Поэтика фантастического в повестях М.А. Булгакова
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПОЭТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
1.1. Понятие фантастического в русской литературе и его теоретическое наполнение 6
1.2. Предпосылки фантастического в поэтике М.А. Булгакова 12
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ПОВЕСТЯХ М.А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА», «РОКОВЫЕ ЯЙЦА», «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» 17
2.1. Художественное своеобразие фантастического в повести «Дьяволиада»17
2.2. Повесть «Роковые яйца» как булгаковская антиутопия 23
2.3. Поэтика фантастического в повести «Собачье сердце» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ГЛАВА I. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПОЭТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
1.1. Понятие фантастического в русской литературе и его теоретическое наполнение 6
1.2. Предпосылки фантастического в поэтике М.А. Булгакова 12
ГЛАВА II. ПОЭТИКА ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ПОВЕСТЯХ М.А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА», «РОКОВЫЕ ЯЙЦА», «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» 17
2.1. Художественное своеобразие фантастического в повести «Дьяволиада»17
2.2. Повесть «Роковые яйца» как булгаковская антиутопия 23
2.3. Поэтика фантастического в повести «Собачье сердце» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Фантастика, пожалуй, одно из самых интересных и значительных социокультурных явлений в современной жизни. Данный вид литературы прошел в предыдущем столетии долгий и примечательный путь.
Значительно расширился круг проблем, которыми стало заниматься фантастиковедение на рубеже XX-XXI вв. Природа фантастики, ее «предтечи» и генезис, связь с реалистической литературой и их взаимообогащение, граница между реалистическими и нереалистическими художественными формами, фантастическая литература и другие виды искусства (кино, живопись). И, конечно же, работы о научной фантастике и фэнтези - двух основных видах фантастической литературы XX в.
По сей день между исследователями и читателями не смолкают споры по поводу таких проблем, как связь фантастики и науки и предсказание фантастикой будущего.
Несмотря на имеющиеся достижения в изучении фантастики, существующие подходы и методы не позволяют в полной мере ответить на такие вопросы, как: в чем художественная специфика фантастики различных периодов, как фантастика этих периодов соотносится друг с другом, какова роль фантастики в развитии литературы той или иной страны. Почему фантастика все-таки неотъемлемая и важная часть мировой культуры; литература, говорящая на своем языке о тех же проблемах, что и другие виды словесности. И где фантастика, по словам Ю.И. Кагарлицкого, «находит меру “общелитературности” своей, и необычности, и традиционности, и современности?» [27, 13].
Успешный поиск ответов на эти вопросы возможен лишь в том случае, если мы будем рассматривать фантастику как результат развития фантастического на протяжении столетий. Каждая последующая эпоха в развитии мировой литературы создает свою систему художественных образов, с помощью которых создается специфическая «эстетическая реальность» (А.И. Герцен), художественная модель, по-своему отражающая и преломляющая действительность. Это дает возможность говорить о типологическом единстве мифологической, античной, средневековой фантастики, фантастики Возрождения и романтизма. В XIX в. возникает новый вид фантастики - фантастика научная. Расширяя сферу освоения действительности авторами, фантастика играет еще более значительную роль в литературе ХХ века. Писатели начинают обращаться к поиску новых художественных средств, не использовавшихся ранее реалистической литературой.
В этом плане большой интерес для исследователей представляет творчество М.А. Булгакова, в котором сочетаются традиции мировой фантастики, выраженный опытом предыдущих поколений авторов и злободневность современной ему ситуации в стране, меняющаяся реальность. Это сочетание воплощается в таких фантастических повестях как «Собачье сердце», «Дъяволиада», «Роковые яйца».
В данном исследовании рассматривается поэтика фантастического, которая помогает автору отобразить сознание героя, проникнуть в тайны человеческой природы, человеческой души. К этой теме неоднократно обращались многие литературоведы. В своем труде «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан Поль (Рихтер) рассматривает «реальное» и «фантастическое» и определяет три способа их взаимодействия. Ю.В. Манн в работе «Эволюция гоголевской фантастики» (1973), также обращаясь к «фантастическому», описывает способы его введения в текст художественных произведений. В книге «Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты» (2012) В.Н. Захаров обосновывает деление фантастики на условную и неусловную. Мы решили рассмотреть проявления фантастического начала в повестях М.А. Булгакова «Собачье сердце», «Дьяволиада» и «Роковые яйца».
На наш взгляд, на данный момент творчество М.А. Булгакова изучено достаточно хорошо. Однако мнения исследователей относительно работ автора неоднозначны и часто противоречивы.
