Введение 4
1 Морские транспортные суда как источники загрязнения вод Мирового океана 6
1.1 Особенности возможного загрязнения морских экосистем при повседневном
функционировании транспортных судов 6
1.1.1 Физическое загрязнение (акустическое) 7
1.1.2 Химическое загрязнение воды и воздуха 9
1.1.3 Биологическое загрязнение балластными водами 10
1.2 Особенности возможного загрязнения при авариях транспортных судов 11
1.3 Нормативно-правовая база для обеспечения предотвращения загрязнения
морских экосистем с судов 12
1.3.1 Основные положения Международной Конвенции МАРПОЛ 73/78 13
1.3.2 Основные положения Международной конвенции по контролю судовых
балластных вод и осадков и управлении ими 2004 г 17
1.3.3 Основные положения Международного полярного кодекса 19
1.3.4 Кодекс по уровням шума на суда 21
1.4 Особенности предотвращения загрязнений морских экосистем в полярных
зонах 24
2 Технологии и оборудование для предотвращения акустического загрязнения
морских экосистем с судов 29
3 Технологии и оборудование для предотвращения химического загрязнения
морских экосистем с судов 35
3.1 Системы очистки и обезвреживания сточных вод на борту судна 35
3.2 Системы очистки льяльных вод, содержащих нефтепродукты (сепараторы) 42
3.3 Системы утилизации твердых бытовых отходов (инсинераторы) 47
4 Технологии и оборудование для предотвращения трансграничного
биологического загрязнения морских экосистем с судов 51
4.1 Технологии электролиза для обезвреживания судовых балластных вод 53
4.2 Технологии ультрафильтрации для обезвреживания судовых балластных
вод 54
4.3 Комбинированные технологии для обезвреживания судовых балластных вод 57
4.4 Компании, производящие оборудование для очистки балластных вод 58
5 Практические рекомендации 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Основной проблемой, связанной с развитием морского транспорта, является его значительное негативное влияние на состояние окружающей среды. В процессе планирования развития транспортной системы следует использовать системный подход для решения экологических вопросов. Важно устранять причины проблем, а не их последствия.
Основная же цель управления транспортом заключается в поиске оптимального баланса между удовлетворением потребностей общества и уменьшением загрязнения окружающей среды. Методы управления будут изменяться в зависимости от местных условий и быть разными для стран, регионов или городов.
Защита окружающей среды является глобальной проблемой нашего времени. В нашем информационном поле всегда есть информация об опасностях, грозящих окружающей среде, однако при этом многие люди все еще относятся к ним как к неприятному, но неизбежному аспекту нашей цивилизации. Люди думают, что у нас еще есть время решить все возникающие проблемы, и до этого всего еще далеко, ведь впереди миллионы лет. Однако, воздействие человека на природу стало все негативнее и если не принимать прямо сейчас какие-либо меры, то те миллионы лет, которые есть в «запасе» стремительно падают вниз. Для радикального улучшения ситуации потребуются целенаправленные и обдуманные действия, какие-то новые решения, возможно даже такие, о каких ученые подумать и не могли. Только при наличии надежных данных о текущем состоянии окружающей среды, при наличии обоснованных знаний о взаимодействии ключевых экологических факторов и разработке новых методов уменьшения и предотвращения ущерба, нанесенного природе человеком, станет возможной ответственная и эффективная политика в отношении окружающей среды.
Целью настоящей диссертации является обоснование выбора наиболее оптимальных технологий и оборудования для предотвращения загрязнения морских экосистем с судов и составление рекомендаций по их внедрению и использованию.
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучение нормативно-правовой базы для регулирования загрязнений морских экосистем с судов;
- изучение технологий для предотвращения акустического воздействия с судна;
- изучение технологий и оборудования для предотвращения химического воздействия с судна на морские экосистемы;
- изучение технологий и оборудования по биологическому загрязнению;
- анализ компаний, производящих очистительное оборудование УФ излучения;
- разработка практических рекомендаций по наиболее подходящему составу очистительных установок и технологий по предотвращению загрязнений морских экосистем с судов.
Новизна работы заключается в том, что рассмотрены современные методы, технологии и оборудование для предотвращения загрязнения морских экосистем, проведен анализ и практические рекомендации по эксплуатируемому оборудованию.
Обобщив и проанализировав доступные сведения о нормативной базе, о различных технологиях и оборудовании для предотвращения загрязнения морских экосистем с судов, можно сделать следующие выводы:
1. Нормативно-правовая база по предотвращению загрязнений морских экосистем с судов за последние 20 лет значительно ужесточилась, что нашло свое отражение как в приложениях и дополнениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78, так и в Полярном кодексе, в Конвенции по балластным водам 2004 г. и в других, которых Россия ратифицировала и должна исполнять. В связи с этим, необходима дальнейшая разработка ряда отечественных высокоэффективных систем и оборудования для предотвращения различного загрязнения морских экосистем с судов.
