Реферат
Введение 4
1 Теоретико-методологические подходы к изучению социальной сети
Instagram как средства продвижения 13
1.1 Место социальной сети Instagram в стратегии интегрированных
маркетинговых коммуникаций музейных учреждений 13
1.2 Специфика поведения и продвижения музейных учреждений в
социальной сети Instagram 23
2 Продвижение Музейного центра «Площадь Мира» в социальной сети
Instagram 35
2.1 Анализ места Музейного центра «Площадь Мира» на рынке
досуга г. Красноярска 35
2.2 Разработка стратегии по продвижению в социальной сети
Instagram для Музейного центра «Площадь Мира» 44
Заключение 65
Список использованных источников 70
Приложение А 77
Приложение Б 113
Приложение В 135
Актуальность
В России первые музеи появились еще в XVIII в. Их появление можно связать с историей древлехранилищ при монастырях, а также распространением комнат памяти о предках, сохранением изображений и различных вещей.
До второй половины XX в. музеи являлись учреждениями, которые, в основном, специализировались на хранении и демонстрации собственной коллекции. В СССР роль музеев начала меняться. К власти пришла партия большевиков, и основой нового государства, по их взглядам, должно было стать общество с определенными идеологическими устоями. Именно поэтому ролью музеев стало воспитание будущего коммунистического поколения. Сам Ленин В. И. в своей теории строительства социалистической культуры писал о том, что главное назначение культуры - служить задачам диктатуры пролетариата (Лаптева, Анциферова, 2018). Посещение музеев являлось обязательным и входило в учебные и рабочие программы каждого советского гражданина.
В ходе естественного развития музейной деятельности менялись и приоритетные функции музейных учреждений. За несколько десятилетий ситуация изменилась, и музеи из идеологического инструмента превратились в современные платформы для социального взаимодействия между экспертами и аудиторией; в пространство для экспериментов, открытий и проведения досуга.
Сейчас музейные учреждения активно захватывают рынок досуга и это легко объяснимо. Востребованность развлечений и динамичный рост рынка досуга можно объяснить физиологическими и психологическими особенностями человека - потребность в отдыхе испытывают все.
Однако за последний год рынок досуга сильно пострадал. Это объясняется всемирной пандемией и невозможностью посещения досуговых учреждений. Относительно недавно строгие ограничения начали сниматься, и индустрия развлечений постепенно возвращается к своей привычной деятельности.
Можно сказать, что учреждениям досуга пришлось искать пути решения в экстремальных условиях. За минувший год повысилась популярность онлайн - развлечений: онлайн-кинотеатры, онлайн-концерты, онлайн-выставки и онлайн-выступления. Как пишет «Коммерсантъ», такая тенденция сохранится еще на ближайшие пять лет, и индустрия онлайн-развлечений будет самой быстроразвивающейся (Лебедева, 2020).
В связи с этим музеям приходится нелегко: выдерживать конкуренцию теперь нужно не только в офлайн, но и в онлайн-пространстве. Причем в большей степени музеи вынуждены конкурировать не между собой, а с другими участниками рынка досуга и развлечений.
Сейчас музей на рынке досуга - это недооцененный игрок. Музейные учреждения только набирают популярность как место для проведения досуга. Особую роль в этом процессе может оказать работа музейных учреждений в сфере продвижения самих себя.
Особенностью становится то, что деятельность музейных учреждений в социальных сетях должна осуществляться с упором на то, чтобы музей смог выдерживать конкуренцию с учреждениями другого профиля в рамках одного рынка. Для достижения положительного эффекта важно ответственно подходить к продвижению и продумывать разные стратегии взаимодействия с аудиторией.
В свою очередь, акцентирование внимания на социальных сетях можно объяснить мировой тенденции, которая коснулась всех сфер жизни, в том числе и рынка досуга. По данным отчёта DataReportal совместно с We Are Social и Hootsuite, аудитория социальных сетей по всему миру достигла уже более 3,8 млрд. человек (Digital 2020: Global Digital Overview, 2020). Если говорить про Россию, то в нашей стране аудиторией социальных сетей является около 70 млн. человек, то есть практически половина (48%) от всего населения страны (Интернет 2020 в России и мире: статистика и тренды, 2020) и Instagram является второй по популярности социальной сетью у россиян.
