Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Научно Практический Центр Детской неврологии (г. Москва).
Выборка: основная - 20 матерей, воспитывающих детей с РАС в возрасте от 29 до 45 лет (средний возраст 32,4 года); дополнительная – 20 матерей, воспитывающих детей с ЗПР в возрасте 26-42 лет (средний возраст 30,2 года).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С РАС 10
1.1. Теоретический обзор современных представлений о психологических проблемах семей, воспитывающих ребенка с РАС 10
1.2. Современные походы к пониманию роли доступности реабилитационно-образовательной среды как условия благоприятного развития ребенка с РАС 19
1.3. Теоретический анализ природы и содержания феномена копинг-стратегий совладания со стрессовой ситуацией в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВЛАДАНИЯ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ COVID-ЛОКДАУНА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАС И ЗПР 45
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2 Характеристика базы исследования и участников эксперимента 51
2.3 Обсуждение результатов сравнительного исследования психологических особенностей совладания с последствиями COVID-лакдауна в семьях, воспитывающих детей с РАС и ЗПР 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность исследования. В последние десятилетия, внимание клинических психологов все чаще привлекает расстройство аутистического спектра (далее РАС). Быстрая скорость распространения данного нарушения по всему миру (по данным ВОЗ, с 2005 года количество детей с диагнозом РАС возросло в 5 раз), проблемы его полиморфности, трудности ранней диагностики позволяют говорить о том, что данные тенденции сохранятся и в будущем (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, Е.С. Иванова, О.О. Никольская, К.С. Лебединская, L.Kanner, S.Baron-Cohen, O.I.Lovaas, T. Peeters и др.). Несмотря на типологическое разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, всех их объединяют трудности адаптации и социализации (Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, О.О. Никольская, Kanner L. и др.).
Быстро и верно поставленный диагноз РАС позволяет запустить своевременное начало коррекционно-реабилитационных мероприятия, позволяет предотвратить усиление симптомов и их вторичных последствий (Л.М. Шипицина, М.М. Либлинг, А.С. Спиваковская, И.И. Мамайчук и др.). Однако, подобная работа требует квалифицированного сопровождения целого ряда специалистов, включенных в реабилитационный и образовательный процесс с ребенком с РАС. Отсутствие (или перерывы) работы, перекладывание задачи развития ребенка с РАС на недостаточно квалифицированных (или неподготовленных) родителей приводит к еще большим сложностям в развитии, обучении и воспитании таких детей, а иногда и к ситуации, когда родитель своими действиями усугубляет аутизацию ребенка.
В условиях хаотично возникающих волн «вынужденной COVID-изоляции», особенно в крупных городах-миллионниках, несмотря на современный уровень цифрового, технического и социального развития общества в развитии детей с РАС часто наблюдается отрицательная динамика. Причинами таких проблем являются в том числе неотрефлексированные стратегии практики оказания медико-психологической поддержки и помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. Для разрешения (снижения остроты) проблемы необходима эффективно организованная работа с родителями по разрешению проблем ограничения доступности профессиональной психологической помощи для их детей в период COVID-изоляции.
Результаты исследований Е.Р. Баенской, К.С. Лебединской, И.И. Мамайчук, С.А. Морозова, О.С. Никольской, Н.Б. Шабалиной и других подтверждают наличие у семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) эмоциональных, невротических и психических расстройств, аффективно-шоковых и истерических расстройств. Вследствие перечисленных психологических проблем родители выбирают неправильные стили воспитания своего ребенка, что сказывается на уровне родительского благополучия, появляется тревожность, падает самооценка.
