Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Культуры советской и постсоветской России………………………….7
1.1 Культурные конструкции Советского Союза и России…………………7
1.2 Сравнительный анализ советской и постсоветской культуры…………16
Глава 2. Результаты исследований на тему советской и постсоветской культуры…23
2.1 Исследования по теме советской и постсоветской культуры…………..23
2.2 Социологическое исследование по теме отношения студенческой молодежи к советской и постсоветской культуре …………………………...… 26
Заключение………………………………………………………………………... 34
Библиографический список…………36
Приложение……………………………………………………………………….. 39
Спустя три с небольшим десятка лет после распада СССР мы по-прежнему сталкиваемся с его огромным наследием. Множество достижений Советского Союза влияют на жизнь современного российского, и не только, общества.
Достижения в области космических исследований, в области медицины, индустриализация ранее отсталой от остального мира страны (бывшей Российской Империи). СССР повлиял на «развитый» капиталистический мир и в особенности на угнетаемых рабочих этого мира введением 8-часового рабочего дня, предоставлением множества прав и льгот для рабочих. Интернационализм, который СССР продемонстрировал всему миру в огромных масштабах. Трудно представить современное российское общество без системы образования, которая во многом обязана советской, которая, в свою очередь, дала возможность миллионам людей не только получить это самое образование, но и получить его бесплатно. Множество заводов и фабрик, созданных советскими тружениками, функционируют и сейчас, предоставляя рабочие места для граждан России. Сколько возведенных жилых домов до сих пор вмещают в себе граждан нашей страны, не говоря уже о построенных с нуля городах и поселках, также созданных советским человеком.
В данной работе речь пойдет не только о влиянии СССР на современную Россию. В данной работе будет изучена одна из составляющих частей любого государства, в нашем случае, распавшегося в 1991 году государства, а именно культура и то, как культурные конструкции прошлого (советские) связаны с конструкциями современности (постсоветскими), как они влияют на жизнь современного общества.
Изучение советской и постсоветской культуры актуально по причине их активного взаимодействия друг с другом. Культура советской эпохи по-прежнему оказывает влияние на сферы жизни человека и общества. Отрицать влияния советской культуры на образовавшуюся современную культуру России не разумно. Поэтому исследование культурных конструкций прошлого и современности, выяснение и сравнение их ключевых аспектов функционирования и развития актуальны и важны, поскольку способствуют более детальному и четкому пониманию современных культурных процессов и тенденций.
Степень научной разработанности включает в себя 4 группы трудов разных ученых, трудов, затрагивающих темы культуры советского и постсоветского периода.
Первая группа включает в себя труды, которые рассматривают культурные основы СССР, различные противоречия советской культуры .
Вторую группу составляют исследования ученых на тему уровня влияния советской культуры на современное российское общество .
В третью группу входят работы, своей целью ставящие изучить культуру России, её особенности, характерные черты и закономерности дальнейшего развития .
Четвертая группа состоит из фундаментальных работ как отечественных, так и зарубежных ученых, изучавших культуру, её особенности развития и функционирования, функции .
Значение для профессиональной подготовки специалистов заключается в том, что исследование культурных конструкций как прошлого, так и современности, их сравнение и выяснение уровня влияния на жизнь общества важно и необходимо для понимания существующих и происходящих в обществе процессов. Так, изучив культуру прошлого, станет возможно изучить, какие ценностные ориентации, нормы и т.д. остаются в обществе и в наши дни или же, наоборот, утратили свою актуальность и более не наблюдаются. Знания о культурных процессах, о предпосылках появления тех или иных культурных благ будут способствовать лучшей работе социолога, например, в объяснении причин неудачи культурной политики в отдельно взятом регионе, так как конкретно в нем большое число граждан придерживаются культурной модели прошлого, отличной от современной культурной модели и её аспектов.
Объект исследования – культура советского и постсоветского периода.
Предмет исследования – сравнительный анализ культурных конструкций СССР и России.
Целью исследования является выяснение сходств и различий советской и российской культурной конструкции для получения более четких представлений о существующих в современном обществе культурных явлениях и тенденциях. Ведь изучив культурные конструкции СССР и России, сравнив их, выделив ключевые аспекты, закономерности их функционирования, оценив их степень влияния на население, в дальнейшем будет возможно сделать определенные выводы о происходящих в нашем обществе процессах.
