Введение 3
1. Общая характеристика объектов авторского права 5
1.1. Понятие и признаки произведения науки, литературы и искусства 5
1.2. Понятие агитационных материалов и их значение 12
2. Правовое регулирование использования объектов авторского права в
избирательном процессе 17
2.1. Понятие и пределы правомерного использования произведения науки, литературы и искусства: общая характеристика 17
2.2. Неправомерное использование объектов авторского права в агитационных материалах: проблемы правоприменения 34
Заключение 43
Список использованных источников 47
Вопрос об использовании объектов авторского права в агитационных материалах является проблемным на практике и одним из самых распространенных в избирательном процессе.
Актуальность и практический аспект данной проблемы связаны с тем, что нарушение законодательства об интеллектуальной деятельности при осуществлении предвыборной агитации является одним из оснований для отмены регистрации кандидата на выборах.
В процессе написания выпускной квалификационной работы, было замечено, что, несмотря на регламентацию в Гражданском кодексе и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использования законодательства об интеллектуальной собственности в рамках проведения предвыборной агитации, данная категория вызывает спорные вопросы в юридической литературе. В части изучения проблем использования объектов авторского права в агитационных материалах особое пристальное внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с правомерным или неправомерным использованием произведений науки, литературы и искусства в агитационных материалах.
Объектом исследования выступают правовые отношения, складывающиеся в процессе использования объектов авторского права в агитационных материалах, а предметом исследования будет являться действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения по поводу использования произведений науки, литературы и искусства, а также научные и юридические публикации, затрагивающие данные вопросы, в том числе и судебная практика.
Целью данной работы является раскрытие правомерных способов использования произведений науки, литературы и искусства, в том числе выявление актуальных проблем правоприменения неправомерного использования объектов авторского права, а также мнения правоведов, раскрытых в различных источниках. Для этого ставились задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки произведений науки, литературы и искусства;
2. Рассмотреть понятие и значение агитационных материалов;
3. Проанализировать существующие правомерные способы использования объектов авторского права через призму избирательного процесса;
4. Рассмотреть проблемы правоприменения неправомерного использования произведений науки, литературы и искусства.
Теоретическую основу работы составили труды современных российских ученых: Э.П.Гаврилов, Б.М.Гонгало, А.М. Димитриев, В. В. Игнатенко, А.В.Кашанин и других авторов.
Структура настоящей работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения и списка использованных источников.
На основании проведенного исследования гражданско-правовой охраны авторских прав в избирательном процессе следует сделать вывод о необходимости более детальной регламентации использования произведений науки, литературы и искусства в процессе предвыборной агитации, а также развернутого толкования норм Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся способов использования объектов авторского права и случаев их правомерного использования.
Анализ гражданского и избирательного законодательства, изучение научных работ современных российских правоведов, в том числе и практики судов общей юрисдикции и обзоров Верховного суда РФ позволили в полном объеме охватить теоретическую базу и выявить некоторые проблемные вопросы, связанные с темой исследования. В связи с этим в работе освещены следующие основные аспекты проблемы использования объектов авторского права в агитационных материалах:
1. Понятие «произведения» в общем его понимании не закреплено в действующем законодательстве. Но определение раскрывается в юридической литературе, произведение - это продукт творческого мышления человека, результат деятельности человеческого мозга, способного создавать только нематериальные объекты, и как комплекс идей и образов является благом нематериальным.
2. Понятие «агитационные материалы» в отличие от понятия «произведение» имеет свою закрепленную законодательную регламентацию. Агитационные материалы - это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума. Соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности играет большое значение для политической судьбы кандидата.
3. Использование произведений науки, литературы и искусства в агитационных материалах является правомерным только в том случае, если кандидатом соблюдены все обязательные условия к такому использованию, а именно:
- произведение должно быть правомерно обнародовано автором или правообладателем;
- наличие согласия автора или иного правообладателя, которое может быть выражено в форме договоров: лицензионного договора, договора авторского заказа или договора отчуждения исключительного права на произведение;
- в случаях свободного использования произведения;
- по истечении срока, отведенного для охраны произведения науки, литературы и искусства, произведение переходит в общественное достояние, что позволяет правомерно использовать произведение.
