ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ АЭРОДРОМА 6
1.1 Г еографическое и климатическое описание Ростовской области 6
1.2 Климатическое описание Ростовской области 7
1.3 Описание местоположения старого аэродрома в г. Ростов-На-Дону 8
1.4 Описание местоположения аэродрома «Платов» 9
ГЛАВА 2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИВА ДАННЫХ О ДНЯХ С ГРОЗОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ ДЛЯ АЭРОПОРТА «ПЛАТОВ» 121
2.1. Общие сведения о грозах 121
2.2. Анализ грозовой деятельности по архиву данных 15
ГЛАВА 3 ПОДБОР КРИТЕРИЕВ НЕУСТОЙЧИВОСТИ 21
3.1. Индексы неустойчивости 21
3.3. Подбор пороговых значений индекса К 26
3.4. Подбор пороговых значений для Vertical Totals index 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 513
В современных условиях аэропорты являются ключевыми звеньями в системе воздушного транспорта и гарантируют защиту жизни и здоровья пассажиров. В этой связи, изучение и оценка разнообразных элементов, влияющих на безопасность воздушных перелетов, приобретают особую значимость. Среди таких элементов особое место занимает активность гроз, оказывающая значительное воздействие на безопасность полётов и вызывающая сопутствующие задержки и отмены рейсов.
Грозовая деятельность может существенно влиять на полеты на аэродроме. Во время грозы происходит электризация атмосферы, что может создавать опасность для самолетов и безопасности полетов. В целях безопасности пилоты воздушных судов обычно стараются избегать грозовых областей, так как они могут быть связаны с сильными турбулентными потоками, градом, грозовыми ветрами и молнией, которые представляют угрозу для самолетов.
При наличии грозы аэродромы могут принимать определенные меры для обеспечения безопасности полетов, такие как:
1. Закрытие аэродрома: При приближении грозы аэродром может быть закрыт для полетов до тех пор, пока не будет оценена безопасность условий.
2. Расчетный прокат: Если гроза ожидается в ближайшем будущем, аэродром может разрешить вылет или посадку самолетов до определенного времени, чтобы минимизировать риски.
3. Перенаправление полетов: Если аэродром ожидает грозу, но другие аэродромы в округе находятся в безопасной зоне, полеты могут быть перенаправлены на эти аэродромы.
4. Установка метеорологического оборудования: Аэродромы могут быть оснащены специальным метеорологическим оборудованием, таким как молниеотводы, чтобы снизить риск поражения молнией.
Грозовая деятельность требует постоянного мониторинга и оценки, чтобы обеспечить безопасность полетов на аэродроме.
В рамках представляемой дипломной работы осуществляется исследование грозовой деятельности на аэродроме «Платов», который расположен в городе Ростов-на-Дону...
В результате исследования грозовой деятельности на аэродроме Платов (Ростов-на-Дону) за 4-х летний период с 2018 по 2021 гг., были получены следующие выводы:
• Определили, что преобладает грозовая деятельность внутримассового характера;
• При оценке количества гроз выявили, что наибольшая повторяемость приходится на июль месяц;
• Определили среднюю температуру в момент грозовой активности в летнее время >20°С; в весеннее и осеннее время < 20°С;
• Определили среднюю продолжительность грозы- от 30 мин. до 2 ч.;
• Проанализировали оправдываемость индексов неустойчивости и выявили, что лучше всего работают индекс К и Vertical Totals index;
• Подобрали значения для индекса К:
> Общая оправдываемость прогноза лучше при К>23 (63%);
> Оправдываемость прогноза факта наличия явления лучше при К>18 (96%);
> Предупрежденность факта наличия явления лучше при К>20 (29%);
> Оправдываемость прогноза факта отсутствия явления лучше при К>23 (59%);
> Предупрежденность факта отсутствия явления лучше при К>18 и К>20 (95%);
> Критерий точности прогнозов по М.А. Обухову лучше при К>20 (0,39);
> Критерий надежности прогнозов Н.А. Багрова лучше при К>20 и К>23 (0.2);
• Подобрали значения для индекса VT:
> Общая оправдываемость прогноза лучше при VT>27 (50%);
> Оправдываемость прогноза факта наличия явления лучше при VT>25 (82%);
> Предупрежденность факта наличия явления лучше при VT>26 (23%);
> Оправдываемость прогноза факта отсутствия явления лучше при VT>27 (52%)
> Предупрежденность факта отсутствия явления лучше VT>26 (88%);
> Критерий точности прогнозов по М.А. Обухову лучше при VT>26 (0,17);
> Критерий надежности прогнозов Н.А. Багрова лучше при VT>26
1. https://triptonkosti.ru/20-foto/karta-rossii-rostovskaya-oblast.html фотобанк;
2. https://161.ru/text/gorod/2023/05/25/72337394/ новостной сайт г. Ростов-на- Дону;
3. https://vk.com/wall-42886009 1273948 новостной форум «Клуб любителей метеорологии»;
4. https://rov.aero/partners/airlines/airport/ сайт аэропорта «Платов»;
5. https://meteoinfo.ru/novosti/5296-12062012- сайт Гидрометцентра РФ.;
6. https://apni.ru/article/8227-yavleniya-pogodi-kak-faktori-ugrozi-bezopasno научная статья «Явления погоды как факторы угрозы безопасности полетов воздушных судов», авторы: Исаков Д.Е., Бучнев А.Н.. ..21 января 2024г.;
7. https://glossary.ametsoc.org/wiki/Stability index сайт американского
метеорологического сообщества;
8. ййр://ерг1п1з.1уегзи.ги/11500/1/ГЕОГРАФИЯ 3 2022-44-59.pdf научная
статья «Синоптические условия образования и прогнозирование гроз на территории Тверской области», авторы В.А. Бухарова, Н.Б. Прокофьева;
9. https://u2019.meteoinfo.ru/services/cosmo-ru/convection.html сайт ФГБУ «Гидрометцентр России», 2019 - 2022 , статья на тему «Параметры для оценки рисков опасных явлений, связанных с развитием конвекции».