Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ «Прогимназия №237 «Семицветик»» (г. Саратов).
Выборка: 40 учеников 3 -их классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Теоретические основы обучения речевому этикету в начальной школе 5
1.2 Анализ УМК начальной школы в аспекте формирования навыков речевого этикета 9
1.3 Методика формирования умений речевого этикета младших школьников 11
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА 22
2.1. Констатирующий этап 22
2.2. Формирующий этап 25
2.3. Контрольный этап 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Развитие навыков речевого этикета у младших школьников становится всё более значимой темой в современной педагогике. Эта проблема особенно актуальна в свете необходимости успешного общения с собеседниками, формирования положительного отношения к себе и эффективного решения различных коммуникативных задач. В наше время каждый человек испытывает потребность в свободном взаимодействии с окружающими, создании доверительной атмосферы в коллективе и преодолении трудностей в речевом общении.
Следует отметить, что речевой этикет тесно связан с моральными основами поведения. Освоение правил этикета в общении является важным для каждого человека и необходимо для процесса образования и воспитания. В настоящее время педагоги и ученые обсуждают не только вопросы экологии человека и культуры, но и экологии общения, поскольку мы часто взаимодействуем неумело и неэффективно. Существует потребность в практическом освоении речевого общения и разработке методик формирования речевых умений и навыков. Программы начальной школы лишь поверхностно охватывают целенаправленное обучение этикетному общению, которое подразумевает освоение определенных речевых жанров. Учителя не располагают необходимыми методическими рекомендациями и дидактическими материалами, ориентированными на формирование жанровых коммуникаций. Не решён вопрос о минимуме базовых сведений в области речевого этикета.
Степень изученности. Отдельные аспекты обучения речевому этикету отражены в трудах Н. В. Ершова, А. Э. Макшат, Н.И. Формановской, С. П. Андзоровой, Ф. Р. Сафаровой и другими.
Объектом исследования является обучение речевому этикету в начальной школе.
Предметом изучения выступает методические материалы обучения речевому этикету в младших классах.
Цель работы – теоретический описать и практически продемонстрировать методику обучения речевому этикету в начальной школе.
Для достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, сущность и роль обучения речевому этикету младших школьников;
2. Проанализировать УМК начальной школы в аспекте формирования навыков речевого этикета;
3. Изучить современную методику формирования умений речевого этикета в начальной школе;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование уровня обучения речевому этикету на примере 3 класса.
Методы исследования: анализ учебно-методической литературы; эксперимент.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать в дальнейшем в преподавательской деятельности.
Выпускная квалификационная работа посвящена вопросам развития речевого этикета у учащихся начальных классов. В процессе выполнения этой работы были решены как теоретические, так и практические задачи исследования:
1. Раскрыто понятие, сущность и роль обучения речевому этикету младших школьников.
Речевой этикет представляет собой набор правил речевого поведения и нормы использования языковых средств в конкретных ситуациях. Он помогает устанавливать, поддерживать и прерывать вербальные (и невербальные) взаимодействия. Этикет в общении является важной составляющей коммуникации, играя значительную роль в личностном и профессиональном развитии человека, а также необходим для создания прочных семейных, дружеских и рабочего сотрудничества.
Основные задачи обучения речевому этикету включают развитие коммуникативной грамотности, понимание форм и функций этикета, умение анализировать своё речевое поведение и поведение собеседника, своевременное исправление ошибок, а также навыки эффективного применения норм речевого этикета в общении.
2. Проанализирована УМК начальной школы в аспекте формирования навыков речевого этикета.
Анализ УМК «Школа России» показал, что в учебниках для каждого класса представлено от 10 до 15 упражнений по данной теме, что является недостаточным для эффективного развития речевого этикета у младших школьников.
3. Изучена современная методика формирования речевого этикета в начальной школе.
Методика формирования речевого этикета у учащихся начальных классов представляет собой систему, в которой изучаемый материал ежегодно дополняется новыми знаниями и навыками, регулярно применяется на практике и контролируется учителем.