Выбор социальной сети Instagram для продвижения музейных учреждений можно обосновать тем, что основной вид коммуникации, который используется в этой социальной сети - визуальный, а средством коммуникации служит фотография (Левшенкова, 2018). Поскольку основным продуктом музея являются именно визуальные произведения, то Instagram является подходящей площадкой для продвижения выставок и музея в целом.
Билл Гейтс говорил: «Если Вашего бизнеса нет в Интернете, то Вас нет в бизнесе». В современных реалиях мы же можем сказать, что если вашего бизнеса нет в Instagram, то бизнеса нет вообще. Хоть музеи и являются некоммерческими организациями, но продвижение имеет сходство с продвижением в коммерческой сфере. К тому же, присутствие музея в такой социальной сети, как Instagram - это возможность быть доступным для каждого.
В связи с этим музейным учреждениям пришлось осваивать новые способы продвижения, в том числе продвижение посредством Instagram. Тут они столкнулись со следующей особенностью - новый сегмент аудитории, с которым можно взаимодействовать и на который можно продвигаться.
Проблемой является разнородность аудитории музейных учреждений в силу универсальности содержание музея. Вследствие этого возникает следующий вопрос: какая стратегия продвижения будет наиболее эффективной - универсальная для всех сегментов целевой аудитории, или узконаправленные мероприятия по продвижению, разработанные с учетом индивидуальных особенностей каждого сегмента целевой аудитории.
В ходе написания работы и проведения исследования были выявлены инструменты для продвижения музейных учреждений в социальной сети Instagram
Степень изученности
Говоря о степени изученности, следует уточнить, что большая часть работ, в которых описывается место социальной сети Instagram в продвижении музейных учреждений, является узкоспециализированными и описывают местный рынок. В связи с этим трудно найти исследования об опыте использования социальной сети Instagram как инструмента продвижения музейных учреждений на рынке досуга г. Красноярска.
Многие маркетологи и рекламисты занимались исследованием музейной сферы. К ним можно отнести и Ф. Котлера. В своей книге он описал весь спектр маркетинговых инструментов и информацию о позиционировании в музейной сфере, а также рассмотрел наиболее важные вопросы для музейного сообщества, касающиеся дифференциации музея, поиска и удержания посетителей, развития музейных учреждений (Kotler, 2008). Впоследствии им была разработана концепция музейного маркетинга и позиционирования некоммерческих организаций на рынке досуга с использованием комплекс - маркетинга. О развитии музейного маркетинга через инструмент новых медиа так же писали Дротнер К. и Шредер К. Авторы в работе подчеркнули важность данного канала для понимания своей аудитории, а также исследовали то, каким образом социальные сети трансформируют коммуникацию музея с посетителями (Drotner, Schroder, 2014)....
Таким образом, исследование эффективных средств продвижения музейных учреждений показало, что на сегодняшний день наиболее актуальным и востребованным является продвижение музейных учреждений посредством социальной сети Instagram. Стратегия продвижения должна разрабатываться с учетом всех особенностей музейного продукта.
Гипотеза бакалаврской работы основывалась на том, что для продвижения музейных учреждений и их продуктов в социальной сети Instagram наиболее эффективной стратегией будет создание отдельного аккаунта под каждое мероприятие с применением эффективных инструментов продвижения в данной социальной сети для привлечения целевой аудитории. Данная гипотеза была опровергнута в настоящем исследовании. Стоит заметить, что эффективной стратегией продвижения будет та стратегия, которая будет учитывать особенности:
1. Особенности музейного продукта;
2. Особенности музейного учреждения;
3. Особенности инструментов социальной сети Instagram.