Значительно расширился круг проблем, которыми стало заниматься фантастиковедение на рубеже XX-XXI вв. Природа фантастики, ее «предтечи» и генезис, связь с реалистической литературой и их взаимообогащение, граница между реалистическими и нереалистическими художественными формами, фантастическая литература и другие виды искусства (кино, живопись). И, конечно же, работы о научной фантастике и фэнтези - двух основных видах фантастической литературы XX в.
По сей день между исследователями и читателями не смолкают споры по поводу таких проблем, как связь фантастики и науки и предсказание фантастикой будущего.
Несмотря на имеющиеся достижения в изучении фантастики, существующие подходы и методы не позволяют в полной мере ответить на такие вопросы, как: в чем художественная специфика фантастики различных периодов, как фантастика этих периодов соотносится друг с другом, какова роль фантастики в развитии литературы той или иной страны. Почему фантастика все-таки неотъемлемая и важная часть мировой культуры; литература, говорящая на своем языке о тех же проблемах, что и другие виды словесности. И где фантастика, по словам Ю.И. Кагарлицкого, «находит меру “общелитературности” своей, и необычности, и традиционности, и современности?» [27, 13].
Успешный поиск ответов на эти вопросы возможен лишь в том случае, если мы будем рассматривать фантастику как результат развития фантастического на протяжении столетий. Каждая последующая эпоха в развитии мировой литературы создает свою систему художественных образов, с помощью которых создается специфическая «эстетическая реальность» (А.И. Герцен), художественная модель, по-своему отражающая и преломляющая действительность. Это дает возможность говорить о типологическом единстве мифологической, античной, средневековой фантастики, фантастики Возрождения и романтизма. В XIX в. возникает новый вид фантастики - фантастика научная. Расширяя сферу освоения действительности авторами, фантастика играет еще более значительную роль в литературе ХХ века. Писатели начинают обращаться к поиску новых художественных средств, не использовавшихся ранее реалистической литературой.
В этом плане большой интерес для исследователей представляет творчество М.А. Булгакова, в котором сочетаются традиции мировой фантастики, выраженный опытом предыдущих поколений авторов и злободневность современной ему ситуации в стране, меняющаяся реальность. Это сочетание воплощается в таких фантастических повестях как «Собачье сердце», «Дъяволиада», «Роковые яйца».
В данном исследовании рассматривается поэтика фантастического, которая помогает автору отобразить сознание героя, проникнуть в тайны человеческой природы, человеческой души. К этой теме неоднократно обращались многие литературоведы. В своем труде «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан Поль (Рихтер) рассматривает «реальное» и «фантастическое» и определяет три способа их взаимодействия. Ю.В. Манн в работе «Эволюция гоголевской фантастики» (1973), также обращаясь к «фантастическому», описывает способы его введения в текст художественных произведений. В книге «Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты» (2012) В.Н. Захаров обосновывает деление фантастики на условную и неусловную. Мы решили рассмотреть проявления фантастического начала в повестях М.А. Булгакова «Собачье сердце», «Дьяволиада» и «Роковые яйца».
На наш взгляд, на данный момент творчество М.А. Булгакова изучено достаточно хорошо. Однако мнения исследователей относительно работ автора неоднозначны и часто противоречивы.
В настоящей работе была рассмотрена поэтика фантастического в повестях М.А. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Поэтика фантастического разрабатывалась многими писателями XIX- ХХ века. Данное явление в литературе, действительно, разнообразно и многопланово, но несмотря на это многие эксперты сходились в том, что обращение к фантастическому помогает авторам создавать особую атмосферу, глубже проникать в сознание героев и выявлять мотивацию их поступков. Фантастика как особая область литературного творчества аккумулирует творческую фантазию художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время фантастика - это не произвольное «царство воображения»: в фантастической картине мира читатель угадывает
преображенные формы реального, социального и духовного человеческого бытия.
М.А. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель.
Аналитическое рассмотрение булгаковских повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» показывает, что фантастическое начало в творчестве писателя является способом проблематизировать антропологические характеристики современной ему действительности и заострить вопрос о соотношении исторического прогресса и нравственно - этического начала.
Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.
Завершая разговор о фантастических произведениях М.А. Булгакова, выскажем одно предположение: все три повести, прочитанные как единый связанный текст, обращенный к одной и той же реальности - Москве 1920-х 41
годов, - по сути, «заместили» собой второй роман писателя. Булгаков, рассказывая о полярных силах, действующих в современности, будто развертывает в этих повестях целостную человеческую антропологию, задается вопросом - что есть человек.
