Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста

Работа №172665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы53
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБДОУ №101.
Выборка: 21 ребенок.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ….5
1.1 Сущность понятий «воображение» и «творческая активность» в отечественной науке…5
1.2 Особенности развития воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста…8
1.3 Методы развития воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста…14
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА20
2.1 Анализ исходного уровня развития воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста……20
2.2 Апробация разработанной системы занятий по развитию воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста24
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию воображения и творческой активности у ребенка дошкольного возраста………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..34
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………..……39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……45
Приложения………………………………………………………………………….49

Развитие воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста представляет собой важную область психолого-педагогических исследований, играющую решающую роль в формировании личности и общей способности к обучению. Воображение — это не только основа творческого самовыражения, но и ключевой элемент когнитивного развития ребенка, способствующий его адаптации к окружающему миру и развитию критического мышления. В условиях стремительно меняющейся социальной среды и доступности информационных технологий на ранних этапах жизни, вопрос активизации творческой деятельности у детей становится особенно актуальным.
Объект исследования: процесс развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система занятий по развитию воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать предлагаемую систему занятий по развитию воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста, то это способствует развитию данных показателей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка и апробация системы занятий, способствующей развитию воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить сущность понятий воображение и творческой активности у детей дошкольного возраста;
2) Проанализировать особенности развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста;
3) Разработать и апробировать систему занятий, направленную на развитие воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста;
4) Оценить эффективность влияния разработанной системы занятий на уровень развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: проведение опытно-экспериментальной работы: анализ исходного уровня развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста, апробация и разработка системы занятий, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
База исследования: МБДОУ №101.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в систематизации существующих знаний о развитии воображения и творческой активности, а также в расширении научных представлений о взаимосвязи этих аспектов с другими сферами психического развития ребенка.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и методических материалов для педагогов и родителей, что позволит улучшить процесс воспитания и обучения дошкольников, способствуя их творческому развитию и более успешной социализации в будущем. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях для создания и реализации эффективных программ, направленных на развитие творческого потенциала детей.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования развития воображения дошкольников в творческой деятельности в условиях ДОУ обусловлена, во-первых, изменившимися требованиями общества к результатам образования и несформированностью необходимых качеств у старших дошкольников; во- вторых, отсутствием единой точки зрения на эффективные средства развития творческого воображения у дошкольников; в-третьих, недостаточным использованием возможностей игрового творчества в развитии детского воображения в дошкольных организациях.
В теоретической части проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития воображения у детей дошкольного возраста. Воображение представляет собой сложный процесс, в результате которого происходит самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, реализующиеся в оригинальных продуктах деятельности. Данное определение воображения описывают такие ученые исследователи, как С.Л. Рубинштейн, С.Р. Немов, А.В. Петровский, И.В. Дубровина, Л.С. Выготский и др.
В процессе изучения возрастных особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста выявлено, что детское творческое воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому вхождению в образ, в изображаемые обстоятельства, и чаще в его это проявляется в игре, так как игра – это основной вид деятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Мало того, ребенок выходит из процессуально-бытовых игр и совершает переход к сюжетно-ролевым играм, где начинает одушевлять игрушки, перевоплощаться, комбинировать образы и преобразовывать восприятие предмета.
Замысел и способы достижения становятся управляемыми в старшем дошкольном возрасте. Воображаемые образы тесно взаимодействуют с

