Введение 1
Глава 1. Акустическая картина мира как предмет изучения 4
1.1 Поэтика Б. Пастернака: историографический аспект 4
1.2 Акустическая картина мира 16
Глава 2. Звуки и музыка в лирике Б. Пастернака 38
2.1 Звуки природы в лирике Б. Пастернака 38
2.2 Музыка как образ в лирике Б.Л.Пастернака 58
Заключение 71
Библиография 76
Приложения 84
Творчество Б.Л. Пастернака всегда актуально. Оно дает возможность заниматься традиционными литературоведческими исследованиями на материале поэзии, прозы, мемуарно-автобиографической литературы и, одновременно с этим, более пристально и глубоко изучать проблемы интермедиальности художественных произведений, обращаясь к изобразительным, акустическим особенностям словесных текстов.
Выбор в качестве предмета исследования акустической картины мира в творчестве Б. Пастернака обусловлен чрезвычайно яркой и многообразной звуковой палитрой пастернаковской лирики, своеобразным сочетанием образов природной звуковой среды с образами музыкального искусства.
Актуальность исследования
Взаимодействие различных видов искусств, в частности, литературы и музыки проявляет себя чрезвычайно разнообразно. В этой связи исследование конкретных художественных явлений, обладающих метаморфологической поэтикой, продолжает оставаться актуальным. Обращение к творчеству Б. Пастернака закономерно, поскольку его поэзия органично включает в себя разнородные элементы, причудливо сочетая лирическое, прозаическое, музыкальное, живописное. Несмотря на многочисленные исследования, акустическая картина мира в поэзии Б. Пастернака, ее специфика, особенности ее поэтики, продолжают оставаться проблематичными. Большинство работ о звуковой стороне пастернаковских текстов исследуют их в лингвистическом аспекте. Аспект данной работы литературоведческий.
Степень научной изученности проблемы.
Изучением творчества Б. Пастернака занимаются многие российские и зарубежные ученые филологи. Еще его современники уделяли большое внимание творчеству поэта. Исследовательская практика ХХ-XXI веков располагает множеством источников, среди которых выделяются:
1. биографические работы;
2. филологические работы, изучающие различные аспекты творчества Бориса Пастернака.
В первую категорию входит большое количество работ и исследований, например: «Борис Пастернак, материалы для биографии» [64] Лазаря Флейшмана[3]. В этой публикации творческая деятельность Пастернака рассматривается в непосредственной связи с различными событиями его жизни, имевшими влияние на становление и мироощущение поэта. В эту же группу можно отнести монографию Т. Катаевой [34].
Среди зарубежных публикаций необходимо отметить монументальный труд К. Барнса [1], который был опубликован в 1976 году. В исследовании автор особое внимание обращает на равнозначность поэта и музыканта, которые проявляются в Б. Пастернаке. Помимо этой работы можно выделить публикации К. Поморска[5], которая отмечает важное место музыки в лирике Б. Пастернака, биография Б. Пастернака, написанная Р. Пейном [4] и другие.
Также в указанную группу можно отнести многочисленные заметки и воспоминания современников. О музыке в творчестве Б. Пастернака из современников автора писали Н. Вильмонт[16], В. Брюсов[12], К. Чуковский[81] и другие. В этих работах, помимо прочего, изучается музыкальность в поэтических и прозаических текстах Пастернака, механизмы ее употребления, так называемые «секреты мастерства». Одним из важнейших источников является полное собрание сочинений Б.Л. Пастернака в 11 томах. Помимо текстов, в нем присутствуют комментарии к произведениям, предисловие Л. Флейшмана [51, 5-60] и воспоминания
современников [58]...
Для Пастернака природа искусства лучше всего раскрывается в момент его первого появления в жизни творческого художника - отсюда повторение в его творчестве темы «рождения поэта». В опыте поэта происхождение искусства наиболее тесно связано с любовью и природой. На самом деле именно любовь, отождествляемая с энергией жизни, рождает поэта, который в этот момент внезапно осознает неотъемлемые связи между собой и природой. Суть жизни предстает перед поэтом как динамическое начало. Изменения - одна из основных характеристик жизни. Это переживается непосредственно, но может быть изображено средствами, доступными только искусству.
