Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные результаты при обучении младших школьников решению нестандартных задач

Работа №17225

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1068
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 6
1.1. Основные характеристики личностных результатов при освоении
основной образовательной программы в контексте ФГОС НОО 6
1.2. Механизмы достижения личностных результатов в обучении математике 12
1.3. Использование нестандартных задач в формировании личностных
результатов младших школьников 24
Выводы к 1 главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ 39
2.1. Констатирующий этап 39
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контрольный этап 53
Выводы ко 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


В концепции развития математического образования в Российской Федерации до 2020 года отмечается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [24,3].
Современное начальное образование, в том числе математическое, ориентировано на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Если этапы формирования предметных знаний и умений известны любому учителю — это приобретение первичного опыта, проблематизация, формирование знания о понятии или способе действия, тренинг (приобретение умения), контроль, оценка, — то анализ и отбор средств для достижения личностных и метапредметных результатов находятся сегодня в центре педагогического интереса.
Также по мнению А.Г. Асмолова процесс изучения математики в начальной школе представляет широкие возможности для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, поскольку обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли.
В работе Л.В. Селькиной содержатся размышления о возможных механизмах достижения личностных результатов освоения начального курса математики. Для того чтобы ученики были готовы использовать знания для исследования математической сущности объекта (предмета или явления) при изучении математических понятий и способов действий (алгоритмов), необходимо усиливать прикладную направленность материала, иллюстрировать связь математики с жизнью, приводить исторические сведения [46,42].
Актуальность исследования обусловлена потребностями школьной практики в способах формирования личностных результатов младших школьников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования далее - ФГОС НОО.
Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью школьной практики в формировании личностных универсальных учебных действий младших школьников на основе требований ФГОС НОО и недостаточным использованием возможностей учебного предмета «Математика» в данном аспекте.
Цель исследования: каковы личностные результаты младших школьников в процессе обучения решению нестандартных задач.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению нестандартных задач.
Предмет исследования: личностные результаты младших школьников в процессе решения нестандартных задач.
Гипотеза исследования: обучение решению нестандартных задач способствует формированию личностных результатов младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методико-математическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать набор нестандартных задач, содержащих исторические сведения о помощи Тувинской Народной Республики фронту во время Великой Отечественной Войны для формирования личностных результатов на уроках математики.
3. Проведение педагогического эксперимента.
Методологическая основа исследования: концепция поэтапного формирования умственных действий (Н. Ф. Талызиной, П. Я. Гальперина); теоретические основы развития обобщенных умений решения задач у младших школьников (Н. Б. Истоминой, С. Е. Царевой); формирования и развития универсальных учебных действий учащихся (А. Г. Асмолова).
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов по теме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); статистические: количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе, а также студентами на практических занятиях по методике преподавания математики и в период педагогической практики.
Экспериментальная база исследования: МБОУ гимназия № 5 г. Кызыла в 3 «а» классе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую и методико¬математическую литературу в первой главе, рассмотрены различные подходы к определению понятия «текстовая задача», ««нестандартная задача», виды нестандартных задач, основные характеристики личностных результатов. Подробно рассмотрены различные способы решения нестандартных задач.
Во второй главе были разработаны набор задач с историческими сведениями о помощи Тувинской Народной Республики фронту во время Великой Отечественной Войны, проведено наблюдение и составлена контрольная работа по достижению личностных результатов.
Констатирующий эксперимент показал, что у учащихся невысокие уровни знаний о решении нестандартных задач. Это связано с тем, что учителя не придают этому внимания, что показывает недостаток работы с нестандартными задачами.
В формирующем эксперименте были проведены уроки. После проведенной работы повысился уровень умения учащихся решать нестандартные задачи с историческими сведениями, из чего заключаем, что имеется положительная тенденция в достижении личностных результатов, т.е. способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных нестандартных задач могут быть успешно решены; познавательный интерес к математике.
На основе разрешения поставленных задач исследования и указанных методов была подтверждена гипотеза, что «Обучение решению нестандартных задач способствует формированию личностных результатов младших школьников.».



