуша, выступающие в качестве помощников и друзей человека...
1. Абрамкина Е. И. Читаем сказки народов Камчатки: культурно-познавательный проект / сост. Пех. О. И. - Петропавловск-Камчатский: КГБУ Камчатская краевая детская библиотека им. В. Кручины, 2021. - 44 с.
2. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания [сборник]. - Москва: Наследие, 1994. - С. 3-38
3. Агафонова А. Сказочная Камчатка: сборник / сост. Агафонова А.; худож. Соколова Е., Геллер В. - Москва: ООО «Пресс Код», 2021. - 112 с.
4. Батьянова Е. П. Визуальные образы в мировоззрении, мифологии и фольклоре народов Севера // Вестник угроведения № 4. - 2018. - 10 с.
5. Бекмурзаева Ф. Ш. Внутренний мир человека как средство символизации в фольклорных текстах русской культуры // Вестник КГУ №3. - 2023. - 6 с.
6. Беляева М. Е. Фольклорное наследие Малюковича В. Н. Обрядовые праздники коряков: фольклорно-этнографический сборник / сост. Беляева М. Е. - Петропавловск-Камчатский: «Камчатпресс», 2016. - 68 с.
7. Беляева М. Е., Гончарова А. А. Фольклор народов Камчатки: (из архива Поротова Г.): сборник / сост.: Беляева М. Е., Гончарова А. А. - Петропавловск-Камчатский: «Камчатпресс», 2012. - 64 с.
8. Беляева М. Е. Нематериальное культурное наследие как ресурс развития этнотуризма в Камчатском крае // IV Всероссийский конгресс фольклористов. - 2019. - 6 с.
9. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? - Москва: ИФРАН, 1993. - 196 с.
10. Веселовский А. Н. Статьи о сказке // Собр. соч. Т.16. - Москва, 1938
11. Воробьева Н. А. Сказки бабушки Тайя: сказки и предания береговых коряков в записях Поповой А. И. / Беляева М. Е.; сост. Воробьева Н. А. - Петропавловск-Камчатский: «Камчатпресс», 201 8. - 100 с.
12. Голованева Т. А. Опыт интерпретации ительменской сказки [Электрон. ресурс] // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2003. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/opyt-interpretatsii-itelmenskoy-skazki/viewer (дата обращения: 21.01.2024)
13. Голованева Т. А. Сюжет корякской сказки о мышатах, подвешенных к дереву: генезис и этнографический контекст // Сибирский филологический журнал. - 2022. - № 1. - С. 9-22.
14. Гончарова А. А. Отражение культа медведя в обрядах и мифологической прозе народов Камчатки: сюжеты, мотивы, семантика // Архивные материалы. - Петропавловск-Камчатский. - С.59-69
15. Гончарова А. А., Беляева М. Е. Мифологические сказки о Вороне. - Нижний Новгород: типография «ИП Кузнецов», 2017. - С.92-131..60