Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Работа №172492

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики виктимного
поведения у подростков 9
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Проявление виктимного поведения у подростков 13
1.3 Направления профилактики виктимного поведения у
подростков 18
2 Экспериментальное изучение и профилактика виктимного поведения
у подростков 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 25
2.2 Описание системы занятий, направленных на профилактику
виктимного поведения у подростков 31
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Результаты первичной диагностики виктимного поведения подростков 58
Приложение Б Система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков 60
Приложение В Результаты повторной диагностики виктимного поведения подростков 86

Несовершеннолетние граждане, несмотря на предпринимаемые государством меры по защите несовершеннолетних граждан, нередко становятся жертвами различных форм насилия: сексуального, физического, психического, психологического и эмоционального. Испытанная ребёнком жестокость, приводит к серьезным последствиям, начиная с антиобщественного поведения и заканчивая суицидальными наклонностями. «В основе проявления всех форм асоциального поведения детей лежит насилие, необязательно физическое, но обязательно психологическое» [11, с. 29].
В настоящее время проблема изучения виктимного поведения подростков, их личностных характеристик и особенностей, определяющих данное поведение, становится все более насущной и сложно решаемой задачей. Комплексу виктимности, как отмечает К. Д. Сычев, «значительнее подвержены подростки. Незрелая личность чаще взрослых становится жертвой негативных обстоятельств, людей и каких-либо явлений. Все чаще происходят несчастные и имеющие летальный исход случаи гибели, факты получения подростками телесных и психических травм, они зачастую остаются изгоями в обществе» [35, с. 293].
Стоит отметить, что наиболее значимым в работах педагогов и психологов в настоящий момент является поиск, а также активная разработка средств и способов профилактики виктимизации подростков.
Цель исследование: изучение и профилактика виктимного поведения у подростков.
Объект исследования: виктимное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения у подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «виктимное поведение» в
психологической литературе.
2. Охарактеризовать проявление виктимного поведения у подростков.
3. Описать направления профилактики виктимного поведения у подростков.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление склонности к виктимному поведению у подростков.
5. Описать систему занятий педагога-психолога, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Склонность к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова); методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой нашего исследования выступили труды отечественных исследователей виктимного поведения (Дубницкой А. В. [11], Клюкиной А. А. [16], Сычева К. Д. [35]), а также труды, раскрывающие причины и сущность виктимного поведения в подростковом возрасте (Кузнецова Л. Э. [19], Ривман В. Д. [33]), работы исследователей, описывающих особенности профилактики виктимного поведения (Левина Н. А. [21]).
Экспериментальная база исследования представлена МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2. Выборка представлена учащимися 9 класса.
Возраст испытуемых 15-16 лет. Количество подростков, принявших участие в исследовании, 16 человек.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2021 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики склонности к виктимному поведению подростков.
2 этап (февраль - апрель 2021 г.) - организация системы профилактической работы виктимного поведения у подростков.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики виктимного поведения подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с подростками, склонными к виктимному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе» (Лесосибирск, 2020 г.). По теме ВКР опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме профилактики виктимного поведения у подростков. Полученные в ходе исследования данные можно применять психологам, социальным педагогам в практической работе с подростками, склонными к виктимному поведению, а также представленный нами материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 источник, и 3 приложения. В работе содержится 1 таблица и 15 рисунков. Общий объем работы составляет 87 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования виктимного поведения, мы пришли к выводу, что виктимное поведение - это провоцирующее, неосторожное, неправильное поведение, реализующееся в совокупности социально одобряемых и неодобряемых условий. Виктимность может подразделяется на следующие виды: личностная, ролевая и социальная. Кроме того, различают такие подструктуры как: свойства личности, опыт, индивидуальное течение психических процессов и биологические свойства личности.
Следует отметить, что виктимность способна проявиться в особенном поведении индивида, который, в свою очередь, намеренно провоцирует других людей, склонных к агрессивному поведению, другими словами, специально вызывать по отношению к себе грубость, злость, насилие, что делает индивида легкой добычей. В поведении жертв существуют различия, которые обусловлены их психологическими особенностями. Подростки с виктимным поведением имеют следующие особенности: эмоциональная незрелость, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, отсутствие самоконтроля, тревожность, депрессивность, неотъемлемое для данного периода чувство взрослости, повышенный уровень внушаемости, ведомость.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения - это такая деятельность системы социальных институтов, которая ориентирована на обнаружение обстоятельств, формирующих виктимное поведение, и устранение факторов к нему приводящих. Выделяют первичную и вторичную профилактику виктимного поведения, при реализации которых используются такие методы профилактической работы как: психологическое изучение «портрета» жертвы; вербальный метод; тренинговая работа и др.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе МБОУ Верхнепашинская СОШ №2. Выборка представлена подростками девятого класса в количестве 16 человек. В качестве диагностического инструментария использованы методики: «Склонность к виктимному поведению» (автор - О. О. Андроникова) и «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (авторы - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко).
На основе результатов первичной диагностики мы определяем в экспериментальную группу 10 подростков исследуемой выборки (что составляет 65,5 %), имеющих высокий и средний уровень виктимного поведения. Это свидетельствует о неосторожности, неумении правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов. К данной группе относятся испытуемые, склонные попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате провяленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения. Кроме того, у 6 (37, 5 %) подростков выявлен низкий уровень виктимного поведения, которые определены нами в контрольную группу. Это свидетельствует о хорошем самоконтроле, стремлении придерживаться принятых норм и правил. Стабильность в сохранении установок, интересов, целей. Для подростков экспериментальной группы разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения.
Таким образом, обобщая результаты повторной диагностики по методикам «Склонность к виктимному поведению» (автор - О. О. Андронникова) и «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» виктимности» (авторы - И. А. Дмитриева, И. А. Кибальченко), мы пришли к выводу, что у 40 % подростков экспериментальной группы снизился уровень виктимного поведения.
Проанализировав результаты первичной и повторной диагностики. Мы пришли к выводу, что разработанная и реализованная нами система занятий является эффективной и может использоваться в качестве ориентира для профилактики виктимного поведения подростков.


