Введение 5
Глава 1 Теоретические и методические основы планирования товарооборота предприятия розничной торговли 9
1.1 Понятие и сущность розничной торговли 9
1.2 Методы планирования деятельности предприятия розничной торговли 16
1.3 Особенности планирования деятельности предприятий розничной торговли 21
Глава 2 Анализ и оценка системы планирования товарооборота ООО «Партнер-М» 26
2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия торговли 26
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности исследуемого объекта 30
2.3 Анализ и оценка эффективности системы планирования товарооборота 32
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию системы планирования товарооборота ООО «Партнер - М» 41
Заключение 45
Список использованной литературы 54
Планирование хозяйственной деятельности торгового пред приятия должно способствовать эффективной реализации новой экономической ситуации. Развитие полноценного рынка и приватизация собственности резко активизируют процессы самоуправления предприятий, что коренным образом меняет суть планирования. Отказ от традиционного планирования развития торговли как отрасли национальной экономики не означает свертывания плановой работы на предприятиях, фирмах, корпорациях. Планирование является одним из трех основных элементов системы управления предприятием торговли, к которым относятся также организация управления и контроль.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли [2,с.18].
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность работников предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из с проса на товары, уровня конкурентоспособности, самостоятельно определять численность и состав работников, выбирать формы и системы оплаты труда, определять размер фонда оплаты труда и фонда потребления [4,с.77].
Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов хозяйствования всех форм собственности, служит основой для планирования их деятельности. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.
Одно из центральных мест во всей системе учета принадлежит учету розничного товарооборота. От его уровня зависят основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия.
По мнению к.э.н. В.В. Бочарова «розничный товарооборот представляет собой один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного потребления, а так же предприятиям, организациям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд » [1,с.19].
Нельзя не отметить, что розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота. Конечно же, анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота. От работы розничной торговли во многом зависит эффективность функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы работы.
Объектом исследований является предприятие розничной торговли ООО «Партнер -М».
Предметом исследований является процесс товарооборота на предприятии розничной торговли.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и оценка системы планирования товарооборота розничной торговли. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и методические основы планирования товарооборота предприятия розничной торговли.
2. Провести анализ и дать оценку системы планирования предприятия сферы торговли.
3. Проанализировать основные направления совершенствования учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли ООО «Партнер -М».
4. Разработать мероприятия по совершенствованию системы планирования товарооборота на предприятии сферы розничной торговли.
Структура данной выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе работы изложены теоретические и методические основы планирования товарооборота предприятия розничной торговли . Рассмотрен процесс планирования как основа функционирования предприятия розничной торговли и выделены методы системы планирования. Вторая глава содержит анализ системы планирования товарооборота ОО О «Партнер - М». Детально проведен анализ финансовых результатов деятельности исследуемого объекта. В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию системы планирования на перспективу. В заключении сделаны выводы по итогам анализа, даны рекомендации и выделены предложения.
Теоретической основой написания работы послужили издания под редакцией В.В. Ковалева, Г.Н. Савицкой и Н.П. Любушина. Издание под редакцией К.Е. Лимоновой послужило источником для написания информационной основы системы планирования.
Методической основой написания работы явились Законы РФ, Указы, инструктивный и методологический материал по теме исследования, специальная экономическая литература.
Информационной основой для написания выпускной квалификационной работы стали регламентирующие и отчетные документы предприятия за последние три года.
Объем работы изложен на 53 листах и включает 13 таблиц, 3 рисунка и 4 формулы.
Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения [11,с.38].
В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения - с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций.
От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов [5,с.66].
К задачам анализа розничного товарооборота относятся: контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам; оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему; изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям; изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота; изучение качества обслуживания населения; выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
В качестве объекта исследований было выбрано предприятие розничной торговли, осуществляющее свою деятельность на территории Туапсинского района ООО «Партнер - М». Анализ деятельности предприятия торговли позволил сделать ряд выводов:
— результаты финансовой устойчивости показали, что у предприятия запасы и затраты полностью и без остатка покрываются собственными оборотными и привлеченными краткосрочными средствами на начало периода коэффициент автономии составил 0,71, что выше рекомендуемых значений и за два года коэффициент увеличился до 0,96, что благоприятно характеризует финансовую устойчивость предприятия, а соответственно снижается и зависимость от внешних кредиторов. Коэффициент концентра ции заемного капитала служит обратным коэффициенту автономии;
— на каждый рубль собственных средств предприятия приходится: на начало периода 0,40 руб., а на конец периода 0,04 руб. заемных средств. Соответственно снижение данного показателя свидетельствует об увеличении доли собственного капитала в формировании имущества ;
— план по общему объему товарооборота перевыполнен на 119,5% или на 2262, 19 тыс. руб., а основной удельный вес в структуре товарооборота магазина (более 80%) приходится на две ассортиментные группы товаров - гастрономические и вино-водочные товары. Кроме того, данные показывают, что в 2016 г. наиболее быстрыми темпами товарооборот вырос по таким группам товаров, как кондитерские изделия - 135,0 % и ликеро-водочная продукция - 144,0 %;
— структура товарооборота по кварталам в 2016 г. значительно изменилась. Если в 2015 г. доля каждого квартала в годовом объеме товарооборота составляла примерно 25%, то в 2016 г. доли товарооборота в I - III кварталах значительно сократились (на 7, 48% в I квартале, 16, 26% во II квартале и 12, 84% в III квартале), а доля IV квартала выросла сразу на +33, 76% и составила 35, 18% годового товарооборота. Изменение равномерности товарооборота объясняется значительным спросом на товары только в декабре месяце.
