Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой (Государственный гуманитарно- технологический университет)

Работа №172280

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы44
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 23 ребенка средней группы.
В этой работе не указано название базы исследования. Поэтому можно подставить любую базу исследования.
Есть приложения.

Введение 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2 Значение экологического воспитания в развитии детей среднего дошкольного возраста 10
1.3 Особенности формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 13
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1 Описание методики исследования и изучение уровня формирования нравственных чувств на констатирующем этапе 18
2.2 Реализация педагогических условий по формированию нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой на формирующем этапе 21
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе исследования 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 37
Приложение А – Серия дидактических игр по ознакомлению с природой родного края 37
Приложение Б - Конспект непосредственно образовательной деятельности «Лес в жизни человека» для детей среднего дошкольного возраста 41


Одно из проявлений нравственности – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать её богатства.
В.А. Сухомлинский писал, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках. Красота родной природы рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождает непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ нравственной культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая обстановка в современном мире является глобальной проблемой. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, развивает его нравственные чувства.
Данная тема актуальна еще и потому, что дошкольный возраст – это период бурного роста и интенсивного развития ребенка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, духовно-нравственной культуры. В процесс ознакомления детей с природой педагог создает среду для умственного, трудового, физического и эстетического развития детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) выдвигается одна из задач это - формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.
Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сухомлинский придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование нравственных чувств у дошкольников при ознакомлении с природой. Любовь к природе не приходит сама собой. Дети среднего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, поэтому важно развивать представление ребенка об окружающем мире. Роль воспитателя не только расширить кругозор ребенка, но создать условия для проявления ребенком нравственных чувств.
Исходя из вышесказанного была определена проблема исследования: какие условия наиболее эффективны в формировании нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста при по ознакомлении с природой?
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить оптимальные педагогические условия формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: нравственные чувства детей.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет эффективным при применении современных форм и методов формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и взаимодействии с родителями.
В соответствии с целью, гипотезой и особенностями предмета исследования поставлены основные задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой: провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста; выявить значение экологического воспитания у детей среднего дошкольного возраста; теоретически обосновать особенности формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
2. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой на констатирующем этапе; реализовать педагогические условия формированию нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой на формирующем этапе; проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе исследования.
Исследование предлагает комплексное использование таких методов исследования как теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; обобщение, сравнение, систематизация полученных данных, эксперимент, беседа, наблюдение, педагогическая диагностика, анализ и обобщение эмпирических данных.
Экспериментальной базой исследования
В эксперименте приняли участие 23 ребенка средней группы и 1 воспитатель.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования обусловлена значением проблемы формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, и определила цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить оптимальные педагогические условия формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В первой главе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования нравственныхчувств у детей среднего дошкольного возраста. Определены особенности развития экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста, знание этих особенностей определяет цели и задачи работы по нравственному развитию. Экологическое воспитание детей нужно рассматривать как нравственное воспитание, т.к. в основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
В опытно-экспериментальной части исследования осуществлялась проверка гипотезы о том, что формирование нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой будет эффективным при применении современных форм и методов формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и взаимодействии с родителями. Экспериментальное исследование включало в себя три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На основе анализа констатирующего этапа исследования мы можем сделать выводы: у 14 детей (61%) наблюдается низкий уровень сформированности нравственных чувств, 6 детей (26 %) находятся на среднем уровне и 3 детей (13 %) на высоком уровне. Также выявлен недостаточный уровень сформированности педагогической компетентности семей в вопросах развития активной речи детей младшего дошкольного возраста. Анализ форм и методов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи показал, что не все семьи вникают в проблемы и воспитание своих детей. Полученные результаты доказывают необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на формирование нравственных чувств детей среднего дошкольного возраста.
На формирующем этапе выявлено, что создание условий для воспитания нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста совместными усилиями ДОУ и семьи, формирование бережного отношения к окружающему миру. Исходя из опыта взаимодействия с родителями, было замечено, что использование современных форм общения привело к более гибкой позиции родителей. Они начали внимательно слушать советы и рекомендации, а также делиться своими мыслями и впечатлениями. По итогам года родители стали активно участвовать и проявлять интерес к процессу формирования нравственных чувств у своих детей.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в целом показал значительные улучшения в развитии активной речи детей младшего дошкольного возраста: число детей с высоким уровнем возросло на 6 детей и составило 9 детей (39%); число детей со средним уровнем возросло на 6 детей и составило 12 детей (52%); число детей с низким уровнем сократилось на 12 и составило 2 ребенка (9%), что позволило сделать вывод об эффективности проведенной работы.
Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию ДОО и семьи в развитии активной речи детей младшего дошкольного возраста, прошла успешно. Стоит отметить, что уровень сформированности нравственных чувств детей среднего дошкольного возраста стал гораздо выше, чем в начале года, благодаря применению современных форм и методов формирования нравственных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и взаимодействии с родителями. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтверждена экспериментально.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959. (дата обращения 16.04.2025)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984 (дата обращения 11.04.2025)
3. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение , 2009. - 96 с.
4. Буре, Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2014. - № 5. - С. 16-17.
5. Волгина, В. С. Роль природы в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста. — Н. Новгород, БИКАР, 2015.
6. Дмитриева, И. Г. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2015. - № 7. – С. 50-54.
7. Ермаков, Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. дис… д-ра пед. наук. – М., 2009. – 39 с.
8. Захлебный, А.Н. ФГОС: современный этап развития экологического образования для устойчивого развития // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А. Гриновой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. С. 17–25.
9. Зверев, И.Д. Концепция общего дошкольного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. – М.: Тобол, 2007. – С. 37–47. 57.
10. Зверев, И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. – М., 2007. – С. 27–36.
11. Згурская, Л. Экология малышам. // Дошкольное воспитание. – 2010. - №5. – С.32.
12. Корякина, Н.И. Образование для устойчивого развития: особенности и пути становления // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А.Гриновой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С. 106 – 113.
13. Куликовская, И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - № 2. - С. 92-106.
14. Лихачев, Б. Т.Философия воспитания : специальный курс / Б. Т. Лихачев. - Москва : ВЛАДОС, 2010. – 334 с.
15. Любинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.: Просвещение, 2012. - 226с.
16. Малышева, Ю. А. Формирование представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Малышева, А. И. Соловьева // Вестник экспериментального образования. — 2016. — № 1 (4). — С. 42–52.
17. Михеева, А. А. Воспитание гуманных чувств у детей 4–5 лет в процессе ознакомления с живой природой. — Калуга, 2021.
18. Никандров, Н.Н. Малышам о природе. Мир физики и техники: Пособие для детского сада и школы. – Чебоксары: Учпедгиз. - 2013.- 228с.
19. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 213с.
20. Оспанова, М. Д. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Оспанова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. С. Исаева. — М., 2017. — С. 264–274.
21. Пособчук, О. Н., Чехлыстова, Т. В., Витязь, Л. Н. Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 107-109.
22. Прошунина, Т. Н. Использование уголка природы в системе экологического образования дошкольников / Т. Н. Прошунина // Человек, экология, и культура : сб. науч. тр. Всерос. студ. конф. / под ред. И. А. Колиной. — М., 2018. — С. 193–197.
23. Романова, С. С. Особенности экологического дошкольного образования / С. С. Романова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2014. — № 4. — С. 150–152.
24. Сластенин, В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
25. Черкашина, Н. А. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе / Н. А. Черкашина, Т. А. Белых // Молодой учёный. — 2020. — № 11 (301). — С. 197–198.
26. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования [Электронный ресурс] / В.А. Ясвин. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru (дата обращения 01.04.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