Введение 3
Глава 1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования
1.1. Универсальные учебные действия: их сущностная характеристика и виды 7
1.2. Приёмы и технологии формирования регулятивных универсальных учебных действий 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию регулятивных УУД у младших школьников
2.1. Актуальный уровень сформированности регулятивных УУД у младших школьников 22
2.2. Программа формирования регулятивных универсальных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира 33
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложения 52
В современном обществе стремительно развивается наука и техника, создаются новые информационные технологии, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями [45]. В связи с этим изменились представления о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса:
- подготовки обучающихся к реальной жизни;
- готовности к тому, чтобы занять активную позицию;
- успешно решать жизненные задачи;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [45].
Происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями; к активному участию детей в выборе содержания и методов обучения [51].
Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что образовательное учреждение перестаёт быть единственным источником знаний и информации для обучающегося. В этих условиях основной задачей школы становится организация процессов интеграции, обобщения, осмысления учениками новых знаний, включение их в структуру жизненного опыта ребёнка на основе формирования умения учиться [51].
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения образовательного учреждения как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения [13]. Иначе говоря, формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [48].
В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно
переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений [3]. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него системы усвоенных знаний, а проявление самостоятельности и возможности использовать личностный опыт, функциональные, деятельностные качества. Иными словами, образовательное учреждение должно научить ребёнка: «учиться», «жить», «жить вместе», «работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие») [21].
На завершающем этапе обязательного образования большинство наших обучающихся показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации [45]. Большинство выпускников не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо остаются по жизни неуспешными, либо теряются, не могут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
В связи с этим перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и навыков, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [22]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты [49]....
Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных областей, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения учиться самостоятельно. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. В результате теоретического изучения данного вопроса и проведённой практической работы можно сделать вывод о том, что более эффективное и рациональное применение различных упражнений и заданий, проведение системы уроков позволяют заметно улучшить качество и продуктивность данной работы, у учащихся будут сформированы навыки умения учиться самому.
В заключении, мы можем сделать вывод о том, что овладение регулятивными универсальными учебными действиями определяет успешность обучения детей в начальной школе. Умение принимать цель, контролировать себя и свою деятельность младшим школьникам даётся непросто, но именно от этого и будет зависеть усвоение и понимание учебного материала.
1. Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 с.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б.Аникеева.-М.,2011. - 387 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина // Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 8-13.
6. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - С. 11-15.
7. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 128 с.
8. Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников. На материале историко-культурного краеведения [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.И. Ворновская. - Калининград, 2003. - 18 с.
9. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с.
11. Гончарук А.И., Ботов М.И., Зорина В.Л. Образовательная технология «Способ диалектического обучения».
12. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160.
13. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
14. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2011. - 224 с.
15. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д.С. Елисеева. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94....(58)