Введение 3
Глава 1 Физико-географическое положение и климатическая характеристика аэродрома Краснодар (Пашковский) 6
1.1 Физико-географическое описание аэродрома Краснодар (Пашковский) 6
1.2 Общая климатическая характеристика 8
Глава 2 Годовой и суточный ход повторяемости различных пределов горизонтальной дальности видимости на территории аэродрома 17
2.1 Годовой ход повторяемости различных пределов дальности
горизонтальной видимости 17
2.2 Суточный ход повторяемости различных пределов дальности
горизонтальной видимости 22
Глава 3 Повторяемость различных пределов нижней границы высоты облачности на аэродроме в разное время года и суток 30
3.1 Годовой и суточный ход повторяемости высоты нижней границы
облаков 30
3.2 Анализ сочетаний погоды различной степени сложности 43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение
Выполнение взлета, полета, посадки, пилотирования самолетов и вертолетов затруднено при низкой облачности и плохой видимости. Параметры видимости и высота облачности, довольно сложные метеорологические условия погоды прямо или косвенно влияют на полеты и посадку самолетов. В этой связи рассматривалась видимость менее 3000 м. и облачность более 4/8 октантов ниже 200 м на территории аэропорта Краснодар. Комплексное изучение этих двух элементов имеет большое практическое значение, так как дает возможность подсчитать время, в течение которого исключается работа на данном аэродроме.
Высота облачности и дальность горизонтальной видимости в большей мере определяют возможность производства взлета и посадки самолетов. В целях обеспечения безопасности и регулярности полетов для каждого аэродрома устанавливаются обязательные для этого аэродрома величины элементов погоды минимально допустимые при взлете и посадке. Эти минимальные условия определяются типом воздушного судна, бортовым и наземным оборудованием, рельефом местности и имеющимися препятствиями в районе аэродрома и др.
Выявлялись сложные условия различной степени по низкой облачности и горизонтальной видимости, а также определялась повторяемость этих параметров погоды, затрудняющих или исключающих взлёт и посадку самолётов на аэродроме Краснодара.
Ежечасные метеорологические наблюдения на аэродроме Краснодар в период с 1988 по 1999 годов послужили исходными данными при составлении климатической характеристики по параметрам видимости и высоты облачности. Пропусков в ряде наблюдений не было.
Измерение горизонтальной видимости и высоты облачности производились инструментально, поверенными приборами. Видимость измерялась прибором ФИ-1 (фотометр импульсный -1), а высота облачности приборами ИВО (измеритель высоты облачности) и ДВО КРАМС (датчик высоты облачности комплексной радиотехнической аэродромной метеорологической станции).
Актуальность исследования обусловлена тем, что дальность горизонтальной видимости, как и нижняя граница высоты облачности, являются важными комплексными метеорологическими элементами и их оценка имеет существенное значение при обеспечении безопасности полетов, особенно при взлете и посадке воздушного судна на аэродроме Краснодар.
Объект исследования - параметры дальности горизонтальной видимости и нижней границы высоты облачности, оценка их комплексного сочетания как фактора безопасности полётов.
Предмет исследования - повторяемости годовых и суточных ходов дальности горизонтальной видимости и нижней границы высоты облачности и их сочетания.
Цель исследований - анализ данных параметров дальности горизонтальной видимости и нижней границы высоты облачности за период с 1988 по 1999 гг. для повышения эффективности метеообеспечения полетов в аэропорту Краснодар.
Определены следующие задачи:
1. Провести анализ годового и суточного ходов повторяемости дальности горизонтальной видимости за период 1988 по 1999гг.;
2. Провести анализ годового и суточного ходов повторяемости высоты нижней границы облачности за период с 1988 по 1999гг.;
3. Провести комплексный анализ дальности видимости и нижней границы облачности;
4. Определить повторяемость исследуемых параметров погоды, затрудняющих или исключающих взлёт и посадку самолётов на аэродроме Краснодара.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. В первой главе рассматриваются физико-географические данные аэродрома Краснодар и общая климатическая характеристика территории;
Во второй главе рассматриваются повторяемость различных пределов горизонтальной дальности видимости на аэродроме в годовом и суточном ходе;
В третьей главе проведен анализ годового и суточного хода повторяемости ВНГО и анализ сочетаний погоды различной степени сложности.