В исследованиях ряда авторов показано, что системе восприятия родителями своих детей с РАС характерны следующие особенности: искаженное восприятия ребенка; неадекватная интерпретация его потребностей, желаний; неустойчивая система требований (завышенных или недостаточных требований), предъявляемых ребенку. Для самих родителей типичны высокие показатели тревожности, депрессии, они предпочитают такие стили воспитания, как «потворствующая» и «доминирующая гиперпротекции», часто испытывают, чувства огорчения, досады к неудачам ребенка, стараются во всем их контролировать. Как следствие, подобная система отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС, создает среду для возникновения вторичных дефектов у ребенка, появления страхов, негативизма, агрессии или самоагрессии ребенка. В работах М.А. Галагузовой, Н.С. Моровой, Л.М. Шипицыной и других отмечается, что дети с РАС часто закрыты в общении на уровне микрогруппы семьи, они восприимчивы к эмоциональным переживаниям своих родителей, вследствие чего, они имеют повышенный уровень тревожности, неадекватную самооценку.
Противоречия между необходимостью расширения научных представлений о психологических особенностях семьи, воспитывающей ребенка с РАС в современных условиях «неопределенности» жизни общества, барьеров вынужденной самоизоляции, постпандемийных ограничений, нестабильности работы реабилитационных и образовательных организаций для детей с РАС и недостаточной научной разработанностью вопросов влияния данных факторов на механизмы совладания семьи с последствиями COVID-локдауна определили тему нашего исследования - «Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра».
Цель исследования: анализ психологических особенностей семей, воспитывающих ребенка с РАС.
Объект исследования – семьи, воспитывающие ребенка с РАС.
Предмет исследования – психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с РАС: особенности копинг-стратегии, психологического благополучие, восприятие доступности среды профессиональной психологической помощи в ситуации COVID-локдауна.
Гипотезы исследования.
1. Родители, воспитывающие ребенка с РАС, отличаются сравнительно более низким уровнем психологического благополучия, чем родители, воспитывающие детей с ЗПР.
2. Родители, воспитывающие ребенка с РАС чаще, чем родители, воспитывающие детей с ЗПР, используют дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессом: «дистанцирование», «бегство-избегание».
3. Восприятие родителем, воспитывающим ребенка с РАС доступности профессиональной реабилитационной среды в период COVID-локдауна качественно отличается от оценки родителей, воспитывающих детей с ЗПР.
Теоретические задачи исследования.
1. Изучить современные представления о психологических особенностях семей, воспитывающих ребенка с РАС.
2. Описать подходы к пониманию доступности среды для ребенка с РАС как условия его развития.
3. Раскрыть особенности механизмов совладания со стрессовой ситуацией в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Методические задачи исследования.
4. Разработать программу сравнительного эмпирического исследования.
5. Подобрать комплекс методик для анализа уровня психологического благополучия родителей в семьях, воспитывающих ребенка с РАС, доминирующими копинг-стратегиями и оценкой доступности профессиональной реабилитационной помощи в период COVID-локдауна.
Эмпирические задачи исследования.
6. Выявить особенности психологического благополучия родителя, воспитывающего ребенка с РАС.
7. Описать доминирующие копинг-стратегий совладания родителей со стрессом в семьях, воспитывающих ребенка с РАС в условиях постCOVID и их связанность с уровнем психологического благополучия.
8. Изучить связанность уровня психологического благополучия родителя, воспитывающего ребенка с РАС с его оценкой доступности среды профессиональной реабилитационной помощи для своего ребенка в период COVID-локдауна.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической базой исследования стали теоретические положения отечественных и зарубежных ученых об общности закономерностей нормального и аномального развития: Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др., о психологических особенностях развития детей с РАС, путях помощи аутичному ребенку: Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, Л.М. Шипицына, Т. Питерс, Т. Делани; о закономерностях функционирования и психологических особенностях семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина E. Shopler; E. Shopler, G. B. Mesibov; Anne M. Donnellan; L. Wing; E. Shopler, M.E. Van Bourgondien; Welch M. и др., стратегий совладания со стрессом Г.Селье, Р.Лазарус, С.Фолкман, В.А. Бодров, Л. И. Вассерман и др..
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психологической литературы по ключевым проблемам исследования; психодиагностические методы исследования психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, копинг-стратегий совладания со стрессом; методы математической статистики, анализа связанности параметров исследования; представление экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования - Научно Практический Центр Детской неврологии (г. Москва).
