Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ режима туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самары

Работа №172239

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Туман 11
1.1. Общие сведения о туманах 11
1.2. Физические условия образования туманов 14
1.2.1. Охлаждение воздуха 14
1.2.2. Испарение влаги 15
1.2.3. Роль турбулентного обмена 15
1.2.4. Влияние снежного покрова 16
1.3. Классификация тумана 16
1.3.1. Туман охлаждения 17
1.3.2. Туман испарения 19
1.3.3. Туман смешения 19
1.3.4. Туман вызванный деятельностью человека 20
1.3.5. Фронтальный туман 20
2. Методы прогнозов туманов 21
2.1. Прогноз радиационного тумана 21
2.1.1. Прогноз минимальной температуры воздуха 22
2.1.2. Прогноз по методу А.С. Зверева 25
2.1.3. Статистические методы прогноза радиационных и адвективно -
радиационных туманов 31
2.2. Прогноз адвективного тумана 32
2.2.1. Прогноз по методу С.В. Некрасова и Н.В. Петренко 32
2.3. Прогноз фронтальных туманов 35
2.4. Прогноз туманов смешения 37
2.5. Прогноз туманов при сильных морозах 38
3. Анализ туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самара 41
3.1. Физико - географическое описание области и района аэродрома 43
3.2. Общие сведения о климате района 47
3.3. Анализ туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самара 48
Заключение 70
Список использованной литературы и источников

По сравнению с метеорологическими явлениями - такими, как ураган, гроза, град, снег, ливень, - туман нельзя назвать грозной силой природы. Очень уж это простое и распространенное явление. И, тем не менее, туман оказывает существенное влияние на физические и химические явления, протекающие в природе, на работу транспорта, производственные процессы. Туман препятствует нормальной работе всех видов транспорта, поэтому прогноз тумана имеет большое народно-хозяйственное значение.
Учитывая зависимость авиации от погоды, для повышения безопасности полётов, вводятся ограничения в сложных метеорологических условиях к оборудованию самолёта, техническим возможностям посадочных систем, а также подготовленности лётного состава. Однако, обеспечение безопасности и регулярности полётов требует сокращения ограничений полётов по метеорологическим условиям. Современные самолёты и системы управления воздушным движением оборудованы новейшими радионавигационными оборудованием и приборами, позволяющим производить полёты в сложных метеорологических условиях.
Пространственное распределение видимости в подоблачном слое и низкая облачность составляют определяющие факторы метеорологических условий для влёта и посадки самолёта, а также возможности визуального полёта на малых высотах.
Туманы вызывают уменьшение горизонтальной видимости до пределов меньше установленных минимумов для взлёта и посадки воздушного судна. Сложность лётно-метеорологических условий в основном определяется дальностью видимости и облачностью. Туман относится к часто повторяющимся явлениям погоды, очень опасным для авиации. Большинство лётных происшествий случалось в условиях плохой видимости и низкой высоты нижней границы облаков во время посадки самолёта.
Взлёт и посадка, являются самыми важными этапами полёта. Взлёт производится визуально при соблюдении мер безопасности и при прямолинейности разбега. При тумане взлёт воздушного судна возможен в том случае, если он оборудован аппаратурой, которая позволяет просматривать взлётно-посадочную полосу при ограниченной видимости и даёт направить воздушное судно при взлёте строго вдоль взлётно¬посадочной полосы.
Однако самое большое влияние ограниченной видимости и высоты нижней границы облаков оказывают на посадку воздушного судна. В сложных метеорологических условиях посадка воздушного судна требует высоких лётных навыков.
Статистические разработки, выполненные по материалам опасных явлений погоды за некоторый ряд лет, отражают общую картину и позволяют при составлении прогнозов для авиации увереннее ориентироваться. Учёт климатических условий является одним из важнейших резервов повышения безопасности и регулярности полётов.
Целью мой работы является анализ туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самара. По данным ежечасных метеорологических наблюдений на метеостанции АМЦ Самара за 2010 - 2019 гг.
