Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №172529

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки социально-педагогической поддержки семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.. ..14
1.1. Социально-педагогическая поддержка семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья как предмет междисциплинарного анализа 15
1.2. Обогащение социального опыта детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социально-педагогической поддержки семейного воспитания 46
1.3. Изучение и анализ социального опыта детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социально-педагогической поддержки семейного воспитания 59
Выводы по первой главе 75
Глава 2. Организация социально-педагогической поддержки семейного воспитания по обогащению социального опыта детей с ограниченными возможностями здоровья 78
2.1. Совместные социальные проекты социально-педагогической поддержки семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.79
2.2. Индивидуальная социально-педагогическая поддержка семьи по расширению опыта взаимодействия с ближайшим окружением ребенка.. ..91
2.3. Комплексный характер социально-педагогической поддержки в совместной деятельности специалистов учреждений социального обслуживания 98
Выводы по второй главе 107
Заключение 108
Перечень сокращений 111
Библиографический список 112
Приложение 124

Актуальность. Одним из главных направлений социальной политики стран мира является предупреждение роста числа детей с ограниченными возможностями. По данным Всемирной организации здравоохранения 2-3% детей все планеты имеют инвалидность. Социально-экономическая ситуация, складывающаяся в российском обществе, усугубляет проблемы, связанные с ростом заболеваемости детей. В России наблюдается негативная тенденция повышения уровня детской инвалидности: в 1992 году численность детей- инвалидов в России составляла 200 тыс. человек, в 2002 году - 681 тыс. человек, в 2012 году - 560 тыс. человек, в 2017 году - 636 тыс. человек. 91% детей с ОВЗ воспитываются в семьях.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» включает большое количество детей, не являющихся официально признанными инвалидами. По мнению специалистов министерства здравоохранения РФ число детей с ограниченными возможностями в 10 раз превышает число детей-инвалидов. К числу детей с ОВЗ относятся и практически нормально развивающиеся, но испытывающие временные и относительно легко устранимые трудности, и дети с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы, дети, способные при специальной поддержке обучаться со сверстниками на равных и дети, нуждающиеся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе развития. [3]
В связи с этим происходит совершенствование ряда законодательных актов - Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» и др. Основываясь на правовой базе, выстраивается система социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ и их семей. [93,95]
Государство не может не замечать удручающей статистики роста семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и это находит свое отражение в современной государственной политике по отношению к семье, которая определена серией важных документов, в частности, концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, концепцией ранней помощи в РФ на период до 2020 г., стратегией развития воспитания до 2025 г. Наряду с указанными документами реализуются приоритетные национальные проекты и программы «Здоровье», «Образование», «Доступная среда для инвалидов». Принята и осуществляется национальная стратегии действий в интересах детей. В соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края № 204-рг от 26.04.2016 в настоящее время в крае проводится общественное обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, целью которого является развитие отрасли социальной защиты населения Красноярского края через повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.
В последние годы значительные изменения произошли в сфере социальной защиты материнства и детства: введены должности
Уполномоченных по правам ребенка, поддерживаются разные фонды содействия семьям и детям, вводятся новые профессиональные стандарты, в частности, стандарт специалиста по защите прав детей. В целом в социальной сфере региона имеет место создание комплексной системы социально-педагогической поддержки детства, о чем свидетельствуют создание и реорганизация социальных служб, изменение акцентов, перераспределение средств и сил внутри учреждений социальной защиты, осуществление мобильного использования ресурсов и возможностей. [2] Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (21,8 % населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).
Существующая в настоящее время социальная ситуация диктует необходимость разработки и внедрения новых эффективных технологий, направленных на помощь детям и подросткам в социализации внутри современного социума. В том числе необходимо создавать и реализовывать технологии социально-педагогической поддержки семейного воспитания детей, в том числе детей с ОВЗ. Понимание важности семейного воспитания является фактором формирования родительской компетентности. Родительская компетентность в свою очередь основывается на понимании социокультурной и социально-педагогической природы семьи и её воспитательной функции....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данные статистики говорят о том, что численность детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно неуклонно растет. Основными причинами роста являются хронические наследственные заболевания родителей, несвоевременное выявление болезней, ужудшение экологической обстановки и многое другое.
Анализ научной литературы и исследований показывает, что ограничения здоровья приводят к социальной дезадаптации ребенка с ОВЗ и его семьи, выражающейся в нарушении способностей к самообслуживанию, передвижению, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности.
Наличие значительного числа дети с ограниченными возможностями здоровья - это проблема всего общества и предмет особой заботы для государства. В настоящее время именно эта категория детей имеет небольшие шансы получить образование и профессионально реализоваться.
Анализ социальной ситуации в которой оказываются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями показывает, что многие из них зависят от конкретных (и порой недостаточных) мер государственной социальной поддержки. Семья вынуждена не только обеспечивать уход, но и нести ответственность за максимальное удовлетворение потребностей.
В последнее десятилетие наметилась положительная тенденция развития социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Этому способствовало расширение и укрепление законодательной и нормативно-правовой базы поддержки семей с детьми с ОВЗ (в т.ч. и на региональном уровне). Происходит некоторая трансформация массового сознания российских граждан, которые совсем недавно рассматривали инвалидность только как медицинскую проблему, а в настоящее время большая часть жителей России понимает необходимость включения инвалидов во все значимые сферы общественной жизни. Также в нашей стране в последние годы наблюдается развитие сети учреждений реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Все предпринимаемые государством меры зачастую не в состоянии решить внутренние психологические проблемы родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Рождение такого ребенка это постоянный стрессовый фактор для семьи - фактор, обуславливающий эмоциональные перегрузки и вызывающий определенные изменения в поведении членов семьи. И получается «замкнутый круг» - ограничения здоровья ребенка вызывают стресс у членов семьи, а последствия переживания стресса серьезнейшим образом отражаются на общем развитии ребенка. В жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями возникает большое количество трудностей: экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, образовательные и т.п. Со многими трудностями семья не может справится самостоятельно и тогда членам семьи необходима профессиональная помощь и поддержка, которую способен оказать специалист (педагог).
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями нуждается в качественной, целенаправленной социально-педагогической поддержке.
Социально- педагогическая поддержка семейного воспитания детей с ОВЗ - процесс совместного со специалистом определения интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих семье сохранить свою целостность, гармоничное существование и самостоятельно достичь желаемых результатов в воспитании, общении, обогащении социального опыта. Кроме этого, под социально-педагогической поддержкой мы понимаем систему разноплановых мероприятий, проводимых специалистами для выявления интересов, склонностей, жизненных устремлений членов семьи ребенка с ОВЗ. Социально-педагогическая поддержка выступает частью целостного реабилитационного процесса, поскольку обеспечивает включение ребенка с ОВЗ и его семьи в различные процессы: совместную деятельность, общение, межличностные отношения тем самым обогащая их социальный опыт. Особенности социально-педагогической поддержки детей с ОВЗ и их семей заключается в необходимости учитывать потребности детей с ОВЗ и их семей и специфику семейного взаимодействия и внутрисемейных взаимоотношений, характер воспитания детей с ОВЗ в семье....