4. Тема незаконного использования произведений науки, литературы и искусства имеет свои тонкости и особенности. Нарушение норм, регулирующих основания и порядок использования объектов авторского права продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем современной правоохранительной и правоприменительной практики, для устранения и разрешения которой необходимо, как представляется, прежде всего, повышать правосознание и правовую грамотность пользователей и потребителей результатов интеллектуального труда, поскольку только ужесточением санкций за незаконное использование произведений, как предлагается некоторыми исследователями, искоренить обозначенную проблему не представляется возможным.
Проблемные вопросы, касающиеся правомерного использования объектов авторского права в агитационных материалах регулируются специальными нормативно-правовыми актами - Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В Гражданском кодексе РФ предусмотрены правомерные способы использования произведений, а в Федеральном законе установлена ответственность за использование объектов авторского права в нарушение этих способов.
В статье Федерального закона предусмотрено главное последствие в случае несоблюдения или нарушения законодательства об интеллектуальной собственности - отмена регистрации кандидата на выборах. А Гражданский кодекс конкретно регламентирует способы правомерного использования с описанием содержанием того или иного способа. Например, в п.2 ст.1270 ГК РФ законодатель непросто устанавливает перечень способов использования объектов авторского права, но и раскрывает каждый из них. Также и, говоря о ст.1274 ГК РФ, в которой предусматривается раскрытие случаев правомерного использование произведений науки, литературы и искусства.
Но все же, на мой взгляд, для полного исключения случаев неправомерного использования объектов авторского права на практике, нужно усовершенствовать некоторые моменты, которые касаются толкования норм о правомерном использовании. Конечно, говоря о возможности нарушения законодательства, чаще всего все дело в человеческом факторе: кандидат не обратил внимание, забыл указать имя автора и источник заимствования, не получил согласие правообладателя и т.д. Однако, иногда из-за сложности языка, который используется для написания законов, люди путаются и недопонимают, какими способами использования произведения они могут оперировать. На мой взгляд, можно было бы провести детальней и конкретней толкование статей, связанных с использованием законодательства в агитационных материалах. Это нужно для того, чтобы кандидат, который не разбирается вовсе в вопросах авторского права, мог с легкостью в них ориентироваться и разбираться, а также не допускать ошибок, которые в дальнейшем могут повлечь отмену регистрации кандидата на выборах.
В ходе проведенного исследования и изучения теоретических основ поставленная цель была достигнута, а задачи выполнены. Изучение теоретических и практических тонкостей и особенностей использования объектов авторского права в предвыборной агитации помогут судьям разрешать такие категории дел без ошибок.
1. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений [Электронный ресурс] от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Всемирная конвенция об авторском праве [Электронный ресурс] от 06.09.1952 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 декабря 2006 года №230 -ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Основы законодательства РФ о культуре [Электронный ресурс] : федер.
закон от 9 октября 1992 г. № 3612-I (ред. от 01.04.2020) // Справочноправовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Специальная литература
6. Гаврилов Э.П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом // Патенты и лицензии. 2004. № 6.
7. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. М.: Статут, 2017.
8. Димитриев А.М. К вопросу о пределах исключительного права на произведения науки, литературы и искусства // Российский судья. 2012. №10.
9. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. М., 2007.
10. Игнатенко В.В. Предвыборная агитация: особенности
законодательного регулирования и судебной практики разрешения избирательных споров // Право и информационное обеспечение выборов. 2012. №1.
11. Кашанин А.В. Актуальные требования к творческому характеру произведений в российской доктрине и судебной практике / А.В. Кашанин // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред. А.Л. Маковского // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Косякова Ю.Л. Понятие и признаки объекта авторского права: основные изменения в законодательстве и практике его применения // Актуальные проблемы российского права. 2010. №1.
14. Кубышко М.В. Понятие и признаки произведения как объекта авторского права // Вестник ТвГУ. Серия «Право». № 32.
15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001....41