Из повести в повесть переходит словно один и тот же образ, человеческий тип, враждебный автору, грозящий социальной опасностью: «низкий человек на кривых ногах» убивает Персикова; сводит с ума Короткова самодур Кальсонер с «искривленными ногами» и «маленькими, как булавочные головки, глазами», виновник огромного горя страны Рокк смотрит на мир «маленькими глазками», изумленно и в то же время уверенно, у него «что-то развязное» есть «в коротких ногах с плоскими ступнями», схожим образом дан и портрет Шарикова.
Описанному почти дегенеративному типу противостоит все более обретающий почву под ногами, отыскивающий в себе самом созидательные силы, чтобы выстоять (а в повести «Собачье сердце» даже и победить), герой.
Добавлю еще появляющиеся «меты» нескрываемого единства художественного мира Булгакова, о чем речь уже шла. Все это, вместе взятое, превращает три повести в некий «конспект» фантастического романа, который вырастает из современности, оцениваемой творческой личностью.
«Собачье сердце», «Роковые яйца» и другие произведения Булгакова при всей своей глубине и силе художественной критики не были разрушительным отрицанием и высмеиванием всего нового, хотя иногда их так и трактовали...
Поэтика фантастического разрабатывалась многими писателями XIX- ХХ века. Данное явление в литературе, действительно, разнообразно и многопланово, но несмотря на это многие эксперты сходились в том, что обращение к фантастическому помогает авторам создавать особую атмосферу, глубже проникать в сознание героев и выявлять мотивацию их поступков. Фантастика как особая область литературного творчества аккумулирует творческую фантазию художника, а вместе с тем и фантазию читателя; в то же время фантастика - это не произвольное «царство воображения»: в фантастической картине мира читатель угадывает
преображенные формы реального, социального и духовного человеческого бытия.
М.А. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель.
Аналитическое рассмотрение булгаковских повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» показывает, что фантастическое начало в творчестве писателя является способом проблематизировать антропологические характеристики современной ему действительности и заострить вопрос о соотношении исторического прогресса и нравственно - этического начала.
Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.
Завершая разговор о фантастических произведениях М.А. Булгакова, выскажем одно предположение: все три повести, прочитанные как единый связанный текст, обращенный к одной и той же реальности - Москве 1920-х 41
годов, - по сути, «заместили» собой второй роман писателя. Булгаков, рассказывая о полярных силах, действующих в современности, будто развертывает в этих повестях целостную человеческую антропологию, задается вопросом - что есть человек.
Из повести в повесть переходит словно один и тот же образ, человеческий тип, враждебный автору, грозящий социальной опасностью: «низкий человек на кривых ногах» убивает Персикова; сводит с ума Короткова самодур Кальсонер с «искривленными ногами» и «маленькими, как булавочные головки, глазами», виновник огромного горя страны Рокк смотрит на мир «маленькими глазками», изумленно и в то же время уверенно, у него «что-то развязное» есть «в коротких ногах с плоскими ступнями», схожим образом дан и портрет Шарикова.
Описанному почти дегенеративному типу противостоит все более обретающий почву под ногами, отыскивающий в себе самом созидательные силы, чтобы выстоять (а в повести «Собачье сердце» даже и победить), герой.
Добавлю еще появляющиеся «меты» нескрываемого единства художественного мира Булгакова, о чем речь уже шла. Все это, вместе взятое, превращает три повести в некий «конспект» фантастического романа, который вырастает из современности, оцениваемой творческой личностью.
«Собачье сердце», «Роковые яйца» и другие произведения Булгакова при всей своей глубине и силе художественной критики не были разрушительным отрицанием и высмеиванием всего нового, хотя иногда их так и трактовали...
Подобные работы
- МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «ДЬЯВОЛИАДА»
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ М.А.БУЛГАКОВА
«ДЬЯВОЛИАДА»
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Мистические мотивы в прозе М.А. Булгакова 1920-х годов
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2025 - Своеобразие сатирической прозы М.А. Булгакова
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - МАРКЕРЫ СИТУАЦИЙ НЕОЖИДАННОСТИ В ТЕКСТАХ ПОВЕСТИ И КИНОСЦЕНАРИЯ ПО НЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИВЗЕДЕНИЙ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ («ЧАРОДЕИ», «СТАЛКЕР» и др.)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - Изучение поэтики зеркала в русской детской литературе на примерах
школьной программы
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ЖАНРА НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОГО РОМАНА В
ТВОРЧЕСТВЕ А. БЕЛЯЕВА 1920-1930-Х ГГ.
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Тема чина в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя (Сахалинский государственный университет)
Курсовые работы, литература. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Поэтика календарной прозы А. П. Чехова
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022





