Совершенствование системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли (на примере ОАО «Алроса» ОК «Прометей»)
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы определения ключевых фактов внешней и внутренней среды 6
1.1 Значение и сущность факторов внешней и внутренней среды в
стратегическом развитии компании 6
1.2 Методы определения (выявления) ключевых факторов среды компании8
1.3 Особенности влияния факторов внешней и внутренней среды на
деятельность предприятия санаторно-курортной отрасли 14
Глава 2 Анализ системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли ОАО «Алроса» ОК «Прометей» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОК «Прометей» 22
2.2 Анализ внутренней среды ОК «Прометей» 35
2.3 Анализ воздействия факторов внешней среды на ОК «Прометей» 41
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды ОАО «Алроса» ОК
«Прометей» 47
Заключение 54
Список использованной литературы 60
Приложения 62
Актуальность темы. Нестабильность, сложность и взаимосвязанность факторов внешней и внутренней среды оказывают сильное влияние на деятельность предприятия.В настоящее время увеличивается неопределенность внешней среды, появляются новые факторы, меняются и растут требования, предъявляемые внешней средой к предприятию, усложняются механизмы достижения соответствия его деятельности этим
требованиям. Всовременныхусловиях меняется и внутренняя среда
предприятия, она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Проблема влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия приобретает особую важность на уровне предприятий санаторно-курортной отрасли. Спрос на санаторно-курортные услуги очень чувствителен к факторам внешней среды (политическим, экономическим, экологическим и пр.). В таких условиях санаторно-курортная организация должна концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел и вырабатывать долгосрочную перспективу, которая позволяла бы быстро и с наименьшими затратами адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды.Анализ ключевых элементов внешней среды и внутренних условий функционирования предприятия позволяет принимать экономически грамотные, оптимальные управленческие решения, нацеленные на достижение целевой установки хозяйствования.
Вышесказанное предопределяет
актуальностьпроцессасовершенствования системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли.
Объектом исследованияданной работы является ОАО
«Алроса»оздоровительный комплекс «Прометей».
Предметом выступают ключевые элементы, формирующие механизм взаимодействия предприятия свнешней и внутренней средой.
Целью работы является разработка мероприятий
посовершенствованиюсистемы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть значение и сущность факторов внешней и внутренней среды в стратегическом развитии компании;
- изучить методы определения (выявления) ключевых факторов среды компании;
- рассмотреть особенности влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельности предприятия санаторно-курортной отрасли;
- провести анализ системы управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды предприятия санаторно-курортной отрасли ОАО «Алроса» ОК «Прометей»;
- предложить пути совершенствования управления ключевыми элементами внешней и внутренней среды ОАО «Алроса» ОК «Прометей».
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения...
Практически каждое предприятие функционирует как элемент экономической системы общества и как замкнутая внутренняя система.
Внутренняя среда организации характеризуется факторами, находящимися в пределах организации, непосредственно влияющих на ее функционирование. Факторы внутренней среды целиком и полностью зависят от действий менеджеров и персонала. Предприятие должно знать факторы внутренней среды и влиять на них для повышения эффективности производства через конкретные управленческие решения.
Внутренняя среда предприятия формируется под влиянием факторов внешней среды, государственного регулирования, а также принятия множества управленческих решений внутри самого предприятия с целью достижения наилучших результатов хозяйственно-финансовой деятельности.
Внутренняя среда предприятия включает элементы: материальные ресурсы, формирующие материально-техническую базу предприятия; финансовые ресурсы; трудовые ресурсы, систему управления персоналом; информационные ресурсы; технологии - способы преобразования ресурсов в результаты деятельности предприятий - и соответствующую им производственную структуру; организационную структуру управления, соответствующую организационно-правовой форме предприятия и целям эффективного хозяйствования; систему коллективных ценностей, традиций, норм поведения, что составляет в совокупности корпоративную культуру.
Анализ внутренней среды, выявление сильных и слабых сторон предприятия имеют большое значение для определения перспектив его развития.
Внешние факторы, которые влияют на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов.
Внешнюю среду разделяют на макроокружение (макросреду, факторы косвенного воздействия) и микроокружение (микросреду, факторы прямого воздействия).
Анализ внешней среды организации, осуществленный вместе с исследованием ее внутренней среды, обеспечивает правильный выбор стратегии. Анализ позволяет определить основные конкурентные преимущества, возможности, и на базе полученной информации построить дальнейшее ее развитие.
Для изучения внешней среды наиболее часто используются такие виды анализа. PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления и оценки влияния политических (Policy), экономических(Есопоту), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, на стратегию компании, а также на результаты её текущей и будущей деятельности.
Предполагает постоянное отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Интеграция результатов анализа внешней и внутренней среды предприятия может проводиться с помощью SWOT-анализа: S - Strength («сила», т.е. сильные стороны предприятия); W - Weakness («слабость», т.е. слабые стороны предприятия): О - Opportunity («возможность», т.е. возможности развития предприятия); Т - Treal («угрозы», т.е. угрозы развитию предприятия). Наиболее часто включаемыми в анализ категориями являются: маркетинг; инжиниринг и разработка новых продуктов; оперативная деятельность; персонал; менеджмент; ресурсы компании...
1. Алексеева В.И. Понятие рекреационного туризма // Проблемы
современной экономики. - №7. - 2011. - С. 176.
2. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика. - М.:
Финансы и статистика, 2012. - 951 с.
3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации). - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 372 с.
4. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 256 с.
5. Бгашев М.В. Стратегический менеджмент. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012. - 181 с.
6. Бизнес-план реконструкции и развития оздоровительного комплекса «Прометей» на период 2011-2018 гг.
7. Богуславская С.Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 170 с.
8. Каверина О.Д., Соколова Н.А. Управленческий анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2011. - 184 с.
9. Маклашина Л.Р. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности предприятий индустрии туризма // Креативная экономика. - 2012. - №5(65). - С.116-120.
10. Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ
финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб.пособие. - М.:
ВЛАДОС, 2012. - 383 с.
11. Никифорова Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Экономика и управление. - 2012. - № 1 (8). - С. 2-3.
12. Оборин М.С., Плотников А.В. Основные методы изучения внешней и внутренней сред санаторно-курортных организаций региона // Экономика и управление. 2012. - № 4 (64). - С. 28-30.
13. Попова Л. В., Константинова В. А., Маслова И. А. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учеб.пособие. - М.: Дело и сервис, 2012. - 244 с.
14. Портер М. Э. Конкуренция. - М. : Вильямс, 2011. - 496 с.
15. Ревенков А.Н. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления // Финансы. - 2015. - № 3. - 12 - 13...25