ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ КОМИЧЕСКОГО КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность комического в литературе 6
1.2. Типы и способы репрезентации комического в литературе 11
1.3. Комическое в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»
(историографический аспект) 16
ВЫВОДЫ 24
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА КОМИЧЕСКОГО В РОМАНЕ «МЕЛКИЙ
БЕС» 26
2.1. Комическое и мотивный план романа 26
2.2. Комическое на уровне системы персонажей 31
2.3. Комическое и повествовательный план романа 40
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ 51
Федор Сологуб (1863-1927) - один из крупнейших отечественных литераторов конца XIX и начала XX вв. Дебютировав в 80-е годы XIX в. как поэт и прозаик, уже к десятым годам следующего столетия «Сологуб входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким и является безусловным авторитетом для поэтов» [47, с. 394]. В творчестве Сологуба отчетливо прослеживаются мотивы, смыслы и идеи, разрабатываемые русскими и зарубежными писателями XIX века (Гофман, Гоголь, Достоевский, Чехов). В то же время литературное наследие писателя неразрывно связано с современными ему художественно-эстетическими веяниями: декадентством и символизмом.
Историографический обзор научной литературы, посвященной роману «Мелкий бес», показывает, что наиболее исследованными являются следующие аспекты: диалог Сологуба с литературной традицией (В.В. Ерофеев, В.А. Келдыш, З.Г. Минц, М.В. Козьменко, Н.А. Горских), мифопоэтика и мифологизация (З.Г. Минц, С.П. Ильев, Л.В. Евдокимова), символистская поэтика (Л. Силард. С.П. Ильев, Н.В. Барковская), стилистическое своеобразие романа (Л. Клейман, О.В. Иванова), творческая история романа (М.М. Павлова), семиотика конфликта (О.И. Осипова), декадентская поэтика (А.Н. Долгенко).
Правомерно сделать вывод, что категория комического в романе исследована достаточно подробно. В первую очередь, стоит отметить работы Н. Б. Барковской [6] и С. П. Ильева [36], в которых комическое рассматривается через призму осмысления поэтики символистского романа как такового. Особый интерес представляет диссертация О. В. Ивановой [ 35], в которой детально анализируется стилеобразующая функция иронии как одного из проявлений комического, а также статья В. В. Королевой [40], в которой рассматривается рецепция гофмановского стиля в романе «Мелкий бес». Наиболее полное представление о категории комического составлено в 3
монографиях В. Я. Проппа [52], М. М. Бахтина [7], Ю. Б. Борева [12; 13; 14], М. Т. Рюминой [56], Л. В. Карасева [37] и статьях А. Бергсона [8]; такие аспекты комического как ирония и гротеск подробно рассмотрены в работе А. Ф. Лосева и В. П. Шестакова [42].
Важной для исследования представляется статья З.Г. Минц [46]. Литературовед, рассматривая роман «Мелкий бес» как «неомифологический текст», настаивает на определении природы произведения как «синтетической», объединяющей реалистическую, романтическую и символистскую эстетику. Это важное положение статьи во многом и послужило предпосылкой к определению темы и обоснованию актуальности данной работы. Комическое как эстетико-литературная категория проявляла себя в разных смысловых оттенках в рамках каждой художественно-эстетической парадигмы (реалистической, романтической и символистской). Следовательно, если роман «Мелкий бес» «синтетический» (в смысле, обозначенном выше), то и поэтика комического будет не однородна, а представлена разными планами выражения этой многогранной категории. Не только разными формами и их взаимодействием (от юмора до сатиры, от иронии до сарказма и т.д.), но и с точки зрения разных картин мира - реалистической, романтической, символистской, декадентской и т.д. Поэтому представляется важным и актуальным рассмотрение и изучение специфики комического во всех его проявлениях в художественном мире романа.
Научная новизна данной работы заключается в специальном аспекте исследования - поэтике комического во всех ее проявлениях на примере отдельного произведения, а именно романа «Мелкий бес».
Объектом исследования является роман Ф. Сологуба «Мелкий бес».
Предмет исследования - формы комического в романе «Мелкий бес».
Цель исследования - определить специфику комического дискурса в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»...
В художественном мире романа Федора Сологуба «Мелкий бес» комическое занимает важное место, являясь смысломоделирующим и стилеобразующим началом. «Смеховое слово» Сологуба корнями уходит в традицию русской классической литературы, но значительно ее
переосмысляет, порождая принципиально новый тип комического. Своеобразие и неоднозначность смехового начала в «Мелком бесе» отмечалось многими видными литературоведами: З. Г. Минц, Н. В.
Барковской, Л. И. Болдиной, А. Н. Долгенко, В. В. Ерофеевым, С. П. Ильевым, О. И. Ивановой, Л. Силард и др. В настоящем исследовании мы систематизировали имеющийся литературоведческий материал по данной проблеме, рассмотрели важные теоретические аспекты, такие как сущность комического в литературе (концепции комического), типы и способы репрезентации комического в литературе и историография комического в «Мелком бесе», а также исследовали ключевые элементы художественного мира романа, моделирующие комический дискурс.