1. Адрес детства Югра: социальная поддержка семьи и детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / сост. Т.Н. Успенская и др. - Ханты-Мансийск: Полиграфист. 2007.
2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учебное пособие для СПО / Л. И. Аксенова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт. 2018.
3. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Л.И. Белякова, Б.А. Архипов, Л.И. Назарова. - М.: Академия. 2005.
4. Александрова Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9. С. 180-187.
5. Алексеева Л.И. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность» / Л. И. Алексеева, Л.Д. Буданова, Т.А. Даньярова. - М.: НИИ семьи, 1997. - 112 с.
6. Алехина С.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Методическое пособие. 2013.
7. Алёшина А.В., Поворознюк О.А. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1063-1066.
8. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова H.H. и др.; под ред. М.А. Галагузовой и JI.B. Мардахаева. - М.: ИЦ «Академия». 2004.
9. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М.: Инноватор. 1996. Вып. 6. - С. 71-80.
10. Арсентьева О.Ю. Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи // Казанский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 129-135.
11. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. - М.: Наука, 2004.
12. Бабенкова Р.Д. Воспитание детей с церебральным параличом в семье / Р.Д. Бабенкова, М.В. Ишюлютова, Е.М. Мастюкова.- М.: Инфра-М, 2009.
13. Бедерханова В.П., Демакова И.Д., Крылова Н.Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27.
14. Беличева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2004.
15. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход: Пособие для социальных педагогов и работников. / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2006....(110)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