Формирование ответственности у детей дошкольного возраста
|
Введение
Глава I . Теоретическое обоснование формирование ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ проблемы формирования ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.2 Изучение сформированности ответственности в среднем и старшем дошкольном возрасте 16
Глава II . Состояние формирования ответственности у детей дошкольного возраста 29
2.1 Организация проведения исследований 29
2.2 Методы и методики формирования ответственности у детей 30
Заключение 47
Список использованной литературы
Глава I . Теоретическое обоснование формирование ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ проблемы формирования ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.2 Изучение сформированности ответственности в среднем и старшем дошкольном возрасте 16
Глава II . Состояние формирования ответственности у детей дошкольного возраста 29
2.1 Организация проведения исследований 29
2.2 Методы и методики формирования ответственности у детей 30
Заключение 47
Список использованной литературы
Актуальность. Одной из задач образования является формирование таких социальных, нравственных качеств личности детей, как самостоятельность и ответственность. Это особенно важно в связи с формированием предпосылок учебной деятельности.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы определённые личностные качества. Он должен иметь ориентацию на моральные нормы и выполнять их в соответствии с возрастом, должен уметь организовывать и осуществлять сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками.
Взаимоотношения ребенка с другими людьми во многом предполагают необходимость проявления ответственности. От проявления ребенком ответственности при выполнении дел зависит желание партнеров вступать с ним в деловые отношения, становление значимости ребенка в коллективе. Умение выполнять свои дела, направленность на обязательное «надо», необходимо ребенку как элемент готовности к школе.
Степень изученности проблемы. Вопросами формирования представлений, суждений об ответственности у детей занимались зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Ж. Пиаже рассматривал ответственность в рамках морального формирования детей, когда они получают большинство моральных правил от взрослых и обязаны послушно их выполнять. Согласно концепции ответственности JI. Колберга моральное сознание развивается в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой. Теории Дж. Роттера, Д. Мак Клелланда, У.У. Аткинсона объясняют ответственное поведение человека, исходя из понятия локуса контроля.
Цель исследования: выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста ответственности.
Предмет исследования: формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
реализация в образовательной работе с детьми форм и методов воспитания, обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) показать степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат исследования;
2) выявить уровень формирования ответственности и детeй дошкольного возраста;
3) oпpеделить и yтвеpдить комплекс педагoгичеcкиx условий , обеспечивающих формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования:
деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец);
- кyльтypнo-истopический подход (Л. СИ . Bысoоетий);
- мexанизм нpaвcтвеннoгo воспитанив (С.А. Коллом);
- идеи и формирование ответственности у детей Л-И-Божвии, , З.П. Борисова, В.А. Горбачёва, К.А. Климова, Е.И. Корзакооа, М.В. Матюхина, Н.А. Минкина, В.Г. ^чаеваа, Е.И. Радина, А.В. Суровцева В.Г. Фокина и др.).
Для решения поставленные задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании комплексы: комплекс диагностических методик по выявлению у детей дошкольного возраста уровня формирования ответственности; комплекс заданий по формированию ответственности с учетом выделенных психолого¬педагогических условий.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы определённые личностные качества. Он должен иметь ориентацию на моральные нормы и выполнять их в соответствии с возрастом, должен уметь организовывать и осуществлять сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками.
Взаимоотношения ребенка с другими людьми во многом предполагают необходимость проявления ответственности. От проявления ребенком ответственности при выполнении дел зависит желание партнеров вступать с ним в деловые отношения, становление значимости ребенка в коллективе. Умение выполнять свои дела, направленность на обязательное «надо», необходимо ребенку как элемент готовности к школе.
Степень изученности проблемы. Вопросами формирования представлений, суждений об ответственности у детей занимались зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Ж. Пиаже рассматривал ответственность в рамках морального формирования детей, когда они получают большинство моральных правил от взрослых и обязаны послушно их выполнять. Согласно концепции ответственности JI. Колберга моральное сознание развивается в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой. Теории Дж. Роттера, Д. Мак Клелланда, У.У. Аткинсона объясняют ответственное поведение человека, исходя из понятия локуса контроля.
Цель исследования: выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста ответственности.
Предмет исследования: формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
реализация в образовательной работе с детьми форм и методов воспитания, обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) показать степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат исследования;
2) выявить уровень формирования ответственности и детeй дошкольного возраста;
3) oпpеделить и yтвеpдить комплекс педагoгичеcкиx условий , обеспечивающих формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования:
деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец);
- кyльтypнo-истopический подход (Л. СИ . Bысoоетий);
- мexанизм нpaвcтвеннoгo воспитанив (С.А. Коллом);
- идеи и формирование ответственности у детей Л-И-Божвии, , З.П. Борисова, В.А. Горбачёва, К.А. Климова, Е.И. Корзакооа, М.В. Матюхина, Н.А. Минкина, В.Г. ^чаеваа, Е.И. Радина, А.В. Суровцева В.Г. Фокина и др.).
Для решения поставленные задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании комплексы: комплекс диагностических методик по выявлению у детей дошкольного возраста уровня формирования ответственности; комплекс заданий по формированию ответственности с учетом выделенных психолого¬педагогических условий.
Перед обществом стоит цель не только научить ребенка основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.
Ответственность - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и
многообразен. Формирование ответственности - одна из сторон этого процесса.
Прочность, устойчивость ответственности детей среднего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей среднего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.
Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.
Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом,складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.
Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей среднего и старшего дошкольного возраста является участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.
Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Проведенная диагностика среди детей средней группы выявила недостаточным уровень ответственности дошкольников.
В отличие от традиционной организации процесса развития качеств личности для формирования ответственности у детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагаем использовать педагогическую технологию, представляющую собой комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающий становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой на основе рефлексии с позиции нравственным правил через осуществляемое поэтапно формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения,осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.
Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у средних и старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: успешность процесса
формирования ответственности у детей дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями:
- механизмом становления ответственности у детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из выделенных этапов педагогической технологии,
- организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия,
- подготовка воспитателей обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности к процессу формирования ответственности у детей среднего дошкольного возраста.
Ответственность - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и
многообразен. Формирование ответственности - одна из сторон этого процесса.
Прочность, устойчивость ответственности детей среднего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей среднего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.
Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.
Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом,складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.
Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей среднего и старшего дошкольного возраста является участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.
Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Проведенная диагностика среди детей средней группы выявила недостаточным уровень ответственности дошкольников.
В отличие от традиционной организации процесса развития качеств личности для формирования ответственности у детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагаем использовать педагогическую технологию, представляющую собой комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающий становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой на основе рефлексии с позиции нравственным правил через осуществляемое поэтапно формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения,осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.
Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у средних и старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: успешность процесса
формирования ответственности у детей дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями:
- механизмом становления ответственности у детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из выделенных этапов педагогической технологии,
- организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия,
- подготовка воспитателей обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности к процессу формирования ответственности у детей среднего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Формирование ответственности родителей детей дошкольного
возраста в условиях семейного клуба
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста средствами легоконструирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Становление экологической культуры детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019



