Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ответственности у детей дошкольного возраста

Работа №17257

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I . Теоретическое обоснование формирование ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Анализ проблемы формирования ответственности у детей дошкольного возраста 7
1.2 Изучение сформированности ответственности в среднем и старшем дошкольном возрасте 16
Глава II . Состояние формирования ответственности у детей дошкольного возраста 29
2.1 Организация проведения исследований 29
2.2 Методы и методики формирования ответственности у детей 30
Заключение 47
Список использованной литературы

Актуальность. Одной из задач образования является формирование таких социальных, нравственных качеств личности детей, как самостоятельность и ответственность. Это особенно важно в связи с формированием предпосылок учебной деятельности.
В контексте модернизации современного образования и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы определённые личностные качества. Он должен иметь ориентацию на моральные нормы и выполнять их в соответствии с возрастом, должен уметь организовывать и осуществлять сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками.
Взаимоотношения ребенка с другими людьми во многом предполагают необходимость проявления ответственности. От проявления ребенком ответственности при выполнении дел зависит желание партнеров вступать с ним в деловые отношения, становление значимости ребенка в коллективе. Умение выполнять свои дела, направленность на обязательное «надо», необходимо ребенку как элемент готовности к школе.
Степень изученности проблемы. Вопросами формирования представлений, суждений об ответственности у детей занимались зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Ж. Пиаже рассматривал ответственность в рамках морального формирования детей, когда они получают большинство моральных правил от взрослых и обязаны послушно их выполнять. Согласно концепции ответственности JI. Колберга моральное сознание развивается в ходе активного творческого взаимодействия индивида с социальной средой. Теории Дж. Роттера, Д. Мак Клелланда, У.У. Аткинсона объясняют ответственное поведение человека, исходя из понятия локуса контроля.
Цель исследования: выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста ответственности.
Предмет исследования: формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование ответственности у детей дошкольного возраста возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
реализация в образовательной работе с детьми форм и методов воспитания, обеспечивающих формирование всех компонентов ответственности как личностного качества;
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) показать степень изученности проблемы в современных исследованиях, определить понятийно-категориальный аппарат исследования;
2) выявить уровень формирования ответственности и детeй дошкольного возраста;
3) oпpеделить и yтвеpдить комплекс педагoгичеcкиx условий , обеспечивающих формирование ответственности у детей дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования:
деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец);
- кyльтypнo-истopический подход (Л. СИ . Bысoоетий);
- мexанизм нpaвcтвеннoгo воспитанив (С.А. Коллом);
- идеи и формирование ответственности у детей Л-И-Божвии, , З.П. Борисова, В.А. Горбачёва, К.А. Климова, Е.И. Корзакооа, М.В. Матюхина, Н.А. Минкина, В.Г. ^чаеваа, Е.И. Радина, А.В. Суровцева В.Г. Фокина и др.).
Для решения поставленные задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании комплексы: комплекс диагностических методик по выявлению у детей дошкольного возраста уровня формирования ответственности; комплекс заданий по формированию ответственности с учетом выделенных психолого¬педагогических условий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Перед обществом стоит цель не только научить ребенка основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.
Ответственность - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.
Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и
многообразен. Формирование ответственности - одна из сторон этого процесса.
Прочность, устойчивость ответственности детей среднего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей среднего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.
Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.
Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом,складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.
Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей среднего и старшего дошкольного возраста является участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.
Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Проведенная диагностика среди детей средней группы выявила недостаточным уровень ответственности дошкольников.
В отличие от традиционной организации процесса развития качеств личности для формирования ответственности у детей среднего и старшего дошкольного возраста предлагаем использовать педагогическую технологию, представляющую собой комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающий становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой на основе рефлексии с позиции нравственным правил через осуществляемое поэтапно формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения,осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.
Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у средних и старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: успешность процесса
формирования ответственности у детей дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями:
- механизмом становления ответственности у детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из выделенных этапов педагогической технологии,
- организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия,
- подготовка воспитателей обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности к процессу формирования ответственности у детей среднего дошкольного возраста.