2. Наиболее эффективными на практике методами и технологиями обезвреживания воды, могут являться те из них, которые основаны на физическом воздействии (коротковолновое ультрафиолетовое облучение, ультразвук, фильтрация воды через щелевые или ячеистые фильтры 50,100 и 200 мкм). Химические методы при своем применении могут оказывать также общее негативное воздействие на морские экосистемы. Электролиз воды (с образованием в результате гипохлорита натрия NaOCl) как метод обезвреживания балластных и сточных вод эффективен в основном только в районах плавания, где используется вода океанической солёности и мало походит для солоновато-водных акваторий, по причине низкой концентрации хлора.
3. Различные типы загрязнений с судов (акустические, физические, биологические) требуют различных знаний, подходов, методов, технологий и оборудования для их предотвращения или снижения. В связи с этим необходима в некоторых случаях организация междисциплинарных НИР, результаты которых составят в основу прикладных опытно-конструкторских работ, направленных на разработку оборудования с последующей его сертификацией. В Российской Федерации имеется для этого значительный научно-технический задел, опытные образцы и часть оборудования уже выпускается серийно.
4. Восстановление и развитие международного сотрудничества в области предотвращения загрязнений, в том числе трансграничных, для обеспечения экологической безопасности морских экосистем, особенно в районах интенсивного судоходства, которыми являются внутренние моря Европы может быть целесообразным.
5. Необходимо развивать больше отечественного оборудования для полного обеспечения оборудования судов. Так как много компаний поставщиков из других стран, а российских производителей сильно меньше участвует в большом рынке.
6. Для наиболее эффективной работы оборудования по очистке балластных вод необходимо использовать комбинированный подход с двухступенчатой системой обеззараживания.
1. Автомонов Е. Г. Мониторинг балластных вод танкеров на подходе к
месту загрузки // Вологдинские чтения. 2006. №56. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-ballastnyh-vod-tankerov-na-podhode- k-mestu-zagruzki (дата обращения: 02.11.2023).
2. Ахмедова О.О. Теоретическое обоснование параметров локальной установки обеззараживания сточных вод электрофизическими методами воздействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 9-2. - С. 215-220; Режим доступа: https://applied- research.ru/ru/article/view?id=7294 (дата обращения: 03.10.2023).
3. Бабич С.В., Яковлева А.А., Транспортно-логистический потенциал Северного Морского Пути в Евроазиатском экономическом пространстве // Российская Арктика; Москва, № 4, с. 5-14, 2019.
4. Багдасарян А.А. Основные экологические проблемы Северного морского пути в перспективе его развития. / А.А. Багдасарян // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 17-29
5. Быковский В.К. Международный полярный кодекс как основной
международный правовой акт по обеспечению безопасности перевозок в Арктике // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. №1. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7mezhdunarodnyy-polyarnyy-kodeks-kak- osnovnoy-mezhdunarodnyy-pravovoy-akt-po-obespecheniyu-bezopasnosti- perevozok-v-arktike (дата обращения: 06.11.2023).
6. Бурлакова Н.Н., Масютин А.Г. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов: учебно-методическое пособие / Инженерная школа ДВФУ. - Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2019. 38 с. ISBN 978-5-74444425-9
7. Водоподготовка: Справочник. /Под ред. д.т.н., действительного члена
Академии промышленной экологии С.Е. Беликова. М.: Аква-Терм, 2007. - 240 с.
8. Водоподготовка. Физико-химические основы процессов обработки воды: учебное пособие / В.А. Карелин; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 97 с.
9. Исаков А.Я., Исаков А.А. Акустическое излучение судна с позиций
экологического влияния на окружающую среду // Вестник КамчатГТУ. 2005. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akusticheskoe-izluchenie- sudna-s-pozitsiy-ekologicheskogo-vliyaniya-na-okruzhayuschuyu-sredu (дата
обращения: 01.09.2023).
10. Кодекс по уровню шума на судах : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201801300029 (дата обращения: 02.07.2023)
11. Конвенция МАРПОЛ 73/78 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www. sur.ru/upload/legislation/MARPOL_file_1 _37_3567.pdf (дата
обращения: 02.05.2023)
12. Коперчак О.П. Проблема балластных вод морского судна. Методы ее
решения // Вестник науки. 2019. №11 (20). Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ballastnyh-vod-morskogo-sudna- metody-eyo-resheniya (дата обращения: 01.11.2023).
13. Корнилов Э.В., Бойко П.В., Голофастов Э.И. Справочник по вспомогательным механизмам и судовым системам. — Одесса: Экспресс- Реклама, 2009. — 290 с
14. Лобанов В.А. Ледовые качества и ледовая аварийность флота
внутреннего и смешанного плавания // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/70tvn413.pdf.. (Дата
обращения: 25.05.2023)
15. Люкина Е.В., Яновский А.С., Мохов Г.М. Акустическое
проектировние // T-Comm. 2017. №13. Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/akusticheskoe-proektirovanie (дата обращения: 29.10.2023).
... всего 51 источников