Этапы организации исследования.
Исследование проводилось с 09.11.2020 по 10.10.2021 в три этапа.
На первом этапе (ноябрь – декабрь 2020г.): анализировалась психологическая и научно-методологической литература по теме исследования, формулировались цель, гипотеза и план работы; проводился подбор методов исследования, инструментальных психодиагностических методик, их адаптация применительно к целям исследования.
Второй этап (январь – май 2021г.) – разработка и реализация программы эмпирического исследования, обработка, анализ и интерпретация полученных данных. Разработка рекомендаций по поддержке родителей, воспитывающих детей с РАС в условиях COVID-ограничений.
Третий этап (июнь – октябрь 2021г.) – оформление магистерской квалификационной работы.
Достоверность полученных данных. В работе используется современные методы измерения, валидный и надежный психодиагностический инструментарий, адекватный цели и объекту исследования. Качественная интерпретация полученных результатов проводилась на основе обработки методами математической статистики (T-критерий Стьюдента для одной выборки, R-коэффициент корреляции Пирсона). При математической обработке данных использовался многоцелевой пакет статистических программ SPSS.21 для Windows.
Положения, выносимые на защиту.
1. Родители, воспитывающие ребенка с РАС, отличаются низким уровнем психологического благополучия.
2. Родители, воспитывающие ребенка с РАС используют такие дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессом: «дистанцирование», «бегство-избегание».
3. Восприятие родителем, воспитывающим ребенка с РАС доступности профессиональной реабилитационной среды в период COVID-локдауна качественно отличается от оценки родителей, воспитывающих детей с ЗПР.
Научная новизна работы состоит в анализе проблемы последствий развития семьи, воспитывающей ребенка с РАС в условиях дополнительных общественно-институциональных COVID-ограничений, вынужденной изоляции и механизмов совладания родителей в данной ситуации.
Теоретическая значимость исследования: определены психологические проблемы функционирования семей, воспитывающих ребенка с РАС в условиях вынужденной самоизоляции, выявлены научно-методические условия формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о связи уровня показателей психологического благополучия родителя, воспитывающего ребенка с РАС, их cубъективным восприятием доступности среды для своего ребенка в период COVID-ограничений и доминирующими копинг-стратегиями совладания со стрессом в условиях вынужденной самоизоляции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть применены в практических целях в рамках индивидуального консультирования и поддержки родителей, уязвимых в ситуации вынужденной самоизоляции, а также они могут повысить эффективность просветительской и профилактической работы в этом направлении. На основании результатов исследования предложены рекомендации по организации групп родительской поддержки, воспитывающих детей с РАС в условиях вынужденной самоизоляции.
Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы для скрининг-диагностики семей, с низким уровнем благополучия, разработки программ индивидуальной и семейной терапии.
Предложенные методические разработки могут быть применены в процессе подготовки клинических психологов к работе в организациях, сопровождающих семьи детей с РАС, а также студентов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 80 источников на русском языке.
В практической работе психолога по организации реабилитационно-образовательной работы с семьей, воспитывающей ребенка с РАС в условиях COVID-волнений, центральное место занимают мероприятия, направленные на формирование взаимодействия родителей с детьми.
Проведенный анализ литературы подтвердил, что аутизм имеет нейробиологическую природу, но сопутствующее нарушение продуктивного взаимодействия со средой имеет особое значение для формирования этого типа дизонтогенеза, всех его проявлений - сенсорных, моторных, эмоциональных, речевых, когнитивных нарушений. Родителям, воспитывающим детей с РАС необходимо понимание логики психического развития ребенка и приоритеты развития в конкретном случае, логика анализа причины поведенческих нарушений, формирования актуальных навыков и т.д.
В литературе описан широкий спектр подхъодов к построению отношений ребенка РАС с миром и модернизации мира вокруг ребенка к более удобной для него версии, отвечающей его возможностям. Организация реабилитационно-образовательной среды на основе компетентностной оценки групповых и индивидуальных возможностей детей с РАС, адресного моделирования условий позволяет обеспечить ребенку «свое место», принятие его особенностей, максимальное раскрытие и реализация потенциальных возможностей.