Мною выполнены следующие задачи:
• Выполнен анализ синоптических и метеорологических условий возникновения туманов разных типов
• Изучены основные методы прогноза туманов разных типов
• Проанализирован режим распределения туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самара, а также исследован суточный и годовой ход туманов, их продолжительность, метеорологические условия их образования и распределение метеорологической дальности видимости в них.
Туманы разных типов, условия их образования и классификация рассмотрены в первой главе моей работы.
Туман это помутнение воздуха вызванное скоплением продуктов конденсации и сублимации (капель, кристаллов, или капель и кристаллов вместе), взвешенных в воздухе над поверхностью земли. Про туманы говорят, когда горизонтальная видимость (при достижении туманом наибольшей плотности) менее 1 км. При помутнении воздуха от 1 км и более явление называется дымкой.
Дымка представляет собой слабое помутнение воздуха у земной поверхности, вызванное рассеянием света на взвешенных мельчайших капельках воды или кристалликов льда. Воздух имеет голубовато - серый оттенок. При дымке изменения видимости не столь быстрые и метеорологическая дальность видимости более 1 км.
В следствии двух основных процессов: испарения влаги с подстилающей поверхности или с капель дождя и охлаждения воздуха происходит конденсация водяного пара в пограничном слое атмосферы вызывающая образование низких облаков и тумана.
Также причиной образования тумана при сильных морозах является обогащение воздуха водяным паром при сгорании топлива в авиационных двигателях, котельных электростанций, печах. Также оказывает влияние на туманообразование наличие снежного покрова и турбулентный обмен.
Классификация туманов делится на: физические, синоптические и особенности местных условий. Затрудняет классификацию туманов разнообразие сложных совокупных одновременно действующих факторов, приводящих к их образованию.
Для прогноза по синоптическим условиям образования выделяют две группы: внутримассовые туманы (образуются в одной и той же массе воздуха), фронтальные туманы (связаны с прохождением фронта).
Для местных условий образования тумана выделяют городские, речные, долинные и горные туманы, морские и т.д.
Образование туманов по физическим причинам делят на туман испарения, охлаждения, смещения и туманы связанные с деятельностью человека.
Во второй главе изучены методы прогноза туманов разных типов: прогноз радиационного тумана по методу А. С. Зверева и по методу Н. В. Петренко, прогноз адвективного тумана по методу Н. В. Петренко и С. В. Некрасова, методу И.В. Кошеленко, Л. А. Ключниковой, прогноз фронтальных туманов, туманов испарения, смешения и морозных туманов.
Третья глава посвящена анализу режима туманов в районе аэродрома Курумоч города Самара по данным ежечасных наблюдений в период 2010- 2019гг. Число наблюдений составило 87571 случай. За этот период наблюдалось 1923 случая тумана.
В ходе проведения анализа получены следующие результаты. Туман имеет выраженный суточный и годовой ход. Для холодного периода года с октября по март образование туманов происходит в любое время суток с максимальным повторением в утренние часы. Для тёплого периода года с апреле по сентябрь туманы наблюдаются в часы близкие к восходу солнца или отсутствует совсем. Больше всего туманов возникают ночью, наибольшая интенсивность которых достигается к утру (1-3 часам ВСВ, 5-7 часов местного времени).