В настоящее время существует множество социальных сетей и сервисов, аудитория в которых с каждым годом только увеличивается и привлекает внимание предпринимателей. Многие организации начинают активно использовать социальные сети для продвижения своего продукта, что подтверждает спрос и эффективность рекламных кампаний через маркетинг в социальных сетях.
Главной целью продвижения музея в социальной сети Instagram является создание благоприятного имиджа и продвижение бренда музея.
При исследовании было выяснено, что продвижение музея в социальных сетях не отличается от продвижения любой коммерческой организации.
Особенностью музея является универсальность его содержания, вследствие чего целевая аудитория музея становится достаточно разнообразной. Несмотря на этот факт, музеи предпочитают разрабатывать одну стратегию продвижения на все сегменты аудитории, при необходимости внося изменения.
Анализ места Музейного центра «Площадь Мира» показал, что в настоящий момент музей не способен конкурировать с другими участниками рынка досуга.
В практической части выпускной квалификационной работы были проведены социологические исследования в формате экспертных интервью и анкетирования. Экспертные интервью проводились со специалистами по рекламе и PR, занимающихся продвижением музейных учреждений. Выводами данных интервью стали:
«Instagram остается актуальной площадкой для продвижения музейных учреждений на рынке досуга. Такая ситуация будет происходить до тех пор, пока не появится другая социальная сеть, которая перетянет на себя внимание аудитории (например, TikTok). И с большой вероятностью, продвижение в этих социальных сетях будет проходить комплексно, дополняя друг друга.»
Также в ходе исследования была выделены основные инструменты в социальной сети Instagram, которые используются специалистами для продвижения музеев. Это:
1. Контент-маркетинг;
2. Таргетированная реклама;
3. Использование хэштегов;
4. Специальные функции, позволяющие разнообразить контент;
5. Комментинг;
6. Рекомендации пользователей.
Если говорить о создании отдельного Instagram-аккаунта под крупные мероприятия музея, то все респонденты против и не считают такой подход эффективным. Они говорят о том, что такая стратегия не способна привлечь аудиторию в сам музей. Пользователи посетят мероприятие не потому, что им нравится музей или они являются его постоянными гостями, а потому что их заинтересовало мероприятие. То есть аудитория не станет «музейной».
«В период пандемии музеи перешли на онлайн-деятельность, проводили виртуальные выставки, выступления и онлайн-занятия с детьми. Также они пытались следовать всем “коронавирусным” трендам, что позволило некоторым музеям не только удержать аудитории, но и заметно ее увеличить.»
Несмотря на разнородность целевой аудитории, музеи предпочитают разрабатывать общую стратегию продвижения, но использовать разную информацию, нацеленную на каждый сегмент аудитории.
Это говорит о том, что при продвижении музея стоит обращать внимание на отклик аудитории: замечать, что ей нравится, какой тип контента дает больше реакций, а какой для аудитории кажется скучным. Также следует следить за трендами, как зарубежными, так и отечественными. Это позволит говорить с аудиторией на одном языке.
Все респонденты говорят о том, что на сегодняшний день музеи находятся на одном месте с другими культурными институциями в рамках рынка досуга, но, к сожалению, пока не могут выдерживать конкуренцию с досугово-развлекательными учреждениями. Это происходит по двум причинам: недостаточное финансирование и сложная эпидемиологическая обстановка в городе и крае.
«Основное продвижение направлено на формирование благоприятного имиджа музея и на привлечение аудитории к проектам музейных учреждений» - об этом сказали практически все респонденты.
На вопрос о том, что следует сделать чтобы выделить музей среди конкурентов в Instagram, практически все респонденты ответили: «увеличить бюджеты на рекламу и пиар». Сейчас музеи практически не имеют возможности использовать такой инструмент продвижения в Instagram, как блогеры. В связи с этим им приходится искать другие методы быть замеченными и находиться на одной «волне» с аудиторией.
В ходе проведения количественного исследования анкетирование прошло более 500 человек и были получены следующие результаты:
Аккаунт в социальной сети Instagram есть более, чем у 82% опрошенных. Instagram также является самой популярной социальной сетью - его выбрали 370 человек.