Социальная ситуация развития семьи ребенка с РАС непосредственно сказывается на стратегиях совладания родителей с ситуациями ограничений в широком смысле. Копинг стратегии поведения родителей – ресурсная совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств, которая позволяет родителю организовывать процесс взаимодействия, регулировать коммуникативную деятельность.
Предложенное исследование направлено на анализ проблемы психологических последствий развития семьи, воспитывающей ребенка с РАС в условиях дополнительных общественно-институциональных COVID-ограничений, вынужденной изоляции и механизмов совладания родителей в данной ситуации. В работе мы проверяли следующие гипотезы
1. Родители, воспитывающие ребенка с РАС, отличаются сравнительно более низким уровнем психологического благополучия, чем родители, воспитывающие детей с ЗПР.
2. Родители, воспитывающие ребенка с РАС чаще, чем родители, воспитывающие детей с ЗПР, используют дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессом: «дистанцирование», «бегство-избегание».
3. Восприятие родителем, воспитывающим ребенка с РАС доступности профессиональной реабилитационной среды в период COVID-локдауна качественно отличается от оценки родителей, воспитывающих детей с ЗПР.
Исследование проводилось на базе Службы Коррекционно-логопедической и психолого-педагогической помощи НПЦ ДП с двумя выборками родителей воспитанников данной организации и проживающих в г.Москва. Основная группа - 20 родителей женского пола, воспитывающих детей с РАС, в возрасте 29 - 45 лет. Дополнительная выборка – 20 родителей женского пола, восптывающих детей с ЗПР в возрасте 26-42 лет. Все респонденты принимали участие в эксперименте добровольно.
Программа диагностики включала оценку психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с РАС: особенности копинг-стратегии, психологического благополучие, восприятие доступности среды профессиональной психологической помощи в ситуации COVID-локдауна. В исследовании были использованы методики: 1. Шкала психологического благополучия RPWB (К.Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и др.). 2. Семантический дифференциал времени (НИПНИ им. В.М. Бехтерева). 3. Методика «История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачева). 4. Опросник способов совладающего поведения, WCQ (Р.Лазарус; стандартизация НИПНИ им.Бехтерева).
Результаты исследования позволили: описать особенности психологического состояния родителя, воспитывающего ребенка с РАС; доминирующие копинг-стратегий совладания родителей со стрессом в условиях постCOVID и их связанность с уровнем психологического благополучия; изучить связанность уровня психологического благополучия родителя, воспитывающего ребенка с РАС с его оценкой доступности среды профессиональной реабилитационной помощи для своего ребенка в период COVID-локдауна.
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи выполнены. Доказано, что родители, воспитывающие ребенка с РАС, достоверно отличаются сравнительно более низким уровнем психологического благополучия по шкале «личностный рост» (U=,062, р≤0,05). Они достоверно чаще дезадаптивные копинг-стратегии совладания со стрессом «дистанцирование» (U=,039, р≤0,05), «бегство-избегание» (U=,019, р≤0,05). Онидостоверно реже ориентируются на целенаправленный анализ и рациональную оценку проблемной ситуации, планирование вариантов разрешения с учетом прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Описана корреляционная связь между показателями психологического благополучия и копинг-стратегиями. Так, 1. адаптивная стратегия «планирование решения проблем» положительно влияет на развитие родителя, его открытость опыту, стремление реализовать собственный потенциал (r=, 473), эффективность использования возможностей, условий и обстоятельств, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей (r=,623). 2. Дезадаптивная стратегия «бегство» полжительно влияет на способность родителй контролировать окружение (r=,444) и использовать в своих интересах. 3. Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» негативно сказываются на психологическом благополучии родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Восприятие родителем, воспитывающим ребенка с РАС доступности профессиональной реабилитационной среды в период COVID-локдауна качественно отличается от оценки родителей, воспитывающих детей с ЗПР.
