Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Работа №17227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
813
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Понятие «способности» в психолого-педагогической литературе. . . 6
1.2. Понятие «математические способности» и формирование
математических способностей у детей 15
1.3. Современные проблемно-игровые технологии развития математических способностей детей 23
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Констатирующий эксперимент 29
2.2. Формирующий эксперимент 377
2.3. Контрольный эксперимент 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 59

Актуальность проблемы и темы исследования. В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [15, 4].
Одной из проблем, рассмотренных в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года (24 декабря 2013 г) является проблема содержательного характера развития математического образования. Выбор содержания математического образования на всех уровнях продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни.
В разное время вопросами детской психологии, проблемами формирования математических понятий, развития способностей, причинного мышления, сенсорного воспитания, психологии игры, проблемами обучения в детском саду занимались: Е.Н. Водовозова, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, АН. Леонтьев, ДБ. Эльконин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Е.Ф. Проскура, Э. Пилюгина, В.С.Мухина, З.М. Истомина, Н.Н. Поддъяков, Р.С. Буре, Т.С. Комарова и другие исследователи, несмотря на исследования, развитие математических способностей дошкольников остается недостаточно исследованным.
Проблема исследования: каковы возможности и необходимые педагогические условия развития математических способностей детей 5-6 лет.
Цель исследования состоит в обосновании и выявлении условий развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие математических способностей у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: одним из эффективных условий развития математических способностей детей 5-6 лет является систематическое использование проблемных заданий.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития математических способностей детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития математических способностей детей 5-6 лет.
3. Определить систему работы с детьми 5-6 лет по развитию математических способностей с использованием проблемных заданий.
4. Провести сравнительный анализ развития математических способностей детей 5-6 лет до и после эксперимента.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды следующих психологов: В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, Л.А. Венгер и В.Н. Мясищев; педагогов-методистов таких, как А.В. Белошистая, Е.В. Колесникова, А.А. Смоленцева, М.А. Габова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева и др.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования; эмпирические методы - педагогическое наблюдение за процессом формирования элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в старшей группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Сайзанак» с. Ак-Чыраа Овюрского района Республики Тыва.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий:
В 1 главе рассмотрены теоретические основы развития математических способностей, во 2 главе - развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий.
Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1) осуществили анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы;
2) определили уровень сформированности математических способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3) выполнили подбор проблемных заданий, направленных на развитие математических способностей в старшем дошкольном возрасте.
Опытно-исследовательская работа, проводимая с детьми старшего дошкольного возраста, показала, использование проблемных заданий является одним из эффективных условий развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. По результатам контрольного эксперимента видно, что уровень развития математических способностей детей повысились до высшего уровня.
Это дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы подтвердившейся.
Анализируя проделанную работу можно сделать ряд выводов:
Экспериментальная работа в старшей группе МБДОУ «Сайзанак» с.Ак- Чыраа были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - определение возможностей и необходимых условий развития математических способностей у детей 5-6 лет.



1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т 2/Под. ред. А. А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
2. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности//Склонности и способности. Сборник статей.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1962.¬126с.
3. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений / А.В.Белошистая. - М.: Владос, 2003 - 400 с.: ил.
4. Белошистая, А. В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / А. В. Белошистая. - М., 2004. - 43 с.
5. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: метод. пособие / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
6. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
7. Венгер Л. А. Педагогика способностей [Текст]/ Л. А. Венгер- М.: Знание, 1973. - 117 с.
8. Выготский, Л. С. Детская психология [Текст]: / Л. С. Выготский / Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - М., 1984. - Т. 4. - 432 с.
9. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста:
теория и технологии: учебное пособие [ЭОР]: / М.А. Габова. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 534 с. http://biblioclub.ruindex.php?page=book&id=239494
10. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 244 с.
11. Дошкольное образов ание [ЭОР]: http://edu. i'in. /иЛэсЧюсР/нн^Се,х, html
12. Знакомимся с программой «Развитие» [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / под ред. О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
13. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: кн. для воспитателей дет.сада / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1989. - 213 с.
14. Истоки [Текст]: базис. программа развития ребенка-дошкольника / сост. Т. И. Алиева [и др.]. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с.
15. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод, рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова, - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. - 96 с.
16. Ковалев, А. Г. Психические особенности чeлpвeкa [Тексо] / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. В 2-х т. Т.2.- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1960. - 304 с.
17. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст]: метод. пособие для родителей и воспитателей / В. А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
18. Колесникова, Е. В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для дошкольников 5-6 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 65 с.
19. Колесникова, Е. В. Диагностика мотeмотио/cкиx епocобнo/оeй детей н-6 лет. [Текст]/ Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 32 с.
20. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с.
21. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 80 с.
22. Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2007. - 64 с.
23. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.: Сфера, 2003. - 88 с.
24. Концепция ргивцтпя математиче скогт абразовония б Российской Федерации до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р.
25. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. [Текст]/ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1968. - 432 с.
26. Лейтес, Н. С. СпocoИнocви т oрaидгнocви т дстдиие годы [Текст]/ Н. С. Лейтес. М.: , 1984. - 683 с.
27. Лейтес, Н.С. Возрастныр бвтдпocыJIди тлвтвeIIIIотт внтcoбоoст'ий: хрестоматия по возрастной психологии.[Текст]: учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.
28. Леонтьев, А. С. О формировании способностей: хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов/ Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.
29. Леушина, А. М. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
30. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.
31. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических
представлений у детей [Текст]: учеб, для студ. учреждений высш. образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: Изд.центр «Академия», 2014. - 352 с. - (Сер. Бакалавриат).
32. Немов, Р.С. Практическгк психология: Познание себя. Влияние на людей [Текст]: Пособие для учащихся/ Р.С. Немов. - М.: Владос, 1998. - 320 с.
33. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2004. - 687 с. 34.От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Васильева, М.А.; под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
35. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого- М.: Пед. о- во России, 1998. - 640 с.
36. Петерсон, Л. Г. Игралочко. Матемттикт для дошкольников [Текст]: метод. рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. - М.: Баласс, 1998. - 176 с.
37. ПИКЖТ, Ж. ИзаpaочоIe тcиoхокнlIBCтиe тртды.1Icрoхокня инволтккть. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст]/ Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
38. Пкатонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. IIкктоIIOв. М.: Наука, 1972 - 312с.
39. Пкатонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст]/ К.К. Pкктооoв. М., Наука, 1986. - 256 с.
40. Прогоамма воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика и синтез, 2005. - 208 с.
41. Радуга [Текст]: программа воспитания, образования и развития детей дошкол. возраста в условиях дет. сада / Т. Н. Доронова [и др.]; науч. рук. Т. Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 78 с.
42. Развитие [Текст]: программа нового поколения для дошкол. образоват. учреждений. Старшая группа / под ред. О. М. Дьяченко. - М.: Гном- Пресс, 2002. - 96 с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологпи [Текст]/ С.Л.Рубннштейн.- СПб.: Питер,2007. - 713 с.: ил.
44. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст]: учебно-методическое пособие / А.А.Смоленцева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010, - 112 с., ил.
45. Теплов, Б.М. труды [Текст] - В Г-х т. Т.1 .-М.: Педагогика.1985. - 328с.
46. ФГОС дошкольного обрсаювания от 17.112.013 №1155.
47. Федерфьдый закый РФ ’’ОР О6]^СХООХНГ^И В РОС СИЙСКОЙ Федерации" № 273 ФЗ [ЭОР] : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
48. Хамидулина, Р.М. Математика. Подготовка к школе [Текст]: сценарии занятий / Р.М.Хамидулина. -М.: Экзамен, 2009. - 302 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