1. Андронникова, О. О. Психологические границы виктимной личности / О. О. Андронникова, В. И. Волохова // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 111-118.
2. Андронникова, О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков склонных к бродяжничеству / О. О. Андронникова // Вестник НГПУ. - 2019. - № 1. - С. 123-136.
3. Анисимова, О. А. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения студентов / О. А. Анисимова // Личность в пространстве и времени. - 2019. - № 8. - С. 19 - 26.
4. Баймешова, А. Б. О профилактике виктимной личности юношеского возраста / А. Б. Беймешова, Н. Н. Биктина // Вестник магистратуры. - 2015. - № 6. - С. 109-113.
5. Белинская, Т. В. Исследование склонности к виктимному поведению подростков с разным отношением родителей / Т. В. Белинская, М. К. Волкова // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3. - С. 94-102.
6. Бобровская, А. А. Виктимность как форма девиантного поведения : критический подход / А. А. Боровская // Виктимность и виктимологическая профилактика : материалы круглого стола по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения». - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2019. - С. 7-10.
7. Будкина, И. С. Факторы, влияющие на виктимизацию несовершеннолетних преступлений против жизни и здоровья / И. С. Будкина // Виктимология. - 2020. - № 1 (23). - С. 38-46.
8. Гречанин, Н. Р. Виктимное поведение детей и подростков в экспертной практике / Н. Р. Гречанин, А. Е. Шлапак, Н. А. Житинева // Достижения сегодня - основа будущих совершенствований : сборник научных работ научно-практической конференции. - 2016. - С. 6-72.
9. Данилова, М. А. Психологические особенности детей-сирот, склонных к виктимному поведению / М. А. Данилова, Т. В. Юдеева // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 128 - 138.
10. Долговых, М. А. Психологическая детерминация проявления
виктимного поведения личности подростка / М. П. Долговых. -
Горно-Алтайск : ГАГУ, 2011. - 119 с.
11. Дубницкая, А. В. Влияние психического насилия на преступное и виктимное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема / А. В. Дубницкая // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2019. - № 3 (45). - С. 29 - 32.
12. Думанская, Е. И. Обусловленность индивидуальной виктимности неосознаваемыми установками [Электронный ресурс] / Е. И. Думанская. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7obuslovlennost-individualnoy-viktimnosti- neosoznavaemymi-ustanovkami
13. Жихарева, Л. В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности / Л. В. Жихарева // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С. 96-106.
14. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 248 с.
15. Змановская, Е. В. Девиантология : Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2003 - 288 с....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