1. Достоверно более низкая активность в настоящем и личностная значимость происходящего (U=,049, р≤0,05).
2. Субъективное восприятия временного периода «прошлое в период вынужденной самоизоляции» показало снижение средних значений по всем шкалам, приблизивших к количественным показателям по типу «эндогенная депрессия». Это в свою очередь дало компенсаторный рост характеристик смысловой наполненности пространства, восприятие внешних факторов как ограничивающих.
3. Восприятия будущего у родителей, воспитывающих детей с РАС достоверно отличается более низкими показателями по параметрам «активность» (U=,031, р≤0,05), «эмоциональная окраска времени» (U=,043, р≤0,05), «ощущаемость» (U=,031, р≤0,05), они более пассивны и пессимистичны в своих прогнозах, меньше вовлечены в актуальную ситуацию, занимают отстраненную позицию «наблюдателя».
Статистический анализ изменения субъективного восприятия родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с помощью критерия Вилкоксона показал, что восприятие «прошлого» (Covid-изоляции) в сравнении с «настоящим» отличается у родителей более низкими результатами по параметрам «структура» (Т=,014, р≤0,05) и «ощущаемость» (Т=,087, р≤0,05).
Период прошлого (Covid-изоляции) по сравнению с периодом «будущее» достоверно ниже по параметрам «величина» (Т=,003, р≤0,05), «структура» (Т=,016, р≤0,05) и «ощущаемость» (Т=,048, р≤0,05).
При переходе от настоящего в будущее есть положительная динамика по параметрам «эмоциональная окраска» (Т=,021, р≤0,05), «величина» (Т=,021, р≤0,05) и «ощущаемость» (Т=,000, р≤0,05), однако, результаты достоверно ниже результатов дополнительной группы.
Проведенное исследование позволило определить стратегию психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с РАС в форме индивидуальных и групповых консультаций, предложить форматы обсуждения и создания рекомендаций по развитию детей с РАС. Опыт консультативной работы показал, что осознание родителем ситуации, ее анализ, актуализация и переосмысление прошлого опыта, создание нового знания (плана действий) и его реализация позволят выбрать продуктивные стратегии совладания с вызовами развития ребенка с РАС. Что особенно важно в условиях хронической социальной неопределенности и ресурсных органичений к доступу профессиональной реабилитационно-орразовательной помощи специалистов, работающих с их ребенком.
Проведенное исследование позволило определить психологические проблемы функционирования семей, воспитывающих ребенка с РАС в условиях вынужденной самоизоляции, выявлены научно-методические условия формирования готовности педагогов к реализации инклюзивного дошкольного образования. На основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о связи уровня показателей психологического благополучия родителя, воспитывающего ребенка с РАС, их cубъективным восприятием доступности среды для своего ребенка в период COVID-ограничений и доминирующими копинг-стратегиями совладания со стрессом в условиях вынужденной самоизоляции.
Результаты исследования имеют практическое значение в индивидуальном консультировании и поддержки родителей, уязвимых в ситуации вынужденной самоизоляции, а также они могут повысить эффективность просветительской и профилактической работы в этом направлении. Результаты работы могут быть использованы для скрининг-диагностики семей, с низким уровнем благополучия, разработки программ индивидуальной и семейной терапии.
Предложенные методические разработки могут быть применены в процессе подготовки клинических психологов к работе в организациях, сопровождающих семьи детей с РАС, а также студентов.
1. Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения: Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов. М, 2015. 672 с.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 2004. Т. 15. № 1. С. 3–18.
3. Артеменко, О.Н., Ахрамеева, К.С. Современные подходы к организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: Электронный научный журнал: Международный студенческий научный вестник. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/10/5056.html
4. Артемьева, Д.И. Структура клинико-психологической симптоматики расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста / Д.И. Артемьева. – Челябинск: ЮУрГУ, 2012. – 89 с.
5. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) / Е.Р. Баенская. М.: Теревинф, 2007. 112 с.
