СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение самооценки у младших 5 школьников
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Приемы и способы развития самооценки в рамках учебной деятельности
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальные основы изучения особенностей 22 самооценки у младших школьников
2.1. Методическая организация исследования 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 27
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки у младших школьников
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложения 53
Глава 1. Теоретическое изучение самооценки у младших 5 школьников
1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Приемы и способы развития самооценки в рамках учебной деятельности
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальные основы изучения особенностей 22 самооценки у младших школьников
2.1. Методическая организация исследования 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 27
2.3. Рекомендации по формированию адекватной самооценки у младших школьников
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложения 53
Формирование полноценной гармоничной личности является общей задачей, поэтому изучение особенностей развития личности и ее поведения на разных этапах онтогенеза является наиболее важным. Поэтому особое значение приобретают проблемы формирования регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать в качестве истинного субъекта собственного поведения и деятельности, а также изучение факторов, влияющих на поведение. Поворотным моментом в формировании способов реагирования на окружающих является младший школьный возраст.
К началу младшего школьного возраста складывается иная социальная ситуация, которая выражается в повышении умственного, эмоционального и физического напряжения, в смене ведущей деятельности, в предъявлении новых требований к личности и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню.
Актуальность работы выражена тем, что отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она отражает то, что человек узнает о себе от других, и его собственную деятельность, направленную на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе-самое последнее образование в системе его восприятия мира.
Но, несмотря на это, в структуре личности самооценка занимает особенно важное место. Самооценка-это не что-то данное, изначально присущее человеку, ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от оценки общества.
Адекватная самооценка в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это достаточное условие для социальной дезадаптации.
Изучением данной проблемы занимались: М.Р. Битянова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Р.В. Овчарова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др.
Несмотря на то, что проблема самооценки младших школьников в науке являются хорошо изученной, коррекция самооценки младших школьников изучена недостаточно.
Таким образом, представляется актуальным изучение особенностей самооценки младших школьников.
Цель работы - изучить специфику особенности самооценки у младших школьников и разработать программу занятий по развитию самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: специфика развития самооценки у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка у детей в младшем школьном возрасте имеет свои особенности:
1. На когнитивном уровне самооценка характеризуется тем, что ребёнок испытывает трудности в понимании и осознании своих качеств, возможностей, способностей, отсутствует понимание критериев в оценки себя в разных ситуациях.
2. На эмоциональном уровне у младших школьников наблюдается нестабильное эмоциональное состояние, неустойчивые реакции.
3. На поведенческом уровне школьники обладают стратегиями поведения в разных ситуациях, но при этом вариантность стратегий минимальна.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выделить приемы и способы развития самооценки в рамках учебной деятельности.
4. Провести эксперимент для изучения особенностей самооценки у младших школьников.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у младших школьников...
К началу младшего школьного возраста складывается иная социальная ситуация, которая выражается в повышении умственного, эмоционального и физического напряжения, в смене ведущей деятельности, в предъявлении новых требований к личности и, прежде всего, к ее социально-психологическому уровню.
Актуальность работы выражена тем, что отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она отражает то, что человек узнает о себе от других, и его собственную деятельность, направленную на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе-самое последнее образование в системе его восприятия мира.
Но, несмотря на это, в структуре личности самооценка занимает особенно важное место. Самооценка-это не что-то данное, изначально присущее человеку, ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от оценки общества.
Адекватная самооценка в ситуации взаимодействия с другими людьми является одним из основных показателей социально-психологической адаптации. Если самооценка деформирована, то это достаточное условие для социальной дезадаптации.
Изучением данной проблемы занимались: М.Р. Битянова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Р.В. Овчарова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др.
Несмотря на то, что проблема самооценки младших школьников в науке являются хорошо изученной, коррекция самооценки младших школьников изучена недостаточно.
Таким образом, представляется актуальным изучение особенностей самооценки младших школьников.
Цель работы - изучить специфику особенности самооценки у младших школьников и разработать программу занятий по развитию самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: специфика развития самооценки у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самооценка у детей в младшем школьном возрасте имеет свои особенности:
1. На когнитивном уровне самооценка характеризуется тем, что ребёнок испытывает трудности в понимании и осознании своих качеств, возможностей, способностей, отсутствует понимание критериев в оценки себя в разных ситуациях.
