Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОДНОЙ ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА

Работа №17231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
853
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2-5
Глава 1.Современное состояние особенностей развития мелкой
моторики у дошкольников с ОНР 6
1.1. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников 6-8
1.2. Характеристика детей с ОНР 8-12
1.3. Роль развития мелкой моторики в развитии у детей дошкольного возраста с ОНР 12-22
Вывод по первой главе 23-24
Глава 2. Выявления особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР 25
2.1. Цели и задачи методики констатирующего эксперимента 25
2.2. Научно- теоретические основы и содержание методики
констатирующего эксперимента 26-32
2.3. Анализ результатов исследования 33
Вывод по второй главе 34
Глава 3.Методические рекомендации к логопедической работе формирующему эксперименту 35
3.1. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики
формирующего эксперимента 35-40
3.2. Сравнение констатирующего и формирующего эксперимента.. ..40-43
3.3. Заключение 45-48
Список литературы 48-53
Приложения 53-61


ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка и на его мышление. Я считаю, что выбранная мною тема актуальна для детей дошкольного возраста, потому что у детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно¬двигательной координации произвольного внимания, зрительной памяти.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, недостаточной координации пальцев рук. Например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д. у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимания и память.
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики составляет фундамент умственного развития.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,содержательнее полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психической развитие.
Поэтому я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев рук, так как правильно подготовить к школе.
Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики - это самый первый тренажер для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимального двигательного стереотипа и движений конечностей, музыкально- ритмических движениях.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно самого раннего возраста.
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л,С. Выготского, А.З. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследования ми связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов,В.М. Бехтерев, И.М. Сеченев; исследователь детской речи - М.М. Кольцова,педагоги - М. Монтесорри, В. А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева.
Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны - Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, при моторной алалии - Н.И. Кузьминой, Т.Б. Рождественской. Рекомендации по формированию двигательных навыков у детей с церебральным параличом описаны М.И. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, Е.М. Мастюковой.
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитие.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки речи у детей с ОНР.
3. Определить основные направления по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук.
Гипотеза заключается в том,что: подобранный комплекс специальных мероприятий с использованием игровых методов позволит преодолеть имеющиеся нарушения мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МДОУ д/с №30 г. Кызыла.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы страниц, использовано 14 литературных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время активизировался интерес к проблеме формирования мелкой моторики у детей. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движение руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук ребенка.
Под термином « тонка моторика»- мы понимаем высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движение пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.
А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. М.М. Кольцова считает, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
С точки зрения М.М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Показателями развития моторики рук являются прежде всего владение навыком зрительно-моторной координации, уровень произвольность движений, развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; координированность действии рук.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Пальчиковые игры- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Результаты констатирующего этапа исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о ее недостаточной сформированности.
Целью проведенного исследования было повысить уровень развития мелкой моторики у детей средствами серии пальчиковых игр и упражнений. В этот период регулярно проводились работа по следующим направлениям:
- игры с семенами, зернами, бусами, орехами;
- пальчиковые игры;
-игры с массажным мячом;
- графические упражнения;
- игры со счетными палочками и спичками.
Результаты проведенной развивающей коррекционной работы наглядно продемонстрировали значительное улучшение двигательной активности и точности движений рук у детей дошкольного возраста по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Полученные положительные результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи статически достоверно повысился уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, задачи исследования - решены. Цель исследования - достигнута.



1. Безубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет текст/Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. - М.: Издательство ГНОМиД, 2003-120с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии и активности (текст)/ Под ред. Н.Н.Даниловой. - М.: Медицина, 1990.-С.37-59
3. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1991. -№4- С.56-58
4. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - С.188-202.
5. Логопедия / Под ред.Л.С. Волковой , С.Н. Шаховской. - М.:владос,2008.-417
6. Филичева Т.Б.,Г.В.Чиркина-Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада . -М.: Владос, 2008.-125с.
7. Филичева Т.Б.,Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -4-е изд.- М.: Академия,2007.-173с.
8. Шашкина Г.Р.,Л.П.Зернова, И.А. Зимина. Логопедическая работас дошкольниками - М.: Приор- М,2008.- 215с.
9. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р.Е. Левиной. - М.: 2009 -365
10. Основы теории и практики логопедии / под ред.Р.Е. Левиной.- М.,2009 -365с.
11. Основы теории и практики логопедии / под ред.Р.Е. Левиной.- М.,2009 -365с.
12. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Рекомендации к обследованию лексико-грамматических компонентов языка у дошкольников //Логопедия сегодня.-2011.-№1(31).С.48-51.
13. Филичева Т.Б., Четвертый уровень недоразвития речи. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.: 1999.С.137-250.
14. Дудьев, В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Текст)/ В.П. Дудьев//Дефектология.- 1995.- №4. - С.84-88.
15. Журнал Воронина Л.П. в чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи?// Дошкол.педаг.- 2011- №7- с.67-69
16. Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3года) .Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2010. - 56с.)
17. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики / А. М. Диченскова. - Изд. 4-ое.- Ростов н/ Д: Феникс,2014. - 220, [2]с.: ил. - ( Мир вашего ребенка)).
18. Е.П. Тихоненкова.Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал № 3 (128)/ март /20117.
19. А.С.Жабина .Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал № 4 (99)/апрель /2014.
20. Ф.Р. Яхина, Г.Ф. Чугай.Дошкольная педагогика. Петербургский научно- практический журнал № 4 (199)/апрель /2014
21. развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием РЕЧИ Лапина В.Ю., Решетникова М.В., Воробьева Г.Е. Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-6. С. 100-102.
22. система работы по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитие речи Пестова С.Ю. Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 178-179.
23. развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением в речевом развитии Пономаренко Е.И., Афонина Л.Н., Водняк О.Н.
24. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3 (8). С. 352-355.
25Система работы по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи Филатова М.Н. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 6. С. 70-71.
26. развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи Рябова А.С.
27. В сборнике: научные достижение и открытия современной молодежи и сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 1271-1272.
28. исследование двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи III уровня Посевина А.В., Черепкова Н.В. 2014. № 12. С. 422-426.
29. Содержание работы с родителям по предупреждению нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Мишина А.С., Васильева В.С. Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-10. С. 118-122.
30. Развитие общей и мелкой моторик у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью средств логоритмики Кузнецова Д.Т. В сборнике: Научная интеграция Сборник научных трудов. 2016. С. 703-705.
31. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. - 1994. - № 8.
32. Методы обследования речи детей / Под. общ. Ред. Г.В. Чиркиной. - М., - 2004.
33. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. - М., Просвещение, 1994.
34. Ниакова О.С., Сохин Ф.А. Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада. - М., 1993.
35. Неправный М.М. Комплексы утренней гимнастики //Начальная школа. - 1986. - № 5.
36. Новотворцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 2000.
37. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под. ред. В.А. Сластенина.-М: "Издательский центр "Академия", 1999.
38. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб: Лениздат, издательство "Союз", 2001.
39. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под. ред. О.Б. Иншаковой. - М. - Воронеж, 2001.
40. Прищепова И.В. О диагностике нарушений письменной речи младших школьников с ОНР // Логопедия. - 2004. - №1.
41. Ромусик М.Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопедия в детском саду. - 2006. - №1.
42. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - С.-Пб., 2000.
43. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
44. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. -2006. - №6.
45. Сафонова О.В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду. -2006. - №4.
46. Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. -1988. - № 4; 1989. - № 10 .
47. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. - М., 1987.
48. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4.
49. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. - СПб., 1999.
50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2006. - №2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