6. Битюцкая Е. В., Баханова Е. А., Корнеев А. А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией // Национальный психологический журнал. 2015. № 2(18). С. 41-55.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006 – 528 с.
8. Бутенко Т. П. Субъективная неопределенность жизненных ситуаций: когнитивно-эмоциональные оценки и стратегии поведения: дисс. канд. психол. наук. М., 2009. 278 с.
9. Варгас Д. Анализ деятельности учащихся: Методология повышения школьной успеваемости. М., 2015. 477 с.
10. Выготский Л.С. Проблема возраста / Выготский Л.С. Психология. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
11. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: дис. … канд. психол. наук: 19.00.10: Санкт-Петербург, 2013.
12. Гаврилова И.В. Свободное программное обеспечение для обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 11. № 1. С. 445–449.
13. Гайдукевич, С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / С.Е. Гайдукевич // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 34 – 46.
14. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / К.Гилберт, Т Питерс. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144 с.
15. Гомозова Е.С. Использование концепции DIR в работе с детьми с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 17. № 4 (61). С. 17—20.
16. Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/ 81PSMN519.pdf
17. Гринина Е.С., Бессонова А.А. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра // Auditorium. 2019. Т.1. № 2 (22). С. 154–
18. Гусев А. И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 300-329.
19. Гусева Н.Ю., Пискарева О.С. Применение дистанционных технологий в обучении детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2020. Том18. №2. С.6-13. doi:10.17759/autdd.2020180202
20. Гусева О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04: Санкт-Петербург, 2018.
21. Гусева О.В., Мамайчук И.И. Особенности психической адаптации здоровых сиблингов в семьях, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т.7. № 2. С. 169–179.
22. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. – c. 75 – 84.
23. Дорошева Е.А., Грабельникова У.С. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Reflexio. 2018. Т.11. № 1. С. 5–18.
24. Евлампиева Г.А. Роль и значение эмоциональной зрелости родителей в процессе социализации аутичных детей дошкольного возраста // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т.6. № 5A. С. 112–124.
25. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы / Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: научно-практический сборник. Вып. 5. Москва: Теревинф, 2006. С. 9–33.
26. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 143 с.
27. Карвасарская И.Б. Психологическая помощь аутичной семье // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. 271 с.
28. Клиническая психология : учеб. для студентов мед. вузов и фак. клин. психологии / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. : Питер, 2002. 959 с.
29. Карпенкова И.В. Использование компьютера в развитии детей с особенностями развития и общении с ними: Методическое пособие. Москва: Наш Солнечный Мир, 2013. 84 с.
30. Константинова И.С. Средовой подход в работе с особым ребенком. Установление контакта и вовлечение во взаи¬модействие на музыкальных занятиях // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 3. С. 3—16.
31. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. — М.: Академический проект - 2003.- 463 с.
32. Крановиц К.С. Разбалансированный ребёнок: Как распознать и справиться с нарушениями процесса обработки сенсорной информации. Санкт-Петербург, 2012. 396 с.
33. Красильникова Е.Д. Роль семейного функционирования в процессе реабилитации ребенка с ранним детским аутизмом // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения-2009», Выпуск 2 / Под редакцией Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 285–287.
34. Крон Д.А., Хокен Л.С., Хорнер Р.Х. Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах: Практическое руководство: Функциональная оценка поведения. М., 2016. 303 с.
35. Купер Дж.О., Херон Т.Э., Хьюард У.Л. Прикладной анализ поведения. М., 2016. 864 с.
36. Крюкова Т.Д., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб., Речь, 2005.-240.
37. Куфтяк Е.В. Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2010. N 6(14) – с. 6 – 9.
38. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М. : София, 2001. 294 с.
39. Лазарус Р. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с.
40. Лебединская, К.С. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / К.С. Лебединская, О.С Никольская, Е.Р. Баенская. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
41. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский. М.: МГУ, 1990. 197 с.