4. Проведено опытно-экспериментальное исследование уровня обучения речевому этикету на примере 3 класса.
Констатирующий этап эксперимента позволил определить уровень речевого этикета у младших школьников в классах 3 «А» и 3 «Б». Учитывая результаты анкетирования, на формирующем этапе была разработана и протестирована методика формирования речевого этикета для младших школьников. Контрольный этап эксперимента продемонстрировал эффективность выбранных методов работы с речевым этикетом. Тем не менее, для достижения более значительных результатов работа по формированию речевого этикета должна проводиться регулярно и продолжаться в средней школе.
1. Анзорова, С. П. Методика реализации возможностей электронной лингводидактики в обучении русскому языку иностранных студентов нефилологического профиля на этапе довузовской подготовки / С. П. Анзорова // Перспективы науки. – 2020. – № 1(124). – С. 137-139.
2. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина - М.: Флинта, 2010. - 176 с.
3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх / М. Бройде. – М.: Академия, 2011. – 309 с.
4. Брызгалова, С. А. Возможности формирования у младших школьников речевого этикета на уроках литературного чтения / С. А. Брызгалова, Н. Н. Чистякова // Череповецкие научные чтения - 2016 : Том 1 Часть 2. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. – С. 29-31.
5. Высоцкая, И. В. "Можно, пожалуйста,..." как речевая формула "новейшей русской вежливости" / И. В. Высоцкая, О. И. Северская // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 3. – С. 225-233.
6. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2017. – 208 с. – (Школа России).
7. Канакина В. П. Русский язык : 1-й класс : учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 143 с.
8. Канакина В. П. Русский язык : 2-й класс : учебник : в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России) Ч. 1 – 143 с.
9. Канакина В. П. Русский язык : 3-й класс : учебник : в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России) Ч. 1 – 159 с.
10. Канакина В. П. Русский язык : 3-й класс : учебник : в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России) Ч. 2 – 159 с.
11. Канакина В. П. Русский язык : 4-й класс : учебник : в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России) Ч. 1 – 159 с.
12. Канакина В. П. Русский язык : 3-й класс : учебник : в 2 частях / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – (Школа России) Ч. 2 – 159 с.
13. Кисель, Н. А. О речевом этикете / Н. А. Кисель // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 20. – С. 1001-1008.
14. Курочкина, И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности / И. Н. Курочкина – М. : Экон-информ, 2012. – 147 с.
15. Макшат, А. Э. Педагогические средства обучения речевому этикету: современный подход / А. Э. Макшат // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 3-1. – С. 61-66.
16. Маслова, А. И. Речевой этикет как компонент культуры речи учителя / А. И. Маслова // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VI Международной научной конференции, Донецк, 26–28 октября 2021 года. Том 6 Часть 1. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. – С. 273-275.
17. Панкова, В. В. Психологические основы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета / В. В. Панкова, Н. М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2018. – № 1-2(14). – С. 21-22.
18. Пинженина, В. Н. Формирование нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка / В. Н. Пинженина, Т. Г. Иргашева // Вестник науки и образования. – 2022. – № 6-1(126). – С. 91-94.
19. Сафаргалиева, А. Ы. Речевой этикет - основа для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников / А. Ы. Сафаргалиева, Г. К. Шакен // Наука и мир. – 2017. – № 2-2(42). – С. 107-108.
20. Сафарова, М. Р. Основы обучения русскому речевому этикету в условиях межкультурной коммуникации / М. Р. Сафарова // Вестник Педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. – 2021. – № 1(5). – С. 151-153.
21. Таборская, А. С. Воспитание речевого этикета у младших школьников / А. С. Таборская, О. Е. Павозкова // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 4(79). – С. 838-842.
22. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская. – М. : Высш. шк., 2019. – 160 с.
23. Цемина, М. В. К вопросу об обучении основам речевого этикета младших школьников в игровой деятельности / М. В. Цемина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 22. – С. 44-47.