Стоит также упомянуть тот факт, что люди все больше проводят времени в Instagram. Практически 40% опрошенных (190 человек) проводит в социальной сети от 3 до 5 часов в день. Практически 21% опрошенных (почти 100 человек) проводит в Instagram больше 5 часов в день.
В ходе исследования респондентов попросили написать на аккаунты каких красноярских музеев они подписаны. Большинство написали музейный центр «Площадь Мира» и Красноярский художественный музей В.И. Сурикова. Можно сделать вывод, что данные музейные учреждения являются наиболее популярными у жителей города.
В ходе исследования мы решили узнать, из каких источников респонденты узнают о выставках и других музейных мероприятиях. Оказалось, что большинство респондентов узнаю новости из профилей музеев в социальных сетях - 84,6%. Также актуальным средством для узнавания анонсов оказалась наружная реклама - 69,2%. Эти данные говорят о том, что аккаунты музеев в социальных сетях несут в себе не только развлекательную, но и информационную функцию....
1. Авдюкова, А. Е. Интегрированные маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Е. Авдюкова; Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11644.
2. Азарова, С. П. Маркетинг и современность. Монография. / С. П. Азарова. - Москва: Инфра-М, 2016. - 267 с.
3. Акакулич, М. В. Интернет-маркетинг. Учебник для бакалавров / М. В. Акакулич. - Москва: Дашков и К, 2016. - 352 с.
4. Алексина, И. С., Омарова, Н. Ю. Маркетинговые инструментарии стимулирования сбыта: личные продажи и системные проблемы / И. С. Алексина, Н. Ю. Омарова // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - №. 38. - С. 46-48.
5. Алексунин, В. А. Маркетинговые коммуникации. Практикум. Гриф МО РФ. / В. А. Алексунин - Москва: Дашков И К, 2016 - 196 с.
6. Алташина, М. Р. Музейный маркетинг в период самоизоляции: уходим в Instagram / М. Р. Алташина // Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник статей VIII международной научно -практической конференции. В 2-х частях, Калининград, 28-30 мая 2020 года / Составители Л.М. Гончарова, Т.В.
7. Арпентьева, М. Р. Проблемы современного музейного маркетинга / М. Р. Арпентьева // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества: сборник докладов по итогам IV Международной научно-практической интернет-конференции, Тула, 25 мая 2018 года. - Тула: Автономная некоммерческая организация высшего образования Институт законоведения и управления ВИА, 2018. - С. 13-22.
8. Бабарыкина, Т. С. SMM-продвижение музея / Т. С. Бабарыкина, И. А. Сизова // Современное состояние инфосферы учреждений культуры: Материалы I Международного студенческого научно -практического форума, Орел, 10-11 мая 2018 года. - Орел: Орловский государственный институт культуры, 2018. - С. 313-316.
9. Бакеева, Д. А. и др. Основные направления использования рекламного продвижения в деятельности музея им. С. Д. Эрьзи: инструменты digital / Д. А. Бакеева //ББК 60.5: 76.01 М42. - 2020. - С. 61.
10. Беляева, А. А. Рынок развлекательных услуг России: основные
характеристики и тенденции развития [Электронный ресурс]: А. А. Беляева // Известия БГУ. - 2009. - №3. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-razvlekatelnyh-uslug-rossii-osnovnye- harakteristiki-i-tendentsii-razvitiya
11. Беляевский, И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. Учебное пособие. 2-е изд, перераб. и доп. / И. К. Беляевский, - Москва: Инфра-М, 2016. - 392 с.
12. Боровик, М. Perfomance-маркетинг. Заставьте интернет работать на вас / М. Боровик, Г. Загребальный, Т. Меркулова. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 270 с.
13. Венедиктов, Т. Д. Основы теории коммуникации. /
Т. Д. Венедиктов, Д. Б. Гудков - Москва: Юрайт, 2016 - 193 с.
14. Годин, С. Разрешительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. / С. Годин - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 236 с.
15. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. / Е. П. Голубков - Москва: Юрайт, 2016 - 474 с....66