Для района аэродрома наиболее характерные по синоптическим условиям образования три типа: радиационные, адвективные и фронтальные. Радиационный туман имеет большую повторяемость так как он более характерный для данного аэродрома. Для образования радиационных туманов самыми благоприятными синоптическими условиями являются северо-западная переферия и центральная часть антициклона, ось гребня, седловина. Этот туман имеет выраженный годовой ход. Самая большая повторяемость в осенне- зимний период с максимальным количеством в октябре, а минимальным количеством в мае и июне. Как правило радиационные туманы развиваются ночью достигая максимума к утру, когда минимум температуры и максимум относительной влажности, и рассеивается после восхода солнца. Другие типы туманов усиливаются радиационными процессами, а значит повторяемость всех туманов максимальна ночью, и минимальна днём. Радиационные туманы в суточном ходе максимально повторяются в утренние часы 06 - 07 часов по местному времени. Зимой в утреннее время, реже в дневное и вечернее время за счёт поступления дополнительных ядер конденсации от работающих двигателей воздушных судов при взлёте и посадке, а также при рулении по взлетно - посадочной полосе, возникают кратковременные туманы, видимость в которых ухудшается до 100 м и менее. Такие туманы наблюдаются в декабре и январе при температуре воздуха ниже -15° и относительной влажности 80-90%.
Адвективный туман имеет меньшую повторяемость для района аэродрома. Такой туман имеет максимум в утренние часы и образуется в любое время суток. В теплое время года данный вид тумана практически не образуется. Самыми наилучшими синоптическими условиями для его образования является в холодной период адвекция тёплого влажного воздуха с запада и юго-запада на холодную подстилающую поверхность, это характерно для тёплого сектора циклона. Максимальное количество адвективные туманов наблюдалось в ноябре.
Очень редко в районе аэродрома отмечаются фронтальные туманы. Они образовываются как правило в холодное время года в любое время суток. Наиболее благоприятными синоптическими условиями для их образования является сравнительно узкая зона перед медленно движущимся тёплым фронтом, а также перед фронтом окклюзии по типу тёплого фронта, ну и за малоподвижным холодным фронтом. Максимальное количество фронтальных туманов наблюдалось в марте.
Максимальная повторяемость туманов имеет продолжительность 1 час и менее. Повторяемость туманов уменьшается по мере увеличения продолжительности. За десять лет наблюдений туман продолжительностью более 25 часов был только один раз. Самыми продолжительными туманами за десятилетние наблюдения были в октябре 2017 года (20 часов), и ноябре 2019 года (31 час). Максимум числа периодов тумана разной продолжительности был в марте (9,2%), максимум общей продолжительности отмечался в ноябре (32,0%), среднегодовая продолжительность составила (3,0%).
Больше всего повторялись туманы при температуре воздуха от -5°С до 0°С, а дефицит точки росы был менее 0,5°С. Образование туманов уменьшалось, когда дефицит точки росы увеличивался. В холодное время года да при температуре воздуха -15,0°С и ниже туман образуется при значение дефицита точки росы от 1,3°С до 2,0°С и больше, это больше подходит для радиационного тумана. При большом дефиците точки росы в тёплое время года туман не образуется.
Для образования тумана в любое время года характерны слабые ветры, скорость которых составляет от 0-3 м/с. При ветре с севера и северо- запада туманы имеют наименьшую повторяемость. Максимальное количество образования туманов (23,5%) наблюдается при южном ветре. В холодную половину года при южном направлении ветра со скоростью 7 м/с и более повторяемость туманообразований составила 4, 6%. Данные условия более характерны для адвективных и фронтальных туманов.
Туманы с видимостью менее 200 м имеют большую повторяемость (31,3%), а с видимостью 800 м и более имеют наименьшую повторяемость (17,1%). Максимальная повторяемость тумана с видимостью менее 200 м наблюдается в 2-3 часа ВСВ (6-7 часов по местному времени) и составляет 3,4%. Одним из важнейших резервов повышения безопасности полёта является правильный учёт климатических условий. В повседневной прогностической работе синоптиками, диспетчерским и лётным составом при управлении и планировании воздушным движением используются анализ факторов, влияющих на образование тумана, а также данные о повторяемости и непрерывной их продолжительности.
При метеорологическом обеспечение полетов воздушных судов и их планировании учитываются климатические условия. В климатической характеристике составленный для каждого аэропорта имеются сведения о явлениях и метеорологических величинах которые оказывают воздействия на работу авиации. На этих данных определяются часы времени суток или период времени года с определёнными неблагоприятными или благоприятными условиями для взлета или посадки воздушного судна, планируется применение аэродромной техники и рассчитывается объём загрузки. Правильное использование климатических материалов дает возможность повысить безопасность полетов.
