ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ОДНОЙ ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА
|
Введение 2-5
Глава 1.Современное состояние особенностей развития мелкой
моторики у дошкольников с ОНР 6
1.1. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников 6-8
1.2. Характеристика детей с ОНР 8-12
1.3. Роль развития мелкой моторики в развитии у детей дошкольного возраста с ОНР 12-22
Вывод по первой главе 23-24
Глава 2. Выявления особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР 25
2.1. Цели и задачи методики констатирующего эксперимента 25
2.2. Научно- теоретические основы и содержание методики
констатирующего эксперимента 26-32
2.3. Анализ результатов исследования 33
Вывод по второй главе 34
Глава 3.Методические рекомендации к логопедической работе формирующему эксперименту 35
3.1. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики
формирующего эксперимента 35-40
3.2. Сравнение констатирующего и формирующего эксперимента.. ..40-43
3.3. Заключение 45-48
Список литературы 48-53
Приложения 53-61
Глава 1.Современное состояние особенностей развития мелкой
моторики у дошкольников с ОНР 6
1.1. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников 6-8
1.2. Характеристика детей с ОНР 8-12
1.3. Роль развития мелкой моторики в развитии у детей дошкольного возраста с ОНР 12-22
Вывод по первой главе 23-24
Глава 2. Выявления особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР 25
2.1. Цели и задачи методики констатирующего эксперимента 25
2.2. Научно- теоретические основы и содержание методики
констатирующего эксперимента 26-32
2.3. Анализ результатов исследования 33
Вывод по второй главе 34
Глава 3.Методические рекомендации к логопедической работе формирующему эксперименту 35
3.1. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики
формирующего эксперимента 35-40
3.2. Сравнение констатирующего и формирующего эксперимента.. ..40-43
3.3. Заключение 45-48
Список литературы 48-53
Приложения 53-61
ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В речевые группы приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, которые влияют на общее развитие ребенка и на его мышление. Я считаю, что выбранная мною тема актуальна для детей дошкольного возраста, потому что у детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно¬двигательной координации произвольного внимания, зрительной памяти.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, недостаточной координации пальцев рук. Например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д. у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимания и память.
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики составляет фундамент умственного развития.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,содержательнее полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психической развитие.
Поэтому я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев рук, так как правильно подготовить к школе.
Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики - это самый первый тренажер для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимального двигательного стереотипа и движений конечностей, музыкально- ритмических движениях.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно самого раннего возраста.
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л,С. Выготского, А.З. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследования ми связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов,В.М. Бехтерев, И.М. Сеченев; исследователь детской речи - М.М. Кольцова,педагоги - М. Монтесорри, В. А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева.
Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны - Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, при моторной алалии - Н.И. Кузьминой, Т.Б. Рождественской. Рекомендации по формированию двигательных навыков у детей с церебральным параличом описаны М.И. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, Е.М. Мастюковой.
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитие.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки речи у детей с ОНР.
3. Определить основные направления по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук.
Гипотеза заключается в том,что: подобранный комплекс специальных мероприятий с использованием игровых методов позволит преодолеть имеющиеся нарушения мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МДОУ д/с №30 г. Кызыла.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы страниц, использовано 14 литературных источников.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, недостаточной координации пальцев рук. Например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д. у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимания и память.
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики составляет фундамент умственного развития.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,содержательнее полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психической развитие.
Поэтому я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и педагогов волнует вопрос, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев рук, так как правильно подготовить к школе.
Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики - это самый первый тренажер для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимального двигательного стереотипа и движений конечностей, музыкально- ритмических движениях.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно самого раннего возраста.
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л,С. Выготского, А.З. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследования ми связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов,В.М. Бехтерев, И.М. Сеченев; исследователь детской речи - М.М. Кольцова,педагоги - М. Монтесорри, В. А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков. Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т.В. Фадеева, С.В. Черных, А.В. Мельникова, З.И. Богатеева.
Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны - Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, при моторной алалии - Н.И. Кузьминой, Т.Б. Рождественской. Рекомендации по формированию двигательных навыков у детей с церебральным параличом описаны М.И. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, Е.М. Мастюковой.
Цель исследования: выявить особенности развития мелкой моторики у детей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитие.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики руки речи у детей с ОНР.
3. Определить основные направления по развитию и совершенствованию мелкой моторики рук.
Гипотеза заключается в том,что: подобранный комплекс специальных мероприятий с использованием игровых методов позволит преодолеть имеющиеся нарушения мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе МДОУ д/с №30 г. Кызыла.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключение, список литературы, приложение. Общий объем работы страниц, использовано 14 литературных источников.
В настоящее время активизировался интерес к проблеме формирования мелкой моторики у детей. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движение руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук ребенка.
Под термином « тонка моторика»- мы понимаем высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движение пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.
А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. М.М. Кольцова считает, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
С точки зрения М.М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Показателями развития моторики рук являются прежде всего владение навыком зрительно-моторной координации, уровень произвольность движений, развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; координированность действии рук.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Пальчиковые игры- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Результаты констатирующего этапа исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о ее недостаточной сформированности.
Целью проведенного исследования было повысить уровень развития мелкой моторики у детей средствами серии пальчиковых игр и упражнений. В этот период регулярно проводились работа по следующим направлениям:
- игры с семенами, зернами, бусами, орехами;
- пальчиковые игры;
-игры с массажным мячом;
- графические упражнения;
- игры со счетными палочками и спичками.
Результаты проведенной развивающей коррекционной работы наглядно продемонстрировали значительное улучшение двигательной активности и точности движений рук у детей дошкольного возраста по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Полученные положительные результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи статически достоверно повысился уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, задачи исследования - решены. Цель исследования - достигнута.
Под термином « тонка моторика»- мы понимаем высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движение пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.
А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. М.М. Кольцова считает, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
С точки зрения М.М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Показателями развития моторики рук являются прежде всего владение навыком зрительно-моторной координации, уровень произвольность движений, развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; координированность действии рук.
Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Пальчиковые игры- это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Результаты констатирующего этапа исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о ее недостаточной сформированности.
Целью проведенного исследования было повысить уровень развития мелкой моторики у детей средствами серии пальчиковых игр и упражнений. В этот период регулярно проводились работа по следующим направлениям:
- игры с семенами, зернами, бусами, орехами;
- пальчиковые игры;
-игры с массажным мячом;
- графические упражнения;
- игры со счетными палочками и спичками.
Результаты проведенной развивающей коррекционной работы наглядно продемонстрировали значительное улучшение двигательной активности и точности движений рук у детей дошкольного возраста по сравнению с констатирующим этапом исследования.
Полученные положительные результаты позволяют сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с Общим Недоразвитием Речи статически достоверно повысился уровень развития мелкой моторики.
Таким образом, задачи исследования - решены. Цель исследования - достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024 - Формирование графо-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Направления логопедической работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



