ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы рекламы как элемента коммуникативной среды города 6
1.1 Понятие, сущность, задачи и цели наружной рекламы 6
1.2 Особенности наружной рекламы как элемента коммуникативной среды
города 10
2 Анализ коммуникационной деятельности ООО «Прок ПЛЮС» 15
2.1 Общая характеристика, целевая аудитория, ассортимент услуг по
размещению наружной рекламы ООО «Прок ПЛЮС» 15
2.2 Анализ особенностей размещения наружной рекламы ООО «Прок
ПЛЮС» в коммуникативной среде города Санкт-Петербург 21
3 Комплекс мероприятий по размещению наружной рекламы ООО «Прок
ПЛЮС» в коммуникативной среде города Санкт-Петербург 48
3.1 Мероприятия по размещению наружной рекламы ООО «Прок ПЛЮС» в
коммуникативной среде города Санкт-Петербург 48
3.2 Оценка эффективности комплекса мероприятий по размещению
наружной рекламы ООО «Прок ПЛЮС» в коммуникативной среде города Санкт-Петербург 56
Заключение 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А Допустимые виды рекламных конструкций в различных зонах размещения 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Паспорт анкеты
Актуальность темы исследования наружной рекламы как коммуникативной среды города обусловлена тем, что в настоящее время характерен период бурного развития средств массовой информации и информационного рынка в целом. Особое место в информационной и коммуникативной среде города занимает реклама, в том числе наружная реклама.
Размещение наружной рекламы регулируется законодательными нормами, в частности, ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года №38-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 №100-ФЗ) [1].
На региональном уровне размещение наружной рекламы регулируется в Санкт-Петербурге Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2006 году №904 (в ред. от 29 марта 2018 года №248) «О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт- Петербурге на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в коммуникативной системы и социально-культурной среды современных городов. В последние годы актуализировался вопрос о влиянии средств наружной рекламы на культурно-исторический и эстетический образ города, так как наружная реклама является компонентом визуальной среды. Особенно данная тема актуально для эстетического облика города с особой архитектурой и историческими объектам, как Санкт-Петербург [9, с. 125].
По исторической, архитектурной и эстетической среде Санкт- Петербург является уникальным городом, и размещение наружной рекламы в городе обладает специфическими признаками. Наружная реклама должна гармонично вливаться в установившийся архитектурный и исторический облик города, с одной стороны, при этом реклама должна выполнять свою основную цель - сообщить потребителю о товарах и услугах, с другой стороны.
Наружная реклама может быть, как украшением эстетического облика городской среды, так и инородным элементом, который портит архитектурный и исторический образ города. Противоречивость анализа наружной рекламы в среде города обусловлена тем, что наружная реклама, с одной стороны, является дизайнерским и эстетическим украшением города, с другой стороны, связана с массовым сознанием жителей города Санкт- Петербурга.
Наружная реклама неизбежно влияет на культурные идеалы, социально - психологические установки, массовые стереотипы жителей и гостей города. Наружная реклама оказывает существенное влияние на действующие в среде города стереотипные образы и имидж, которые накладывают резкий отпечаток на массовое социальное поведение жителей и гостей города [12, с. 95].
При этом актуальность связана с особенностями воздействия рекламы на сознание потребителей, современная городская среда особенно крупных городов вместе с городскими коммуникациями полностью пронизана рекламой. Рекламными носителями в крупном мегаполисе становятся практически все элементы городской среды: фонарные столбы, автобусные остановки, афишные тумбы [15, с. 254].
Городская инфраструктура современного города, по сути, является «приложением» рекламы, в которую на самом деле «принудительно» включаются жители города, которые становятся участниками рекламы без особого желания. Коммуникативная среда крупного города подчиняется не бытовой, но рекламной логике восприятия. Для понимания функционирования и развития коммуникативной среды города необходимым становится изучение роли и особенностей наружной рекламы [24, с. 159].
В настоящее время есть множество исследований, посвященных анализу наружной рекламы в коммуникативной среде города, особенности языка, стиля, средств, которые используются для создания рекламного эффекта.
Также анализируются различные виды наружной рекламы с учетом популярности, особенностей воздействия на сознание потребителей.
Цель исследования - исследовать эффективность современных подходов совершенствования наружной рекламы в ООО «Прок ПЛЮС» Санкт-Петербург.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы наружной рекламы как элемента коммуникативной среды города, рассмотреть основные понятия рекламы, функции и задачи.
2. Выявить мероприятия по размещению наружной рекламы ООО «Прок ПЛЮС» в коммуникативной среде города Санкт-Петербург.
3. Оценить эффективность комплекса мероприятий по размещению наружной рекламы ООО «Прок ПЛЮС» в коммуникативной среде города.
Объект исследования - наружная реклама как элемент коммуникативной города Санкт-Петербурга и особенности ее исследования
Предмет исследования - применение коммуникационных технологий в размещении наружной рекламы и ее влияние на коммуникативную среду города Санкт-Петербурга.
