Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жестовый портрет в прозе С. Довлатова

Работа №172140

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость5200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕКСТЕ 7
1.1. Основные типологии литературного портрета в современных
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
1.2. Статический и динамический портрет 11
1.3. ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ПЕРСОНАЖА 13
1.4. Жест как структурный элемент портрета . Жестовый стиль 15
1.5. ПРИЁМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕКСТЕ 20
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВОГО ПОРТРЕТА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
В ПОВЕСТИ С.ДОВЛАТОВА «ЗАПОВЕДНИК» 26
2.1. Специфика героев повести С. Довлатова «Заповедник» 26
2.2. Классификация невербальных единиц в жестовом портрете Бориса
Алиханова 32
2.3. ТИПИЧЕСКОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЖЕСТОВОМ ПОРТРЕТЕ БОРИСА
Алиханова 37
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101


Несмотря на большое внимание к личности и творчеству Сергея Довлатова, а также глубокие исследования творчества и его взаимосвязи с жизненным путем со стороны литературоведов, творчество Довлатова все равно таит много неизведанного в себе. Одними из самых дискуссионных вопросов являются вопросы типологии героя Довлатова, традиции и новаторства его прозы, а также особенности поэтики произведений. Существенный вклад в довлатоведение вносят наблюдения литературоведов, которые активно изучают особенности использования Довлатовым приёмов и изменения лексики, а также анализируют особенности синтаксиса и диалога в его произведениях.
В конце ХХ - начале XXI века в литературоведческих исследованиях значительно сменился подход к изучению общения героя. Если раньше больше внимания уделялось вербальному портрету героя, а точнее изучению художественных приемов и единиц, использованных автором при описании героев, то в названный период угол сменился и возрос интерес к невербальному поведению героя, к невербальному поведению языковой личности. Этому могли послужить многие изменения и подвижки самого общества, например, факт того, что в современном обществе люди все чаще обращают внимание не на то, что говорит человек, а на то, как он это говорит, с помощью каких невербальных средств говорящий выражает свои намерения и желания скрыть или подчеркнуть какую-либо информацию. Таким образом, изменяется подход к описанию и введению героев в литературных произведениях, так как литературу и художественные произведения можно считать способом отражения реалий и существующей действительности. В современной литературе писатели давно ушли от традиционных описаний и образов героев, когда портретам персонажей посвящают отдельные абзацы и даже главы, что было присуще языку Л.Н. Толстого и Ф.М. Достаевского в русской литературе и Ч. Диккенсу и Дж. Остин в английской литературе. Писатели, начиная с середины XX века, все чаще обращаются к многословной художественной детали, а также динамическому портрету, пронося описание личности героя сквозь все произведение, что дает читателю почву для воображения, а литературоведу - почву для исследования. Следует отметить, что ученые делят коммуникацию на два типа - вербальную и невербальную, где первая представляет собой общение при помощи слов и голоса, а вторая - общение при помощи жестов, мимики, позы, взгляда и пр. Также ученые подчеркивают, что в отличие от вербального языка, невербальный язык менее подвержен тотальному контролю говорящего, потому что он относится к бессознательному, что позволяет утверждать, что невербальное общение более достоверно. Литературное произведение, являясь актом создания человека о человеке, содержит в себе оба вида коммуникации, которые автор переводит в письменный язык. Все эти факторы определяют актуальность проводимого нами исследования.
Объектом исследования является поэтика портрета в русской литературе второй половины ХХ в. Предметом - жестовый портрет в повести Сергея Довлатова "Заповедник".
Темой данного исследования является «Жестовый портрет главного героя в повести Сергея Довлатова «Заповедник». Целью нашего исследования является выявление и описание ключевых невербальных единиц, которые характеризуют и создают художественный образ. Данная цель определила и задачи исследования:
1. Рассмотреть научные подходы в исследовании портрета литературного героя;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По словам Александра Гениса «деталь у Довлатова иногда достигает такой наглядности, что становится жестом» [16, с. 465-473]. Действительно, у мастера лаконичного художественного слова Сергея Довлатова одной из ярких особенностей портретирования главного героя повести «Заповедник» является эмоционально-психологическая деталь-жест. В этой связи выявление и описание ключевых невербальных единиц жестового портрета Бориса Алиханова позволило нам раскрыть в данном аспекте образ героя, его характер, типическое и индивидуальное.
Цель работы была достигнута через решение ряда исследовательских задач, на основе которых были сделаны следующие выводы:
Во-первых, научные подходы в исследовании портрета литературного героя имеют неоднородный характер, затрагивая различные вопросы: классификация героев художественного произведения, типическое и индивидуальное в портрете, проблемы типологии, функционирования и характеристики литературного портрета. В этой связи актуальность изучения данных аспектов сохраняет свою актуальность и по сей день.
Во-вторых, применительно к литературному произведению выделяют два основных типа литературного портрета: статический (экспозиционный) и динамический. Статический портрет передает объективные, относительно устойчивые и неизменные признаки внешнего облика героя, а динамический портрет включает в себя совокупность мимики и жестов, особенности походки и пластики тела, речевую манеру. Динамический портрет, и такая разновидность статического (экспозиционного) как психологический портрет могут служить способом раскрытия внутреннего мира и эмоционального состояния героя. В раскрытии психологического портрета персонажа важным предоставляется обращение к языковым средствам, описывающим все аспекты деятельности человека, - на уровне физического восприятия, физиологического состояния и реакций, физических действий, желания, мышления, интеллектуальной деятельности, эмоции и речи. В этой связи позы, жесты, мимика как особенности невербального поведения персонажа при анализе динамического портрета приобретают семиотический характер, а соматизмы, называющие различные части человеческого тела, являются составными элементами художественного образа.
В-третьих, исследование жестового портрета является в современной литературоведческой науке актуальным и дискуссионным. Как выяснилось, особое внимание уделяется проблеме «жестового стиля», в котором подчеркивается индивидуальность литературного героя или определенного типа героев, а также вопросам научного определения жеста и его особенностям, поскольку жест обладает знаковостью и семантикой, выразителем психологического смысла посредством физического движения.
В-четвертых, специфика портрета главного героя повести С. Довлатова «Заповедник» Бориса Алиханова заключается в стилевых особенностях автора, таких как, например, метафоричность, ирония, явный автобиографизм, лаконичность, которая ограничивает описания внешности или черт характера, а способствует развитию динамических черт портрета посредством соматизмов. В структуру портрета Бориса Алиханова включены - речевой, психологический и жестовый портреты.
...


