ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КОМПЛЕКС ПРЕДРЕСТАВРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1. Основные методы предреставрационных исследований и их применение на
примере темперной живописи 5
1.2. Проблемы атрибуции иконописи 13
1.3. Методики анализа материалов и состояния иконы до реставрации 19
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДРЕСТАВРАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСТАВРАЦИИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ 33
2.1. Историко-художественное исследование памятника 33
2.2. Методы реставрации на основе предреставрационных исследований 38
2.3. Результаты исследований и восстановление иконы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Реставрационный паспорт
Иконопись — неотъемлемая часть культурного наследия России, отличающаяся богатой историей и традициями. Однако на протяжении истории страны иконопись сталкивалась с разными трудностями, такими как периоды иконоборчества и религиозные реформы. Это стало причиной утраты множества ценных икон и снижения интереса к данному виду искусства.
Так реставрация стала одной из необходимостей для изучения исторических произведений искусства, она имеет большое значение для сохранения культурного наследия. Одним из важных аспектов этого процесса является предреставрационное исследование, которое позволяет получить информацию о технике, материалах, состоянии и изменениях произведения искусства перед проведением реставрационных работ.
Актуальность: Исследование дает возможность разработать методику предреставрационного исследования для темперной живописи в целом. Изучая технику создания, материалы, текущее состояние и прошедшие изменения произведения искусства перед его реставрацией, можно разработать эффективную стратегию для его восстановления и дальнейшей сохранности. Это имеет большое значение для специалистов в области реставрации, искусствоведов, а также для широкой публики, интересующейся историей искусства.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование различных подходов и методик, применяемых на начальном этапе реставрации, на примере анализа и восстановления иконы «Святой Николай Чудотворец с Богоматерью и Спасителем», выполненной в технике темперной живописи. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить икону «Святой Николай Чудотворец» на предмет предстоящих реставрационных работ.
2. Предложить конкретные методы консервации и реставрации, которые помогут сохранить икону.
3. Сравнить иконы, сделанные в разных стилях и эпохах, и выявить общие черты и отличия.
4. Предложить рекомендации по экспонированию, хранению и уходу за иконами, чтобы обеспечить их долговечность и сохранение для будущих поколений.
Предмет исследования: техника, материалы, состояние и изменения данной иконы перед реставрацией.
Объект исследования: икона «Святой Николай Чудотворец с предстоящими Богоматерью и Спасителем».
Методы исследования выпускной квалификационной работы: историографический, иконографический, иконологический, сравнительный, культурологический.
Знаменитые исследователи, в числе которых Луи Дагер, Нисефор Ньепс, Майкл Фарадей и Хэмфри Дэви, оказались в авангарде соединения научных достижений с гуманитарными идеями в процессе восстановительных работ. Их работа позволила научным методам анализа произведений искусства активно проникнуть в практику реставрации начиная с 1920-х годов, превратив этот процесс в признанную дисциплину...
Иконография — это отдельный вид изобразительного мастерства, имеющий уникальное значение. Большое количество икон, созданных при помощи техники темперы, не сохранились до наших дней в своей первоначальной великолепности. Развитие методов реставрации открывает возможность восстановить эти произведения искусства, аккуратно сохраняя их уникальные черты, в отличие от более ранних подходов, которые часто приводили к потере оригинального вида этих работ. Новейшие реставрационные практики стремятся максимально сохранить подлинный вид художественных работ.
Научная основа реставрационного процесса подразумевает глубокий анализ всех аспектов иконы с использованием разнообразных методик арт- диагностики и технического исследования перед началом восстановления. В ходе предварительных работ было проведено всестороннее изучение различных аналитических подходов к исследованию иконографии, что позволило выявить ключевые моменты каждого метода, преимущества и ограничения применения каждой из техник.
В процессе проведения сравнительного анализа было выявлено тесное взаимодействие семантического толкования содержания изображенных символов с научным изучением их материального аспекта.
Прежде чем приступить к реставрационным работам, был проведен глубокий анализ памятника, который включал:
- тщательное изучение используя оптический микроскоп;
- исследование с применением ультрафиолетового света;
- исследование внутренней структуры при помощи инфракрасного спектроскопии;
- анализ художественных изображений и фигур (иконографический анализ).
Основная цель проведённого анализа заключалась в интеграции собранных данных о технических и химических характеристиках объекта в контекст предстоящих реставрационных работ. Это обладает значительным практическим интересом, так как дает возможность для обстоятельного предварительного изучения и последующей реставрации. Акцент последних работ был направлен на защиту состояния объекта и укрепление его структуры. Все мероприятия выполнены успешно.
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской литературы. М., 1993.
2. Башмакова Л. II. Рентгенографические исследования в живописи в ГЦХНРМ. Сообщения. ВЦНПЛКР. 1971. N 27.
3. Белецкая Е. П.„ Бпрштейн В. Я. Идентификация связующих с помощью капельных реакций. Т. 5. М., 1979.
4. Бельтинг |Х. Образ и культ, история образа до эпохи искусства. М., 2002.
5. Бпрштейн В. Я. Современные аналитические методы на службе технико-технологического исследования произведений искусства: Методы анализа и проблема пдентпфпкашш связующих. М., 1974.
6. Бпрштейн В. Я.. Голиков В. П. Применение гистохимических красителей для анализа связующих живописи на срезах. Реставрация. Исследование и хранение музейных художественных ценностей. Выл. 1. М., 1977.
7. Бпрштейн В. Я., Кузнецова Л. В. Определение связующих многослойной станковой живописи на срезах. Художественное наследие. Т. 3(33). М„ 1977.
8. Бобров Ф. Ю. Основы исследования послойной структуры живописного произведения. Методика Джойс Плестерс // Научные труды. Вып. 46. Художественное образование. Сохранение культурного наследия. СПб., 2018.
9. Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. СПб., 1997.
10. Бобров Ю. Г., Бобров Ф. Ю. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. М., 2008.
11. Бобров Ю.Г. Консервация. Реставрация. Воссоздание. Вопросы терминологий. Вып. 13. М., 1990.
12. Бобров ЮГ. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М., 2003.
13. Богданов Г. А., Кристи Е. М., Филатов В. В., Филатов С. В. Реставрация станковой темперной живописи. Учебник для реставрационных отделений художественных училищ. М.. 1986.
14. Борн М.. Вольф Э. Перевод: Бреуса С. Н., Головашкина А. II., Шубина А. А. Основы оптики. Под редакцией Мотулев1гч Г. П. М., 1973.
15. Буслаев Ф. II. Сочинения Ф. II. Буслаева: Сочинения по археологии и истории искусства. Т. 1. СПб., 1908...74