42. Левченко, И. Ю., Ткачева, В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. Пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
43. Либлинг, М.М. Коррекция детского аутизма с помощью игровой холдинг-терапии / М.М. Либлинг // Научно-методический и практический журнал: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №7. М.: «Школьная пресса», 2014. С. 6-12.
44. Лич Д. Прикладной анализ поведения: Методики инклюзии обучающихся с РАС. Москва: Оперант, 2015. 176 с. ISBN 978-5-9906841-1-9.
45. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. С. 37-52.
46. Львова Е. Н., Митина О. В., Шлягина Е. И. Личностные предикторы совладающего поведения в ситуации неопределенности // Психологические исследования. 2015. Т.
47. Мамайчук, И.И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции. // Дошкольное воспитание. 2003. №5. С. 80–85.
48. Мамайчук, И.И., Смирнова, М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения / И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. СПб. Речь, 2010. 384 с.
49. Мамохина, У.А Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии / У.А. Мамохина и соавт. // Современные проблемы науки и образования. – Москва, 2015. – № 1–2. – https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19977
50. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. методическое пособие / под общ. ред. А.В. Хаустова. м.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.
51. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. СПб. Речь, 2005. 150 с.
52. Марценковский, И.А. Диагностика клинических проявлений расстройств спектра аутизма и их тяжести по основным сферам развития ребенка// http://autisminfo.ru
53. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. М.: Владос, 2003. 408 с.
54. Микиртумов, Б.Е., Завитаев, П.Ю. Аутизм: история вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. Спб. Н-Л, 2012. 93 с.
55. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 // под ред. А. Моховикова – М.: Изд- во «Смысл», «Академия», 2008. – 416 с. 43
56. Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С.С. Морозова – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 176 с.
57. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.
58. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. – Казань, 2003 –263 с.
59. Ненашева, Е.В. Психологические проблемы в семье, воспитывающей ребенка – инвалида / Е.В. Ненашева // научно-методический и практический журнал: Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №2. М.: ООО «Школьная пресса», 2013. С 57-62.
60. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и другие, Дети и подростки с аутизмом / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и другие. М.: Теревинф, 2011. 224 с.
61. Организация среды при обучении детей с РАС/ Загуменная О.В., Васильева А.В., Кистень В.В., Петрова О.М. // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1. С. 13-17.
62. Печникова Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 144 с.
63. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию / Т. Питерс. М.: ВЛАДОС, 2003. 240 с.
64. Постылякова Ю.В. Ресурсный подход в изучении семейного стресса // Псих, проблемы современной российской семьи. В 2-х частях. Ч. 1.-М, 2003.
65. Психодиагностика стресса: практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. Казань: КНИТУ, 2012. 212 с.
66. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 18–28.
67. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2011. № 3(17).
68. Ремшмидт, Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт. – М.: Изд-во «Медицина», 2003. – 120 с.
69. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах.Пособие для психологов и врачей. Санкт-Петербург, 2005- 105с.
70. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 79–87.
71. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. Практическое руководство. М., 2015 -432с.
72. Солдатенкова Е.Н., Блинова И.В. Цифровые решения в инклюзивном образовании детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Том 19. № 3. С. 23–30.
73. Стидж М.У., Уотсон Т.С. Проведение функциональной оценки в школе: Руководство для школьных педагогов и психологов. М., 2016. 320 с.
74. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С. Т. Посоховой. Спб. Сова, 2006. 671 с.
75. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева. М.: Академия, 2014. 272 с.
76. Филиппова, Н.В. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на пробле му / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т.24. – №3. – С. 96–101. 44
77. Шабанова, Е.В. Психологические защиты и внутрисемейные отношения у родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра: дис. … канд. психол. наук: 19.00.04: Санкт-Петербург, 2018.
78. Шипицына, Л.М. Детский аутизм / Л.М. Шипицына. М.: Дидактика Плюс, 2001. 387 с.
79. Яремчук М.В. Использование средового подхода в работе с детьми с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 4. С. 12–20.
80. Ясвин В. А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию. М., 2001.