Борис Пастернак обладал необычной способностью к синтезу, которая часто позволяла ему добиваться в своей работе успешной интеграции различных расходящихся элементов. Сущностное единство космоса было реальным и всепроникающим переживанием для поэта. Это проявлялось во взаимозависимости и фактическом равенстве в его творчестве поэта и природы или окружающего мира в целом. Склонность Пастернака к интеграции очевидна в его сознательной попытке сохранить фонетику слова в равновесии с его значением и в его настаивании на неотъемлемом единстве между формой и содержанием в произведении искусства. В основе этих интегрирующих тенденций лежит недвусмысленное утверждение Пастернака о тесной взаимосвязи искусства и действительности; это один из основных и последовательных постулатов его эстетики.
На протяжении всего пути творчества Пастернака, хотя язык претерпевал развитие от тусклого и непонятного до ясного и простого, в целом лирика обладает собственным искусством, которое объединяет искусство и музыку в изображение естественного пейзажа, описывает живость ума персонажей, мысли и эмоции проницательно, как красивая и тонкая картина или классическая музыка, вызывая свежие ощущения.
Гениальное сочетание поэзии и музыки, а также использование словарного запаса и грамматической структуры, с одной стороны, являются результатом художественного воспитания семьи; с другой стороны, это результат влияния поэта-символиста Блока и др. Конечно, это также связано с неистовой любовью к музыке, заложенной в его внутреннем мире, которая имеет большое влияние на его будущее творчество. Ранняя поэзия содержит намерение от явного до неявного. Он соединил зрение и слух косвенно и синестезию, создав некую исключительную красоту. Он часто использовал малоизвестные слова, устаревшие, чтобы усилить ритм поэзии, создавая различные звуковые эффекты. Пастернак обладал уникальным талантом к поэзии, который занимает видное место в истории русской литературы. Его произведения значительно обогащают поэтическую культуру современного русского языка. Влияние немецкого поэта Райнера Марии Рильке, Льва Толстого, Скрябина имеет решающее значение для его более позднего творчества. Поэзия Пастернака - не менее живописная музыка.
Акустическая картина мира в поэзии Б.Л. Пастернака, будучи одним из показателей индивидуального стиля поэта, представлена богато, ярко и многообразно. Чуткость к звуковым проявлениям природы и культуры, проявившаяся в творчестве Пастернака как особый природный дар, обусловлена и особой культурной средой, в которой прошло детство и юность, поэта - его семьей, кругом друзей и близких, содружеством талантливых, образованных, наделенных широчайшей эрудиций и высокой этикой писателей, художников, музыкантов, с которыми выпало счастье общаться будущему поэту.
Акустическая картина мира представлена в поэзии Пастернака двумя типами образов...
1. Barnes C. J. "Boris Pasternak: The Musician-Poet and Composer", Slavica Hierosolymitana, vol. 1 (1976), pp. 317-335.
2. Boris Pasternak, his life and art / by Guy de Mallac. Norman: University of Oklahoma Press, 1981, p. 181
3. Lazar Fleishman, Boris Pasternak: The Poet and His Politics. London: 1990. - 359 p.
4. Payne R. The three worlds of Boris Pasternak. - New York, Coward- McCann, 1961. - 620 p.
5. Pomorska K., Themes and Variations in Pasternak's Poetics, Lisse, 1975.
6. Ruge G. Pasternak: A Pictorial Biography, McGraw-Hill, 1959. - стр. 11.
7. Агапкина, Т. А. Звуковое поле традиционного календаря / Т.А.Агапкина //Голос и ритуал. Материалы конференции. Май 1995. М., 1995. - 188 стр.
8. Азначеева Е.Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста /Е. Н. Азначеева Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. — Ч. 1-3,- 228 стр.
9. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Монография. - Л.: Сов. Писатель, 1990. - 368стр.
10. Брик О.М. Звуковые повторы: анализ звуковой структуры стиха // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997. - стр.119
11. Борис Пастернак и Тициан Табидзе: дружба поэтов как диалог культур: Сборник по материалам конференции / Сост. Н.А. Громова, Г.В. Лютикова; отв. ред. Г.В. Лютикова / Государственный литературный музей. - М.: Издательство «Литературный музей», 2016. - 200 стр.
12. Брюсов В.Я. Синтетика поэзии: мысли и замечания. - М.: КРАСАНД, 2010. - 184 стр.
13. Буров С.Г. Игры смыслов у Пастернака. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2011. - 639 стр.
14. Быков Д.Л. Борис Пастернак / Дмитрий Быков. - 9-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 893 стр.
15. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков [Текст] / А. Вежбицкая. — М. : Языки русской культуры, 1999. - стр. 42...86