Исходя из цели, можно вывести следующие, необходимые для успешного исследования задачи:
1) изучить закономерности функционирования и развития культур СССР и России;
2) определить уровень влияния на население культурных элементов (науки, образования, искусства т.д.) советской и постсоветской культуры;
3) выявить ключевые черты культуры СССР;
4) выявить особенности российской культуры;
5) найти сходства и различия в двух культурных моделях (СССР и России);
6) разработать авторское социологическое исследование по выбранной теме.
В основе данной работы лежит множество трудов различных ученых и организаций. Взятые за основу исследования труды изучают темы культурных основ страны, культурные процессы и явления, особенности функционирования и влияния на общество тех или иных культурных институтов и т.д. Результаты исследований данных трудов составляют теоретико-методологическую основу исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что в наши дни влияние культурной конструкции Советского Союза велико так же, как и влияние культурной конструкции современной России, что приводит к появлению различных культурных явлений.
Описательная гипотеза: В наши дни люди сталкиваются с проявлениями культуры советской эпохи, которые оказывают на современное общество с его изменяющейся культурой сильное влияние.
Объяснительная гипотеза: Развитие определённых культурных тенденций, появление тех или иных явлений в области культурной жизни общества происходят по причине огромного культурного наследия Советского союза, которое оказывает влияние на жизнь современного общества через его возрастных представителей, носителей культуры прошлого, и через различные продукты культуры прошедшей эпохи.
Прогностическая гипотеза: Исследование советской и постсоветской культуры и степени их влияния на общество способно предоставить данные об имеющих место в нашем обществе тенденциях, проблемах, явлениях; полученные данные будет возможно использовать для различных целей, главной из которых можно назвать улучшение нынешней культурной политики.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать о высокой роли культуры СССР в современном российском обществе.
Рассмотрев культурные черты и элементы двух культурных конструкций, были сделаны выводы о существенных различиях в данных культурных конструкциях. Во многом эти различия связаны с идеологическими установками, которые оказывали существенное влияние на культуру. Так, при идеологии марксизма-ленинизма в стране превалировали те ценности и нормы, от которых, с переходом к другой идеологической модели (отказ от марксизма-ленинизма), было решено в дальнейшем отходить.
Однако наряду с различиями, мы можем наблюдать и сходства в культурной жизни общества двух на первый взгляд разных стран. На протяжении длительного периода времени культурные ориентации огромного числа людей передавались из поколения в поколение, что, в свою очередь, поспособствовало тому, что в наше время мы можем наблюдать, например, проявления культурных ценностей Советского Союза даже спустя более 30 лет после его распада.
Изучив научную литературу по предложенной теме, мы можем еще больше убедиться в том, что культурное влияние советского периода велико. Разные ученые подходят с разных точек зрения на вопросы характера ностальгии по СССР, на вопросы по поводу исторической памяти, отношения разных слоев населения к культуре Советского Союза и многое другое, но все эти ученые сходятся в той области, где отрицать существенное влияние культуры СССР на современность невозможно.
Но современная Россия не зиждется только лишь на достижениях культуры СССР. В наше время активно проводится культурная политика, государство все больше уделяет внимание вопросам образования, просвещения, культурного досуга и т.д., то есть, культурным областям.
На протяжении определенного времени данные культурные вопросы либо развивались слабо, либо не развивались вовсе. Ситуация начала активно изменяться в последние несколько лет, что в немалой степени также зависит и от начала СВО.
Государству стало необходимо все сильнее развивать собственную культуру, все сильнее подчеркивать её особенности и характерные черты для сохранения культурной идентичности и использования культуры, с её ярко выделенной идентичностью, в качестве элемента сплочения народа страны в нелегких условиях.
Можно заключить, что культурная конструкция современности активно развивается, не стоит на месте; она ищет способы реализовать себя для большего числа граждан, с целью приобщить их к себе. Культура России в наши дни находится в переходной, трансформирующейся фазе, поскольку происходят активные культурные изменения. Оценить и проанализировать в полной мере существующую культурную конструкцию будет возможно лишь спустя определенное количество времени.