Методы исследования: анализ, моделирование, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит введения, из 3 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Реклама (от латинского слова reklamo) - коммерческая, т.е. обслуживающая рынок, пропаганда свойств продукции и услуг, полезных и важных для потребителя. Реклама есть один из несущих элементов концепции маркетинга [6, c. 15].
Наружная реклама должна обладать как минимум двумя характеристиками:
1) должна быть «броской». То есть человек, находящийся под постоянным воздействием разнообразной рекламы, должен обратить внимание именно на эту;
2) должна быть запоминающейся. Важно создать образ, который человек запомнит, и при малейшем напоминании воссоздаст его.
Наружная реклама является в настоящее время неотъемлемой частью городского дизайна, однако, как подчеркивалось в работе ранее, наружная реклама информирует и в некотором роде формирует общественное сознание, массовую культуру потребителя. Наружная реклама, с одной стороны, является дизайнерским украшением города, с другой стороны, связана с массовым сознанием жителей города.
Важнейшее специфическое отличие наружной рекламы в коммуникативной среде города заключается в ее однозначной односторонности. В наружной рекламе отсутствует элемент взаимодействия, реклама однозначно активная и агрессивная, так как транслирует только то, что нужно конкретному заказчику. То есть у потребителя нет шансов стать полноправным участником данного коммуникационного процесса, воздействие идет только с одной стороны - со стороны рекламы.
В Санкт-Петербурге в настоящее время применяется несколько основных видов наружной рекламы, которая является средством коммуникации:
1. Световые короба.
2. Панель-кронштейн.
3. Витрина (наружная).
4. Пиллар (пилон).
5. Рекламный щит (билборд).
6. Призматрон (вращающийся).
7. Стелла (вертикальная).
8. Штендер.
9. Навес (маркиза).
10. Реклама на крышах зданий.
Размещение наружной рекламы в Санкт-Петербурге регламентируется законодательными нормами, в том числе Федеральным законом "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ и постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 31 января 2017 года N 40 «Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства». Только в соответствии с требованиями, отвечающими нормам законодательства наружная реклама может быть размещена на территории города Санкт-Петербурга.
В процессе исследования выяснилось, что максимальной эффективностью обладают билборды, световые короба и витрины. После определения видов рекламоносителей разрабатывается ценовое предложение по ведению рекламной кампании. После проведения рекламной кампании проводится оценка её эффективности в зависимости от поставленных целей и задач. Особенности и анализ закономерностей воздействия наружной рекламы проводится различными и маркетинговыми и рекламными агентствами города Санкт-Петербурга для того, чтобы выбрать наиболее эффективный способ рекламы. В настоящей работе воздействие наружной рекламы на коммуникативную среду города проводится на основе анализа, проведенного рекламным агентством - предприятием ООО «Прок ПЛЮС» в Санкт-Петербурге. Рекламное агентство «Прок ПЛЮС» представляет своим клиентам такие услуги, как брендинг, дизайн, проведение рекламных и маркетинговых мероприятий, проектов, презентаций, размещение рекламы.
В процессе исследования автором были изучены теоретические основы наружной рекламы в коммуникативной среде города. Автор углубленно ознакомился с коммуникационной деятельностью организации ООО «Прок ПЛЮС» и подробно изучил теоретические и практические элементы функционирования компании. Автором был проведен опрос для исследования особенностей размещения наружной рекламы. Посредством полученных данных из опроса, обретенных навыков и знаний в области наружной рекламы автор в составе маркетингового отдела ООО «Прок ПЛЮС» разработал рекламную кампанию для продвижения услуг сети бизнес-центров «Сенатор». Разработанная автором рекламная кампания по продвижению услуг сети БЦ «Сенатор» является эффективным способом рекламной коммуникации в среде города Санкт-Петербург. Благодаря данной рекламной кампании увеличивается оборот сдачи помещений БЦ «Сенатор», растёт уровень осведомленности населения об услугах, развивается коммуникативная среда города.
1. Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 01.05.2019 №100-ФЗ) // Собрание законодательств РФ, 06.05.2019, №19. Ст.2224.
2. Закон РФ «О средствах массовой информации» (в ред. от 18.04.2018 №83-ФЗ) // Собрание законодательств РФ, 23.04.2018, №17. Ст.2432.
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2006 году №904 (в ред. от 29 марта 2018 года №248) «О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]. - URL:https://docs.cntd.ru/document/456040321(дата обращения : 14.05.2023).
4. Альберс Дж. Взаимодействие цвета: учебное пособие / Дж. Альберс. - М.: Колибри, 2017. - 216 с.
5. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник / К. В. Антипов. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2018. - 328 с.
6. Асланов Т. PR тексты. Как зацепить читателя: Бизнес-психология / Т. Асланов. - СПб: Питер, 2017. - 176 с.