1. Барановская, Л.А . Социальная ответственность в системе педагогических ценностей [Текст] /Л.А. Барановская // Вестник КрасГАУ. - 2006-Выпуск 11. - С. 414-419.
2. Барановская, Л.А . Социальная ответственность в системе педагогических ценностей [Текст] / Л.А. Барановская // Вестник КрасГАУ. 2006. - Выпуск 11. - С. 409-414.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2007. - 132 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2003.-464 с.
5. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. - М. :Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
6. Борисова, Т.С. Ответственность - качество родом из детства [Текст] / Т.С. Борисова // Народное образование. - 2010. - Выпуск 5. - С.246¬251.
7. Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / З.Н.Борисова. - Л., 2002. - 25 с.
8. Буре, Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников [Текст] / Р.С. Буре // Управление ДОУ. - 2006. - №7. - С.61-69.
9. Головко, Н.А. Моральная ответственность личности в условиях развитого социализма [Текст] / Н.А. Головко, Г. А. Голубева. - М. Просвещение, 2004. - 220 с.
10. Данькова, Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников [Текст] / Е.Н. Данькова // Начальная школа: плюс до и после. - 2008.-Выпуск 5.-С. 34-38.
11. Дементий, Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности [Текст] / Л.И. Дементий. - М. : Просвещение, 2005. - 25 с. 
12. Дементий, Л.И. Огветсттвеность н индивидудшьность: постановка и исследование проблемы [Текст] / Л.И. Дементий // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. - Омск, 2001. -210 с.
13. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография [Текст] / О.В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
14. Иванников, В А. Пкихоьоvичеккве. механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. - СПб. : ПИТЕР, 2006. - 208 с.
15. Казарина , Л.И . Развитие межличностных взаимоотношений старших дошкольников в подвижных играх. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://maam.ru/ (Дата обращения: 21.03.2016).
16. Климов,, К.А . О формировании ответственности у детей <5-7 лтт [Текст] / К.А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 2007. - 353 с.
17. Коллоа,, С.А . Дошкольная педагоиика [Текст] / С.А . Коллов, , Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2007. - 416 с
18. Koгoлопoва, Р.И . Свобода и oтвeтcтвeннoнть [Teкнт] / Р.И . Косолапова, B.C. Марков. - М. : Политиздат, 2000. - 69 с.
19. Котырло , В.К . Формировнние волевого поведения у дошкольниоов
[Текст] / В.К. Котырло. - Киев : Рад. шк., 2001. 2200 с.
20. Купинно, , В.Е. Ocoбeннoнви характериттик жишниного пуии у лиц с различным типом ответственности [Текст] / В.Е. Купченко. - Омск: Изд-во Омского педаг. ун-та, 2004. - 17 с.
21. Лайзнне , С.Я . Диaнгoнвикв формироаннив воли и внимнния дтеей [Текст] / С.Я. Лайзам. - Рига. :Полярис, 2009. - 173 с.
22. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] /
М.В. Матюхина. - М. : Педагогика., 2005. - 144 с.
23. Миниина , Н.А . Boопизивие oтенгнввиннoньью [Tакнт] / Н.А. Минкина. - М. : Просвещение, 2010 . - 167 с. 
24. Михненко, И.И., Нагорнова, О.М. Формирование ответственности у старших дошкольников //Молодой ученый.- 2017.-№2.-С.607-608
25. Ореховский, А.И. Ответственность и ее социальна природа [Текст] / А.И. Ореховский. - Томск. : КУРСИВ, 2003. - 132 с.
26. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Минск. : Современное слово, 2005. - 720 с.
27. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/ Под ред. Т.А. Репиной. - М., 2009. - 198 с.
28. Сидорова, Т.Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности [Текст] / Т.Н. Сидорова. - М. : Просвещение, 2008. - 20 с.
29. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. - М. : Академия, 2002. - 456 с.
30. Сухинская, J1.A. Возложение ответственности за успехи и неудачи в группах различного уровня формирования [Текст] / JI.A. Сухинская // Вопросы психологии - 2008. - Выпуск 2. - С. 12-20.
31. Усачева, А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности [Текст] / А.Н. Усачева.
- Волгоград. : ВГПИ, 2011.-21 с.
32. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://standart.edu.ru/
33. Фромм, Э. Душа человека [Текст] / Э. Фромм. - М. : АСТ- ЛТД,2002. - 664 с.
34. Щетинина, В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] :дис. ... канд. пед. наук: защищена 12.07.2006 : утв. 24.09.2006/В.В. Щетинина.
- М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2000. - 151 с.
35. http ://nsporta 1 .m/detski i -sad/vosp i ~tate Inaya-
rabota/2014/02/28/formirovanie-otvetstvennosti-u-detey-starshego (Дата обращения: 21.03.2016).
7b.pdf (Дата обращения: 21.03.2016).
37. https://infourok.ru/razvitie-dialogicheskoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-
vozrasta-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti-591541 .html (Дата обращения:
21.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