В заключении обобщены результаты исследований и проведены выводы.
Информационным обеспечением и методическими основами проводимых исследований для выполнения работы являются: научная литература, климатические справочники, наставления, методические указания, материалы метеорологических наблюдений АМСГ (авиационная
метеорологическая станция гражданская) Краснодар.
Общий объем представленной работы составляет 49 машинописных страниц, 22 таблицы и 11 приложений.
Выполнение взлета, полета, посадки, пилотирования самолетов и вертолетов затруднено при низкой облачности и плохой видимости. Параметры видимости и высота облачности довольно сложные метеорологические условия погоды прямо или косвенно влияют на полеты и посадку самолетов.
Определялась повторяемость этих параметров погоды, затрудняющих или исключающих взлёт и посадку самолётов на аэродроме Краснодара.
В результате обработки и анализа материалов полученные за период 1988-1999 годы, позволяют сделать следующие выводы:
1. Среднегодовая температура воздуха в исследуемом районе равна - 11.4оС, выше средней многолетней на 1оС. Абсолютный минимум равен - 36 оС., абсолютный максимум равен - 41 оС. Самый жаркий - июль +24.1 оС со средней многолетней +22.9 оС. Самый холодный январь -0,4 оС со средней многолетней -2.1 оС. Средняя продолжительность безморозного периода 186 - 208 дней;
2. Среднегодовое количество осадков составило 749,5 мм, что выше нормы на 109 мм. Большее количество (448,2 мм) , на 84,2 мм выпадало в период апрель-октябрь, а с ноября по март выпало 301,3 мм, или на 25,3 мм больше нормы. Максимальное количество осадков 71.4 мм за сутки отмечалось в июле 1989 года. Число дней с осадками составило 168 дней, что на 36 дней больше среднемноголетнего количества;
3. Из опасных явлений встречаются:
- гололед в среднем до трех дней в году, с максимумом в декабре 1998 года - 9 дней;
- туманы в среднем до 47 дней в году, с максимумом - 60 в 1989 году и минимумом - 28 дней в 1998 году;
- грозы, особенно в июне и августе, в период 15-18 часов в суточном ходе.
4. В годовом ходе особенно неблагоприятные для полетов наблюдаются в октябре и в холодный период года с 03 до 09 часов утра, а в суточном ходе наибольшая повторяемость ограниченной видимости наблюдается в утренние часы, с 5-8 часов, а минимальная повторяемость в послеполуденные часы в 13-17 часов дня;
5. Самые благоприятные условия погоды для производства полетов наблюдаются в марте от 03 - 08 часов и в тёплый период года, когда отмечается небольшая повторяемость комплексно-сложных условий погоды 4%- 3% в первом случае, и - 5,9%, 4,5% во втором случае.
6. Годовой и суточный ход повторяемости пределов видимости <3000 м аналогичен годовому и суточному ходу повторяемости низкой облачности <300 м. Максимум <500 м отмечается в ноябре, а <3000 м, <2000 м, <1000 м в январе.
7.Облака ниже 200 м, 100 м, и 60 м наблюдаются чаще всего в холодный период года (ноябрь-февраль) и довольно редко в теплый период года (апрель-сентябрь):
- максимум повторяемости облачности ниже 100 м и 60 м приходится на 7 часов утра, а ниже 200 м на 8 часов утра;
- минимальная повторяемость для облачности ниже 200 м приходится на 16 - 17 часов, а ниже 100 м и 60 м в 14 часов дня;
8. Самые неблагоприятные условия погоды для производства полётов приходятся на осенне-зимний период (ОЗП) с октября по февраль месяц.