1. АНО «Левада-Центр». Структура и воспроизводство памяти о Советском Союзе // АНО «Левада-Центр». URL: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/03/Pamyat-o-Sovetskom-Soyuze.pdf/ (дата обращения: 08.04.2024)
2. Архангельский Юрий Евгеньевич, Найденко Михаил Константинович, Лях Валентина Ивановна Сущностные противоречия советской культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-protivorechiya-sovetskoy-kultury (дата обращения: 08.04.2024).
3. Бордовский Геннадий Алексеевич Что же было лучшим в советской системе образования? // Высшее образование сегодня. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-zhe-bylo-luchshim-v-sovetskoy-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 06.04.2024).
4. Бочкарева Дарья Григорьевна, Жевликова Анна Алексеевна РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Огарёв-Online. 2021. №11 (164). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sovremennoy-otechestvennoy-kultury (дата обращения: 08.04.2024)
5. ВОРОБЬЕВА А.В., РАСКАТОВА Е.М. "СОВЕТСКОЕ" В ПОСТСОВЕТСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ВОРОБЬЕВА А.В., РАСКАТОВА Е.М. // ВЕСТНИК ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. — 2009. — № 4. — С. 22-28.
6. ВЦИОМ Двадцать лет без СССР// ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/dvadczat-let-bez-sssr (дата обращения: 08.04.2024).
7. Грязнова Елена Владимировна, Жерихова Наталья Алексеевна ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА // Образование и проблемы развития общества. 2020. №3 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-snizheniya-sotsialnogo-statusa-professii-pedagoga (дата обращения: 05.04.2024).
8. Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 105–115.
9. Зиммель Г. О сущности культуры // Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни / Сост. С.Я. Левит. – 2-е изд. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. – С. 295–301.
10. Зубок Юлия Альбертовна, Чупров Владимир Ильич Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-v-zhizni-molode-zhi-potrebnost-interes-tsennost (дата обращения: 18.04.2024).
11. Зубок Ю. А. ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: РЕФЛЕКСИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Научный результат. Социология и управление. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenyayuschayasya-sotsialnaya-realnost-refleksiya-teoreticheskih-i-empiricheskih-aspektov-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 18.04.2024).
12. К. Маркс «Критика политической экономии» (Черновой набросок 1857-1858 годов)
13. Калачев Антон Витальевич ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Известия ВГПУ. 2021. №5 (158). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-dostupnosti-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 06.04.2024).
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024). КоАП РФ Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола.
15. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918). – Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 20.02.2024).
16. Кулибаба Н.С. О русской советской культуре / Кулибаба Н.С. [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет: [сайт]. — URL: https://www.dipacademy.ru/documents/4093/Кулибаба_Надежда_-_НИР.pdf (дата обращения: 08.04.2024).
17. Михасенко Елена Александровна Формирование культурной идентичности в советское время и ее влияние на современное российское общество // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. №14 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturnoy-identichnosti-v-sovetskoe-vremya-i-ee-vliyanie-na-sovremennoe-rossiyskoe-obschestvo (дата обращения: 08.04.2024);
18. Орлова, Э. А. Социология культуры : учеб. пособие для вузов / Э. А. Орлова. – Москва : Акад. проект ; Киров : Константа, 2012. – 575 с.
19. Паперный, В. Культура «Два». М., 1996; Глебкин, В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998 Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001 Бойм С. Общие места: мифология повседневной жизни. М., 2002.
20. Сорокин О. В. (a) Смысловые компоненты отношения к Родине в культурном пространстве молодёжи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 3 (284). С. 110-121. DOI: https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-3-284- 110-121.
21. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”.
22. Фирсов, Б. М. Культуральные исследования: Советская и постсоветская культура в исторической динамике: модернизация и культурная дифференциация. / Б. М. Фирсов [Текст] // Культуральные исследования: сборник научных работ. — Санкт-Петербург:Изд-во Европейского университета, 2006. — С. 29 - 90.
23. Флиер А. Я. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ // Вестник ЧГАКИ. 2021. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-nauchnye-paradigmy-issledovaniy-teorii-kultury (дата обращения: 08.04.2024).