На основании проведенного анализа с целью совершенствования розничного товарооборота были предложены следующие мероприятия:
— применение индекса сезонности и планирования товарооборота торгового предприятия ООО «Партнер - М».
— установление премий за перевыполнение плана по товарообороту;
— мероприятия, направленное на совершенствование сбытовой деятельности (необходимо установить лицензионную программу VsShop версии 1.0.4).
Расчет экономической эффективности от применения коэффициента вариации, показывающий степень неравномерности выполнения плана показал равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам, предварительно определив среднее квадратическое отклонение. Исходя из расчетов индексов сезонности, их сумма за четыре квартала должна быть равна 400,0 %, так как при отсутствии влияния сезонных факторов индекс каждого квартала равен 100,0%.
Рассчитав экономический эффект от установления премий за перевыполнение плана по товарообороту, можно сделать вывод о том, что предприятию удастся усовершенствовать систему оплаты труда персонала, повысить заинтересованность работников в труде, а также увеличить свою прибыль на 22 742 рубля. Что же касается расчета экономического эффекта от внедрения модульной программы, то он составит более 1 млн. руб., а чистая прибыль соответственно будет равна почти 276 750 руб.
1. Бочарова В.В. Основы товарооборота. - М: ИНФРА,2013. - 748 с.
2. Баканов М.И. Экономика труда. - М.: Юнити, 2013.- 591 с.
4. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 815 с.
5. Балабанова И.Т. Анализ и диагностика финансово -хозяйственной деятельности: Изд-во Дайни, 2014. - 709 с.
6. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия. - М.: Наука, 2012. - 597 с.
7. Коростелёва Е.М. Экономика, организация и планирование производства. - М.: Экономика, 2013. - 706 с.
8. Любушкина Н.П. Конкурентная стратегия предприятия торговли. - М.: Маркетинг, 2013. - 461 с.
9. Луногорова И.Т., Ковалев В.В. Стратегический менеджмент: учеб. -
М.: Высшая школа, 2014. - 727 с.
10. Логонь Л.М., Пронникова А.Л. Финансовый анализ предприятия. - М.: Финансы, 2013. - 710 с.
11. Морис В.К. Финансовый анализ. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 371 с.
12. Мукалов С.Н. Основы управленческого учета. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 657 с.
13. Нороватов Е.Н. Менеджмент. - М.: Экономика, 2011. - 603 с.
14. Присохиди М.Н. Финансовый менеджмент: учеб.пособие. - М.: Спектр, 2014. - 511 с.
15. Рубе В.А. Основы планирования и прогнозирования деятельности предприятий торговли. - СПб.: изд-во СПбУЭФ, 2012. - 546 с.
16. Ротомский И.М., Моисеева Н.К. Методологические и методические аспекты проведения анализа финансовой деятельности. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2015.-451 с.
17. Савицкая Г.В., Любушин Н.Г. Методика финансового анализа. - М.:Дело, 2015. - 709 с.
18. Товаль А. Анализ деятельности предприятия торговли. / пер. с англ. М.П.Рудевой. - М.: Просвещение, 2014. - 901 с.
19. Уфимцев В.Д., Логонь Т.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: Новое знание, 2012. - 647 с.
20. Уцинова М.Н., Савицкая Г.В. Финансовый анализ. - М.:Спектр, 2013. - 416 с.
21. Фортельман Р.Д. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИП «Экоперспектива», 2014. - 643 с.
22. Шеремет А.Д. Стратегия, планирование, проектирование. - 3-е изд.- М.: Экономика, 2013. - 814 с.
23. Щербанов В.В. Финансовые результаты деятельности предприятия.- СПБ.: Научная мысль, 2012. - 967 с.
24. Яконтович А.Д. Анализ экономики предприятий. - М.: Высшая школа, 2013. - 355 с.
25. Яхель О.П., Романова А.Н. Теория экономического анализа. - М.: Экономика, 2013. - 711 с.