Для написания этой дипломной работы было использовано 13 источников литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При метеорологическом обеспечение полетов воздушных судов и их планировании учитываются климатические условия. В климатической характеристике составленный для каждого аэропорта имеются сведения о явлениях и метеорологических величинах которые оказывают воздействия на работу авиации. На этих данных определяются часы времени суток или период времени года с определёнными неблагоприятными или благоприятными условиями для взлета или посадки воздушного судна, планируется применение аэродромной техники и рассчитывается объём загрузки. Правильное использование климатических материалов дает возможность повысить безопасность полетов.
Для анализа данной работы проводился анализ режима туманов в районе аэродрома Курумоч г. Самара. Был использован ряд ежечасных наблюдений в течении десяти лет, за период с 2010 по 2019 годы. Количество наблюдений составило 87571 случай. За данный период наблюдалось 1923 случая тумана.
В ходе проведения анализа получены следующие результаты. Туман имеет выраженный суточный и годовой ход. Для холодного периода года с октября по март образование туманов происходит в любое время суток с максимальным повторением в утренние часы. Для тёплого периода года с апреле по сентябрь туманы наблюдаются в часы близкие к восходу солнца или отсутствует совсем. Больше всего туманов возникают ночью, наибольшая интенсивность которых достигается к утру (1-3 часам ВСВ, 5-7 часов местного времени).
Для района аэродрома наиболее характерные по синоптическим условиям образования три типа: радиационные, адвективные и фронтальные. Радиационный туман имеет большую повторяемость так как он более характерный для данного аэродрома. Для образования радиационных туманов самыми благоприятными синоптическими условиями являются северо-западная переферия и центральная часть антициклона, ось гребня, седловина. Этот туман имеет выраженный годовой ход. Самая большая повторяемость в осенне- зимний период с максимальным количеством в октябре, а минимальным количеством в июне. Как правило радиационные туманы развиваются ночью достигая максимума к утру, когда минимум температуры и максимум относительной влажности, и рассеивается после восхода солнца. Другие типы туманов усиливаются радиационными процессами, а значит повторяемость всех туманов максимальна ночью, и минимальна днём. Радиационные туманы в суточном ходе максимально повторяются в утренние часы 02-03 (ВСВ) что соответствует 06 - 07 часов по местному времени. Зимой в утреннее время, реже в дневное и вечернее время за счёт поступления дополнительных ядер конденсации от работающих двигателей воздушных судов при взлёте и посадке, а также при рулении по взлетно - посадочной полосе, возникают кратковременные туманы, видимость в которых ухудшается до 100 м и менее. Такие туманы наблюдаются в декабре и январе при температуре воздуха ниже -15° и относительной влажности 80-90%.
Адвективный туман имеет меньшую повторяемость для района аэродрома. Такой туман имеет максимум в утренние часы и образуется в любое время суток. В теплое время года данный вид тумана практически не образуется. Самыми наилучшими синоптическими условиями для его образования является в холодной период адвекция тёплого влажного воздуха с запада и юго-запад на холодную подстилающую поверхность, это характерно для тёплого сектора циклона. Максимальное количество адвективные туманов наблюдалось в ноябре.
Очень редко в районе аэродрома отмечаются фронтальные туманы. Они образовываются как правило в холодное время года в любое время суток. Наиболее благоприятными синоптическими условиями для их образования является сравнительно узкая зона перед медленно движущимся тёплым фронтом, а также перед фронтом окклюзии по типу тёплого фронта, ну и за малоподвижным холодным фронтом. Максимальное количество фронтальных туманов наблюдалось в марте.