Исследование поэтики комического в трех художественных плоскостях - мотивный план романа, уровень системы персонажей и повествовательный план романа - позволило выявить специфику организации комического дискурса в романе «Мелкий бес». Ключевой характеристикой комического в романе является его «многокомпонентность» и «разнонаправленность». Многомерное, сложноустроенное комическое Сологуба реализуется за счет обширного комплекса художественных средств: иронии, сарказма, гротеска, пародии, иронического осмысления цитат, фарса и бурлеска, оксюморонов, сведения к абсурду, композиционных параллелей и повторов, «квазисюжета», сатиры, речевого гротеска, каламбуров, метафор и многого другого.
Как справедливо заметила О.И. Иванова: «Принцип иронии
реализуется в романе художника многомерно, делая произведение
сокровищницей скрытых смыслов и придавая «Мелкому бесу» неповторимое 48
стилистическое своеобразие и целостность. Сологубовский роман предстает и как сокровищница разномасштабных художественных приемов в их взаимодействии и функциональном единстве» [35, с. 197].
Невероятной эстетической силой обладает ироническо-гротескный мир, созданный Сологубом. Его персонажи обезличены, но являют собой лик человеческой действительности , современной автору. Не теряет своей художественной ценности текст и сегодня, даже наоборот - обладает особой актуальностью для современной культуры, которая «вышла» из эстетики модернизма. Универсум «Мелкого беса» - мир, не имеющий смысла, в котором все смеются, но в конечно счете он не смешон, а страшен. Единственно возможным способом преодоления гротескно-страшного мироздания является инобытие, которое в романе пытаются нащупать и вкусить гимназист Саша и Людмила Рутилова. Сложность выхода к этому инобытию, альтернативе «передоновщины» является и частью содержательного пласта романа, и частью читательской работы: «Сологуб учит своего читателя не довольствоваться видимостью - сюжетом и характерами, не доверять всецело прямым авторским суждениям и пафосу, а идти в своей "прогулке по тексту" вглубь, к "подземным источникам", питающим "древо" романа» [35, с. 199].
Обобщая сказанное выше, стоит отметить, что комическое в романе Сологуба являет собой новый этап эстетического и художественного осмысления мира, свойственного писателям-символистам и культуре XX века вообще. Художественный универсум «Мелкого беса», хоть и базируется на реалистической эстетике, в идейном, содержательном отношении предполагает разрыв с традицией. «Смехове слово» Сологуба имеет тотальный, онтологический характер, что органично встраивается в историю культуры XX века. На протяжении всего столетия роль комического начала в искусстве, культуре, сознании и самосознании человека только возрастала, в конечном итоге превратившись в иронические, игровые практики постмодернизма.
Плодотворными представляются и другие направления исследования. Так, интересным может быть изучение комического в прозаическом и лирическом наследии Ф. Сологуба, а также системное исследование роли комического в творчестве отечественных писателей-символистов начала XX века...
1. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского / еост. и авт. вступ. ст. С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик - Москва : Российский университет, 1993. - С. 341-345.
2. Аничков Е. Мелкий бес // О Федоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. СПб.: Шиповник. 1911.С.217-221.
3. Анненский И. О современном лиризме // Анненский И. Книги отражений. М.: Наука. 1979. С.328-38
4. Античные риторики / Под ред. А. А. Тахо-Годи. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 352 с.
5. Аристотель. Сочинения в четырёх томах / Академия Наук СССР Институт философии. М.: Мысль, 1983. Т. 4. C. 646.
6. Барковская Н. В. Поэтика символистского романа / Н. В. Барковская ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1996. - 286 с.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - Москва : Худож. лит., 1990. - 543 с.
8. Бергсон А. Смех [Электрон. ресурс] // А. Бергсон ; Научный редактор,
автор предисловия: доктор философских наук И.С. Вдовина. - Москва : Искусство, 1992. - 127 с. - URL:
https://hist.bsu.by/images/stories/files/uch materialy/muz/3 kurs/Estetika L eschinskaya/7.pdf
9. Болдина Л. И. Ирония как вид комического. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. М.: Изд-во МГУ. - 1982. - 138 с.
10. Белый А. Гоголь и Сологуб // Белый А. Мастерство Гоголя. М.: МАЛИ.
- 1996. С.310-314
11. Блок А. А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. Проза, 1903-1917 / А. А. Блок. - Москва-Ленинград : Гослитиздат, 1962. - 798 с.
12. Борев Ю. Б. Комическое / Ю. Б. Борев // Словарь литературоведческих терминов. - Москва : Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 1974. - С. 145-148.
13. Борев Ю. Б. Комическое: или О том как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Борев. - Москва : Искусство, 1970. - 272 с.
14. Борев Ю. Б. Трагическое и комическое и проблемы литературы: специальность 10.01.00 "Литературоведение" : автореф. дис. д. фил. наук / Борев Юрий Борисович. - Москва : 1963. - 32 с.
15. Бочаров А. Г. Сообщительность иронии [Электрон. ресурс] // Вопросы
литературы. 1980. № 12. С.74-114. - URL:
https://voplit.ru/article/soobshhitelnost-ironii/...65