реальностью, и ребѐнок уже не путает фантазию с реальным миром и уже четко проводит и видит эту грань.
В данном исследовании рассматривались возможности творческой деятельности в развитии воображения дошкольников. Одной из первых отечественных исследователей определение детского творчества дала
Е.А. Флерина. Творчество детей понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л.С. Выготского. Он писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаѐт нечто новое, всѐ равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
С целью развития уровня творческого воображения детей в МБДОУ Детский сад № 101 был разработан и реализован комплекс игровых занятий, который проводился поэтапно. На первом этапе работы детей знакомили с играми, обогащающими представления детей о свойствах реальных объектов и способах их преобразования и комбинирования (игра «Увеличение и уменьшение», «Фантастические предложения», «Оживший рисунок»).
На втором этапе были организованы сюжетно-ролевые игры «Школа волшебника», «Дом для феи» и другие. В ходе таких игр дети учились передавать сказочные, нереальные образы персонажей с помощью мимики, жестов, используя различные средства выразительности.
Анализируя особенности творческой деятельности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребѐнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребѐнком результата творческой деятельности отступает на второй план. В дошкольном возрасте основные особенности творческой деятельности заключаются в создании замысла, его планировании и реализации; творчество становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Детское творчество проявляется в различных видах детской деятельности - художественной, музыкальной, театральной, литературной, игровой. Несмотря на различие подходов к творческой деятельности, исследователи единодушны в определении ее показателей - самостоятельность, инициатива, оригинальность решения замысла, вариативность решений, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении творческих заданий.
Детское творчество тесно связано с игрой, и порой между этими процессами нет границы.
Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида творчества с игрой. В дошкольном возрасте закладываются основы творчества в игровой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Творческое воображение развивается за счет объединения и комбинирования впечатлений, образов, которые были взяты из разных источников, будь то книги или фильмы.
Способность использовать свои представления и знания имеет большое значение для творческого развития ребенка. Благодаря этому он начинает понимать связи, которые существуют между различными явлениями жизни, и правдиво изображать их. В то же время в играх, рисунках, рассказах события, действительно имевшие место в жизни, иногда сознательно изменяются. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра - основная среда и главное условие развития детского творчества.
В практической части исследования подобраны диагностические методики для определения уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста В. Синельникова и В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайку». Показателями творческого воображения являются способность ребенка к преобразованию
«нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия; а также способность превращения задачи на
выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Выбрана 3-х уровневая шкала критериев, которая позволяет оценить уровень развития воображения детей подготовительной группы.
Делая выводы по проведенному исследованию, можно отметить, что результаты диагностики свидетельствуют о трудностях в преобразовании «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия; превращении задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Большинство детей не выходят за пределы ситуации выбора, используют простые однотипные решения при устранении несоответствия на картинке.
На третьем этапе развитие воображения осуществлялось в самостоятельной творческой деятельности детей. В процессе работы были организованы инновационные игровые проекты: игры-квесты, игровые чтения, семейные творческие проекты. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы показал, что выявлена значительная динамика по всем показателям творческого воображения у детей.
Дети научились использовать накопленный опыт для решения проблемных задач в самостоятельной творческой деятельности, преобразовывать и комбинировать свойства реальных объектов для создания новых идей и решений, переносить реальные знания в новые условные игровые ситуации. Итоги опытно-поисковой работы подтвердили эффективность использования разработанного комплекса игр для повышения уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что творческая деятельность дошкольников способствует развитию их воображения, а такие особенности игры как перевоплощение в образ, взаимоотношения различных персонажей стимулируют развитие детского творчества и являются главным условием его развития.
Данное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем планируется продолжить работу по развитию творческого воображения средствами творческих проектов с детьми дошкольного возраста.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
Учебники и литература
3. Агапова, Л. И. Реализация комплексной программы формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга "Радость творчества" / Л. И. Агапова, Е. Е. Плотникова // Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики : материалы международной заочной научно-практической конференции, Борисоглебск, 23 мая 2017 года / Отв. ред. Е.А. Кудрявцева ; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2017. – С. 15-19.
4. Блинова, И. В. Влияние конструктивно-модельной деятельности на развитие творческой активности дошкольников / И. В. Блинова, Н. А. Дворянинова // Теория и практика современной науки. – 2025. – № 1(115). – С. 221-224.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Владос, 2021. - 672 с.
6. Венгер А.А. «Восприятие и обучение (дошкольный возраст)»-М: Просвещение. 2016.-365 с.
7. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика»- Перспектива,2020. - 125 с.
8. Гончарова, Е. В. К вопросу формирования творческой активности в эстетическом воспитании старших дошкольников / Е. В. Гончарова, С. В. Лукьянова // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Статьи докладов, Нижневартовск, 05–06 апреля 2016 года / ответственный редактор А.В. Коричко. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2016. – С. 745-747.
9. Горбачева И.А. «Психофизиологические корреляты интеллекта и мотивации достижения»-Ростов-на-Дону, 2016. -238стр.
10. Давыдов В.В. «Лекции по педагогической психологии»- Москва: Академия, 2016. -222стр.
11. Дудинова, Е. Н. Организационно-методические подходы к формированию творческой активности старших дошкольников в контексте художественной дидактики / Е. Н. Дудинова // Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики : Материалы межрегиональной научно-практической конференции , Ярославль, 28–29 ноября 2023 года. – Ярославль: Институт развития образования Ярославской области, 2024. – С. 14-17.
12. Дьяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника»-Москва: Знание, 2018. -94 стр.
13. Завьялова, М. В. Использование педагогических технологий в развитии воображения и творческой активности дошкольников / М. В. Завьялова, Г. В. Морозова, Е. Ю. Часовская // Артемовские чтения : Материалы X Международной научной конференции, Самара, 15–17 февраля 2018 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова, С.П. Зубова, Н.И. Вьюнова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2018. – С. 143-147.
14. Игонина, О. Н. Развитие воображения и творческой активности дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования / О. Н. Игонина // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях, Нижний Новгород, 10 апреля 2018 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Том Часть 1. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. – С. 111-114.
15. Как развить мелкую моторику у детей от 3 до 5 лет: самые эффективные методики [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp://www.vse-prodetey.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-3-5-let/
16. Кудинова, Л. С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга : специальность 13.00.05 "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кудинова Лариса Сергеевна, 2010. – 207 с.
17. Курихина, Т. И. Критериальный подход к формированию творческой активности дошкольников в условиях детской театральной студии / Т. И. Курихина // Современная индустрия досуга: векторы модернизации : Материалы межвузовской научно-практической конференции, Москва, 14 марта 2019 года. – Москва: Московский государственный институт культуры, 2019. – С. 188-192.
18. Лахин, Р. А. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга / Р. А. Лахин, Е. Л. Лахина // Ресурсы региона: объект исследования и источник обновления образовательной парадигмы : сборник трудов всероссийской научно-практической конференции, Тамань, 12–16 сентября 2013 года / Ответственный редактор М.Ю. Беляева; ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" филиал в г. Славянске-на-Кубани. – Тамань: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кубанский государственный университет" в г. Славянске-на-Кубани, 2013. – С. 166-167.
19. Прокопцова, Е. И. Об оценке результативности развития творческой активности дошкольников в процессе проектной деятельности / Е. И. Прокопцова // Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике : Сборник материалов ХV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием, Биробиджан, 23–30 апреля 2020 года. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2020. – С. 370-373.
20. Слюнко, Т. В. Развитие воображения детей дошкольного возраста / Т. В. Слюнко // European Scientific Conference : сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях, Пенза, 07 июня 2017 года. Том Часть 3. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 73-77.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