1. Андрияшкина, К. С., Гарькина, А. А., Хлебникова, А. Е. Развитие коммуникативных учебных действий у младших школьников на уроках математки в процессе решения нестандартных задач / Вестник Пензенского государственного университета. 2015. - № 3 (11). С. 13-17.
2. Баврин, И. И. Занимательные задачи по мaеeмдтбкe / И . И . Бввинн, Е. Фрибус. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 278с.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах : учеб.пособие для учащихся школ. отд. пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1984. - 338с., ил.
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс
лекций: учебное пособие / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 456 с. - (Вузовское образование). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-691-01422-6; То же [Электронный ресурс]. - RL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116490
5. Белошистая, А. В. Обучение решению задач в начальной школе : книга для учителя/ А. В. Белошистая. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. -288с.
6. Белошистая, А. В. Методика обучения математике : книга для учителя. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 288с.
7. Борейко, Л. Н. Нестандартные задачи по математике в нбдьдаабT школе / Л. Н. Борейко. - РОСТОВ-НЧ-ДОНУ: Издательство «Феникс», 2008. - С . 34-35.
8. Бушаева, Л. С. Активизация творческого мышления младших школьников / Л. С. Бушаева // Начальная школа. Плюс до и после. - 2006. - №4. - С. 33-36.
9. Воротникова, М. А. Реализация заданий повышенной сложности как условие развития учащегося начальной школы / Образование: традиции и инновации Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина, Н. В. 2014. - С. 134-139.
10. Гашаров, Н. Г. Дивергентные задачи - средство развития творческого мышления младших школьников / Н. Г. ГЧШЧРОВ, Х. М. Махмудов // Начальная школа. - 2014. - №3. - С. 2-5.
11. Глушкова, О. Нестандартные задачи как средство развития логического мышления младших школьников на уроках математики / Студенческая наука и XXI век. 2011. - № 8. С. 218-220.
12. Гороховская, Г. Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников / Г. Г. Гороховская // Начальная школа До и После. - 2009. - № 7. - 5с.
13. Гороховская, Г. Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников / Начальная школа. -2009. - №7. - С. 36-39.
14.Зайцев, Н. А. Письмо. Чтение. Счет / Н. А. Зайцев. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 56-59.
15.Зайцев, Т. Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе / М., 1983. - 104с.
16.Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.3. Згик-М., 1994.-56с.
17. Из портфеля главного редактора. Типы уроков в начальной школе в свете требований ФГОС НОО / Начальное образование. 2014. - №3. - 3с.
18. Истомина, Н. Б. Развитие УУД у младших школьников в процессе решения логических задач / Н. Б. Истомина, Н. Б. Тихонова // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 30-34.
19. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб, заведений. - 4-е изд., стереотип. / Н. Б. Истомина. -М.: Издательский центр «Академия», 2001-288 с.
20. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. - 287 с. - ISBN 9785893087314 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55782
21. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина, Ю.С. Заяц. - Смоленск :
22. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности : / С.П.Казачкова, М.С.Умнова. - М: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
23. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN ЭОР каф. ПиМДиНО.
24. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года подписано Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым. 3с.
25. Ламина, В. А. История Тувы. том II./ - Новосибирск.: Наука, 2007. - С. 107,379
26. Лысикова, Т. С. Использование нестандартных задач в обучении младших школьников математике / Новые технологии в образовании Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. - 207с.
27. Лысикова, Т. С. Использование нестандартных задач в обучении младших школьников математике / Новые технологии в образовании Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. - С. 207-210.
28. Макара, О. Н. Задачи с историческим содержанием в обучении математике // Начальная школа. - 2013. - № 11.- С. 113-114.
29. Митенева, С. Ф. Особенности использования нестандартных задач в обучении математике / Ярославский педагогический вестник. 2010. - Т. 2. №4. С. 60-62.
30. Морева, Е. Н., Хазыкова, Т. С. Использование нестандартных задач на уроках математики в начальной школе / Актуальные вопросы современного образования. 2015. - № 7. С. 79-83.