Максимальная повторяемость туманов имеет продолжительность 1 час и менее. Повторяемость туманов уменьшается по мере увеличения продолжительности. За десять лет наблюдений туман продолжительностью более 24 часов была два раза. Самыми продолжительными туманами за десятилетние наблюдения были в ноябре 2011 года (45 часов), и декабре 2013 года (33 часа). Максимум числа периодов тумана разной продолжительности был в марте (8,6 %), максимум общей продолжительности отмечалась в январе (32,0%).
Больше всего повторялись туманы при температуре воздуха от 0°С до 5°С, а дефицит точки росы был от 0°С до 1°С. Образование туманов уменьшалось, когда дефицит точки росы увеличивался. В холодное время года да при температуре воздуха -15,0°С и ниже туман образуется при значение дефицита точки росы от 4°С до 5°С, это больше подходит для радиационного тумана. При большом дефиците точки росы в тёплое время года туман не образуется.
Для образования тумана в любое время года характерны слабые ветры, скорость которых составляет от 0-3 м/с. При ветре с севера и северо- запада туманы имеют наименьшую повторяемость. Максимальное количество образования туманов (24,1%) наблюдается при южном ветре. В холодную половину года при южном направлении ветра со скоростью 7 м/с и более повторяемость туманообразований составила 2,1 %. Данные условия более характерны для адвективных и фронтальных туманов.
Туманы с видимостью менее 200 м имеют большую повторяемость (31,3%), а с видимостью от 800 м до 999 м имеют наименьшую повторяемость (17,1%). Максимальная повторяемость тумана с видимостью менее 200 м наблюдается в 2-3 часа ВСВ (6-7 часов по местному времени) и составляет 3,4%. Одним из важнейших резервов повышения безопасности полёта является правильный учёт климатических условий. В повседневной прогностической работе синоптиками, диспетчерским и лётным составом при управлении и планировании воздушным движением используются анализ факторов, влияющих на образование тумана, а также данные о повторяемости и непрерывной их продолжительности.
Для написания этой дипломной работы было использовано 13 источников литературы.



1) Матвеев Л. Т. Курс общей метеорологии. Физика атмосферы. Издание второе, переработанное и дополненное / Л. Т. Матвеев. - Л.: Гидрометиздат, 1984. - 752 с.
2) Зверев А. С. Синоптическая метеорология и основы предвычисления погоды / А. С. Зверев. - Л.: Гидрометиздат, 1968. - 774 с.
3) Курс метеорологии. Физика атмосферы / Под ред. П. Н. Тверского. - Л.: Гидрометиздат, 1951. - 888 с.
4) Гурильник И. И. Метеорология. Издание второе, переработанное и дополненное / И. И. Гурильник, Г. П. Дубинский. - Л.: Гидрометиздат, 1982.-440 с.
5) Руководство по краткосрочным прогнозам погоды. Часть II / А. Д. Чистяков, М. В. Буркова, Е. М. Орлова. - Л.:-Гидрометиздат, 1965. - 492 с.
6) Практикум по синоптической метеорологии / Под ред. В. И. Воробьёва. - Л.: Гидрометиздат, 1983. - 288 с.
7) Богаткин О. Г. Авиационные прогнозы погоды / О. Г. Богаткин, Г. Г. Тараканов. - СПб.: ООО Савож, 2007. - 270 с.
8) Воробьёв В. И. Синоптическая метеорология / В. И. Воробьёв. - Л.: Гидрометиздат, 1991. - 616 с.
9) Баранов А. М. Авиационная метеорология / А. М. Баранов, С. В. Солонин. - Л.:Гидрометиздат, 1975. - 392 с.
10) «Климатическая характеристика аэродрома Курумоч г. Самара 2006 - 2019 гг.» АМЦ Самара в электронном виде.
11) Маховер З. М. Методические указания по составлению
климатической характеристики аэродрома / З. М. Маховер. - Л.:
Гидрометиздат, 1989. - 37 с.
12) С. П. Хромов Л.И. Мамонтова Метеорологический словарь Гидрометеоиздат, 1974г.
13) http://ecopassport.samregion.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