1. Довлатов, С. Заповедник / С.Д. Довлатов (наследники). - СПб.: Азбука, 2012. - 160 с.
2. Абдуллаева, З.К. Дружба народов: Между зоной и островом: о прозе Сергея Довлатова, № 7. - М., 1996. - с. 153-166
3. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
4. Анастасьев, Н. «Слова моя профессия». О прозе Сергея Довлатова // Вопросы литературы. - М., 1995. - Выпуск 1. - с.3-22
5. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ.ред. и вступ. статья Косикова Г.К. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
6. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М., 1975. - 504 с.
7. Беспалов, А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: дисс. канд. филол. наук. / А.Н. Беспалов. - Москва, 2001 - 160 с.
8. Богданова, О.В. Довлатов Сергей Донатович / О. В. Богданова // Литературный Санкт-Петербург. ХХ век: энциклопедический словарь: в 3 т. - СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2015. - Т. 1 - С. 721-725
9. Быкова, И.А. Типология портрета персонажа в художественной прозе А. П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. - Ростов-н-Д., 1990. - С. 38-46
10. Вайль П., Генис А. Искусство автопортрета // ред. А. Ю. Арьев, Я. А. Гордин. - СПб, Звезда, 1994. - Выпуск 3. - С. 177- 180
11. Вакк, Ф.О. О соматической фразеологии в современном эстонском литературном языке: - автореф. дисс. канд. филол. наук. / Ф.О. Вакк . Таллин, 1964 - 30 с.
12. Власова, Е.А. Интертекстуальное поле прозы С. Довлатова: дисс. канд. филол. наук. / Е.А. Власова. - Санкт-Петербург, 2019 - 239 с.
13. Власова, Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С. Довлатова: дисс. канд. филол. наук. / Ю.Е. Власова. - Москва, 2001 - 206 с.
14. Выгон, И.С. Проза Сергея Довлатова: к вопросу об эволюции героя в русской прозе XX века // Научные труды МИГУ им. В.И. Ленина. Сер.: Гуман. науки. - М., 1994. - С. 14-20
15. Гак, В.Г. Языковые
преобразования. - М.: Школа Языки русской культуры, 1998. - 768 с.
... всего 73 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