7. Баксанский О.Е. Технологии манипуляции массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход): Карманная книга политтехнолога / О. Е. Баксанский. - М. Ленанд, 2017. - 224 с.
8. Бердников И.П., Стрижова А.Ф. PR - коммуникации: Практическое пособие / И. П. Бердников. - 2- е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 208 с.
9. Бердышев С. Н. Эффективная наружная реклама: практическое пособие / С. Н. Бердников. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 326 с.
10. Бердышев С.Н. Рекламное агентство. С чего начать? / С. Н. Бердышев. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2017. - 168 с.
11. Бердышев С.Н. Эффективная наружная реклама. Практическое пособие? / С. Н. Бердышев. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. - 132 с.
12. Вернадская Ю. С. Текст в рекламе: учебное пособие / Ю. С. Вернадская. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 192 с.
13. Васильева Е.А. Как сделать рекламу эффективной? 25 беспроигрышных идей: Практическое пособие / Е. А. Васильева. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2014. - 160 с.
14. Гуревич П.С. Социология и психология рекламы: учебное пособие для вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 462 с.
15. Давыдкина И. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления: Монография / И. Давыдкина. - М.: Инфра-М, 2015. - 126 с.
16. Евстафьев В. А., Молин А.В. Организация и практика работы рекламного агентства: Учебник для бакалавров / В. А. Евстафьев. - М.: Дашков и К, 2017. - 512 с.
17. Емельянов С.М. Связи с общественностью: учебное пособие / С. М. Емельянов. - 2-е изд, испр. и доп. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. 231 с.
18. Жильцова О.Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. Н. Жильцова. - М.: Юрайт, 2017. - 234 с.
19. Иванов А. Сильный ход. Нестандартные решения в рекламе: учебное пособие / А. Иванов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 224 с.
20. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности: Практическое пособие / М. А. Измайлова. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 с.
21. Карпова С.В. Рекламное дело: учебник и практикум для СПО / С. В. Карпова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 431 с.
22. Кнорре К. Наружная реклама: учебное пособие / К. Кнорре. - М.: Вератор-Пресс, 2014. - 256 с.
23. Колоса С. Наружная реклама. Технологии наружной рекламы: учебное пособие / С. Колоса. - М.: ВераторПресс, 2015. - 298 с.
24. Коноваленко В.А. Реклама и связи с общественностью: введение в
специальность: учебник для бакалавров / В.А. Коноваленко, М.Ю.
Коноваленко Н.Г. Швед. - М.: Юрайт, 2017. - 383 с.
25. Кузнецов П.А. Современные технологии коммерческой рекламы: Практической пособие / П. А. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. - 296 с.
26. Кузнецов П.А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / П. А. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2015. - 296 с.
27. Курушин В. Дизайн и реклама: учебное пособие / В. Курушин - М.: ДМК Пресс, 2017. - 308 с.
28. Музыкант В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум / В. Л. Музыкант. - М.: Юрайт, 2017. - 342 с.
29. Поляков В.А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум / В. А. Поляков. - М.: Юрайт, 2016. - 502 с.
30. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR: учебное пособие / И. Ш. Резепов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2014. - 224 с.
31. Российский рекламный ежегодник. 2016 // Под ред. Веселова С.В. М.: Российская академия рекламы, 2017. - 326 стр.
32. Румянцев Д., Франкель Н. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий / Д. Румянцев, Н. Франкель. - СПб: Питер, 2018. - 320 с.
33. Рэнд П. Дизайн. Форма и хаос / П. Рэнд. - М.: Студия А.Лебедева, 2018. - 208 с.
34. Рязанцев А.В. Тексты, которые продают. Повышение прибыли без бюджета: учебное пособие / А. В. Рязанцев. - М.: Омега-Л, 2017. - 122 с.
35. Связи с общественностью как социальная инженерия: учебник / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2017. - 350 с.
36. Севостьянов И. Поисковая оптимизация: Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете / И. Севостьянов. - СПб: Питер, 2017. 272 с.
37. Синяева И.М. Основы рекламы: учебник и практикум / И.М. Синяева, О.Н. Жильцова, Д.А. Жильцов. - М.: Юрайт, 2016. - 552 с.
38. Федотова Л.Н. Реклама: теория и практика: Учебник / Л. Н. Федотова. - М.: Юрайт, 2016. - 391 с.
39. Акулич М. Классификация методов рекламного воздействия: Реклама. Теория и практика / М. Акулич. - 2016, - №1. - С.17-21.
40. Макарова Е.А. Реклама как социальное поле: соотношение явных и латентных функций // Деловой мир, - 2017, - №4. - С.8-11.
41. Фейлинг Т.Б. Развитие рынка интегрированных коммуникаций в России // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч- Бруевича, - 2017, - №9. - С.60-65.
42. Шумовский С. Анализ поведения крупнейших рекламодателей // OUTDOOR Media, - 2016, - №5. - С.34-38.