31. Новикова, А. В. Взаимосвязь содержания рабочей программы по математике и программы кружка «Юный математик» в 3-м классе / Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы: Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. 2015. - С. 291-295.
32. Недосейкина, Л. А., Попова Т. В. Исторический краеведческий материал в начальной школе / Начальная школа. 2013. - № 2. 74с.
33.Олимов, А. С. Активные формы обучения математике / Информация и образование: границы коммуникаций. 2013. - № 5 (13). С. 345-347.
34. Останина, Е. Е. Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач / Начальная школа. 2004. - № 7. - 5с.
35. Пичугин, С. С. Граф в решении задач по упорядочиванию множеств / С. С. Пичугин // Начальная школа До и После. - 2012. - № 11. - С. 5-7.
36. Пойа, Д. Как решать задачу / Д. Пойа. - М., 1965. - 31с.
37. Психолого-педагогическое взаимодействие
участников образовательного процесса : учебник для академического бакалавриата / А.М. Прихожина, НН. Толстых, Д.В. Лубовский [ и др.]; под ред. И. В. Дубровина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : ЮРАЙТ. - ISBN 978-5¬534-03499-8. Ч. 2. - 2017. - 321 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-03522-3(ч.2).
Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
38. Психология детей младшего школьного возраста : и пратгикуме
для академического бакалавриата / под общей ред. А. С.Обухов. - М. : ЮРАЙТ, 2017. - 424 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534¬00595-0.
Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru
39. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников / B. Н. Русанов. - М., 1990. - 80с.
40. Саламатова, Г. И. Воображение как компонент творчества при изучении математики / Г. И. Саламатова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2004. - № 9. - С. 47-48.
41. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. - М. «Просвещение», 2011. - 369с.
42. Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Научный руководитель А. А. Плешаков. - М. «Просвещение», 2011. - 530с.
43. Седакова, В. И., Синебрюхова, В. Л., Новоселова, О. Н. Формирование геометрических представлений младших школьников при использовании деятельностного подхода / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - № 2. - С. 224-233.
44. Сергеева, Д. А. Нестандартные арифметические задачи - одно из средств формирования исследовательских умений / Начальная школа. 2013. - № 11. -C. 62-65.
45. Сергеева, Д. А. Нестандартные арифметические задачи - одно из средств формирования исследовательских умений / Начальная школа. - 2013. - №7. - 108с.
46. Селькина, Л. В. Механизмы достижения личностных результатов в процессе обучения математике [Текст]/ Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 42-46
47. Солдатов, В. Ф., Фоменко, И. А., Кузнецова, М. И., Рыдзе, О. А. Достижение младшими школьниками Подмосковья планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО: новая модель оценки / Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. - №3. пед. учеб, заведений / Л. П. Стойлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 78-80.
49. Стойлова, Л. П. Математика : учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Л. П.Стойлова. 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 464с.
50. Столяр, А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. - Минск, 1986. - 29с.
51. Толмачева, Е. С. Использование моделирования в процессе обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальной школе / Студенческая наука и XXI век. 2012.- № 9. - С. 457-460.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.http : //www^. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373. html.
53. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. http://www.edu.ru/index.php?page id=5&topic.
54. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи / Л. М. Фридман. - М., 1999. - 17с.
55. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи / М., 1999. - 22с.
56. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе :
учебник для студентов высшего образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" (квалификация "бакалавр") / С. Е. Царева - М.: Академия, 2014. - 494, [1] с. : рис., табл. ; 22 см. - (Высшее образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат) (Учебник). -
Библиография: с. 489-490. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4468-0343-9
57. Шадрина, И. В. Нестандартные задачи в обучении математике / И. В. Шадрина. Начальная школа. 2015. - № 6. - С. 42-46.
58. Шевелёва, С. С. Урок математики в условия реализации ФГОС НОО / Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. - № 1 (6). С. 73-75.
59. Шевчук, И. В. Организация творческой работы на уроках математики в начальных классах / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. - № 2. С. 324-326.
60. Шойгу, С. К. Тыва дептер. 6 том [Текст]/ - М.: Слово, 2007. - 99с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