2. На эмоциональном уровне у младших школьников наблюдается нестабильное эмоциональное состояние, неустойчивые реакции.
3. На поведенческом уровне школьники обладают стратегиями поведения в разных ситуациях, но при этом вариантность стратегий минимальна.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить понятие самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Выделить приемы и способы развития самооценки в рамках учебной деятельности.
4. Провести эксперимент для изучения особенностей самооценки у младших школьников.
5. Разработать рекомендации по формированию адекватной самооценки у младших школьников...
В заключении можно сказать следующее. В ходе курсового исследования были решены задачи:
1. Исследованы теоретические аспекты самооценки у младших школьников.
2. Проведен эксперимент для изучения особенностей самооценки у младших школьников.
При решении первой задачи было выделено, что самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Самооценка так или иначе связана с идеей «Я», которая всегда эксплицитно или имплицитно присутствует в философских учениях и многих психологических концепциях. Анализ работ, связанных с изучением самооценки, показывает, что они так или иначе опираются на четыре ключевых источника: на теоретические положения У. Джеймса, психоанализ, теории символического интеракционизма и гуманистическую психологию.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует этапу обучения в начальной школе. Это качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно этапизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
Для решения второй задачи был проведен эксперимент на базе МАОУ Лицей №11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 40 детей возраста 7-8 лет, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Для проведения исследования был подобран следующий диагностический комплекс:
1. Методика «Лесенка» (В.Г.Щур).
2. Модифицированная методика Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейн. Определение высоты самооценки.
3. Методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З.Василяускайте).
Анализируя выявленные показатели в ходе применения методик, можно отметить, что почти вся группа испытуемых по уровню самооценки поделена на две почти равные группы - Школьники с нормальной и низкой самооценкой.
Адекватный уровень самооценки, являющиеся реалистичными, адекватными и оптимальными для личностного развития, представлены у большей половины детей. Таким образом, адекватной самооценкой, не нуждающейся в коррекции, обладает большая половина всех обследованных детей младшего школьного возраста.
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
По результатам констатирующего эксперимента было принято решение разработать серию занятий по формированию адекватной самооценки у младших школьников.
В системе занятий основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избранаигротерапия. Основная форма работы - групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности.
Предполагаемый результат: дети должны осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими....
1. Исследованы теоретические аспекты самооценки у младших школьников.
2. Проведен эксперимент для изучения особенностей самооценки у младших школьников.
При решении первой задачи было выделено, что самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. Самооценка так или иначе связана с идеей «Я», которая всегда эксплицитно или имплицитно присутствует в философских учениях и многих психологических концепциях. Анализ работ, связанных с изучением самооценки, показывает, что они так или иначе опираются на четыре ключевых источника: на теоретические положения У. Джеймса, психоанализ, теории символического интеракционизма и гуманистическую психологию.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует этапу обучения в начальной школе. Это качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно этапизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
Для решения второй задачи был проведен эксперимент на базе МАОУ Лицей №11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 40 детей возраста 7-8 лет, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Для проведения исследования был подобран следующий диагностический комплекс:
1. Методика «Лесенка» (В.Г.Щур).
2. Модифицированная методика Т.В. Дембо - С.Н. Рубинштейн. Определение высоты самооценки.
3. Методика «Нарисуй себя» (А. М. Прихожан и З.Василяускайте).
Анализируя выявленные показатели в ходе применения методик, можно отметить, что почти вся группа испытуемых по уровню самооценки поделена на две почти равные группы - Школьники с нормальной и низкой самооценкой.
Адекватный уровень самооценки, являющиеся реалистичными, адекватными и оптимальными для личностного развития, представлены у большей половины детей. Таким образом, адекватной самооценкой, не нуждающейся в коррекции, обладает большая половина всех обследованных детей младшего школьного возраста.
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
По результатам констатирующего эксперимента было принято решение разработать серию занятий по формированию адекватной самооценки у младших школьников.
В системе занятий основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, избранаигротерапия. Основная форма работы - групповая, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности.
Предполагаемый результат: дети должны осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими....
Подобные работы
- Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самооценки личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в групповой форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование адекватности самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в работе специального психолога
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОПТИМИЗАЦИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме
работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование самовосприятия детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в индивидуальной форме работы специального психолога
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Учебная самооценка младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





