Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Работа №17207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
904
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 . Теория использования информационно-компьютерной технологии в изучение «Окружающего мира»
1.1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников в контексте использования информационно-компьютерной технологии 8
1.2. ИКТ как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2 . Опытно-исследовательская работа при использовании
информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира»
2.1. Выявление уровня результативности учащихся по «Окружающему миру» 3 класса 23
2.2. Работа по совершенствованию результативности обучения
«Окружающего мера» 3 класса при использовании информационно- компьютерной технологии 28
2.3. Определение эффективности использования информационно-
компьютерной технологии на уроках «Окружающего мера» 46
Выводы по 2 главе 49
Рекомендация по использованию ИКТ 51
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 62

Актуальность исследования. В условиях глобализации образовании и развития общества требуются новые системно-организующие подходы к развитию образовательной среды. Для достижения успеха недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В связи с этим информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов в процессе модернизации российского образования.
Современная информатика велика по объему и динамична. В понимании некоторых педагогов это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Информатика — комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. [3, 47]. Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового продукта. [40, 177]. Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. [23,40].
Современные информационные технологии предоставляют нужную информацию, способствуя процесс обучения более интересным. Одним из достоинств применения компьютера в информационной технологии — повышение у учащихся интереса к учебе и возможности регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. [44,31].
Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования..
В начальной школе использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет сделать переход к учебной деятельности более плавным, отвечает запросам современного общества и психолого-физиологическому развитию учащихся и позволяет им повысить эффективность достижения предметной, метапредметной и личностной результативности. [24, 28].
В частности, в изучении ярко интегрированного с природоведческими, общестоведческими, историческими и экологическими знаниями предмета «Окружающий мир», где необходимо целостного и системного видения мира, информационно—компьютерная технология вносит существенный вклад в достижение личностных результатов в формировании целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. [31, 78-82].
Например, при изучении раздела программы «Путешествие по странам и городам», учащиеся в 3 классе должны знакомиться с жизнью, культурой и творчеством народов не только России, а также ближайшего зарубежья и расцветающих по экономике крупных стран мира. Дети должны осознать многообразие населения, разнообразия их творчества, ценности достопримечательностей важнейших городов, поддержки и взаимопомощи друг другу в экстренных природных катаклизмах, ценности науки, образования, товарообмена. И все эти задачи становятся решаемыми через виртуальное путешествие с использованием анимационных и других программ на компьютере. [42, 75-76].
Однако процесс информатизации школы существенно сдерживается рядом серьезных факторов: неумением подавляющего большинства
учителей работать разными программами с использованием информационно-коммуникативной техники; явной недостаточностью дидактических разработок с использованием компьютерной технологии по различным учебным предметам школьного курса, в том числе по «Окружающему миру»; трудностями, связанными с организацией процесса подключения постоянным поддержанием к сетевой связи.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется с большой значимостью использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» и достаточно слабо используемостью возможностей информационно-компьютерной технологии в условиях сельских школ республики.
Проблема исследования: использование информационно¬
компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» способствует ли повышение качества знания учащихся?
Цель исследования: выявить роль использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Область исследования: методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Объект исследования: методы изучения «Окружающего мира».
Предмет исследования: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Гипотеза: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.
Задачи исследования:
— осуществить анализ использованной литературы по изучаемой проблеме;
— выявить уровень знания учащимся по «Окружающему миру»;
— разработать пробные уроки и внеурочные занятия с использованием информационно-компьютерной технологии и апробировать в условиях сельской школы;
— проверить эффективность использования информационно-компьютерной технологии на качество знания учащихся по «Окружающему миру».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в выявлении основных направлений использования средств ИКТ в младших классах общеобразовательной школы, разработке требований к подготовке младших школьников в области использования средств ИКТ для осуществления информационно-учебной деятельности, обосновании принципов формирования информационно-технологической культуры младших школьников, разработке принципов отбора содержания учебных задач, направленных на формирование у учащихся 2-4 классов навыков информационно-учебной деятельности в условиях сельской школы.
Настоящая работа может быть использована студентами при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а так же в процессах прохождение педагогической практики.
В работе дана рекомендация по использованию информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира», которые могут быть полезными для учителей начальных классов.
Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы выпускной квалификационной работы доложены и опубликованы в материалах на научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе», посвященной 100-летию единения России и Тувы (Кызыл, ноябрь 2015) и в III республиканской конференции «Экологическое воспитании и образоваиие на природных и этноэкологических особенностях республики», посвященной 170-летию Русского географического общества (Кызыл, 23—24 мая 2015).
Методы исследования: анализ использованной литературы, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, эксперимент, математическая обработка и обобщение.
База исследования: МБОУ О-Шынаанской СОШ муниципального района РТ «Тес-Хемский кожуун». В эксперименте принимали участие 15 детей 3 класса.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике интегрированного курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно-методическому комплексу «Школа России».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу, мы достаточно узнали достопримечательности городов и стран Европы, а также возрастные особенности детей 3 класса. Эти материалы дали возможность успешно провести педагогический эксперимент.
В проведении эксперимента, благодаря использованию ИКТ добились оптимальный уровень планируемой результативности при изучении тем: «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи», «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс», «В центре Европы», «По Франции и Великобритании», «На юге Европы», «По знаменитым местам мира».
Применение информационных технологий позволили, в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Применение мультимедиа в увеличили скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Таким образом, цели, задачи выполнены, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.



1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебник для средн. спец. учеб, заведений. / Г. Н. Аквилева, З. К. Клепинина. — М.: «Владос», 2007.—240 с.
2. Аксенова, Н.В. Компьютер и проблемно—диалогическое обучение на уроках окружающего мира [Текст]/ Н.В. Аксенова, ЛЛ. Боровская. — //Начальная школа плюс До и После. -2007.—№ 7.—С.13—16.
3. Астафьева, Л. С. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. С. Астафьева, Л. М. Астафьев. — М.: Российский университет дружбы народов, 2010. — 123 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://biblioclub.ru
4. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1—4аласс. [Текст] / Н.Т. Брыкина, O. Е. Жиренко, Л.П. Барылкина^. М.:ВАКО, 2004.—320с.
5. Булавчук, В.Р. Информационные технологии и уроки окружающего мира [Текст] / В.Р. Булавчук. —// Начальная школа плюс До и После. - 2007.— № 8.—С.48—50.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения: 1—4 классы [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана—Граф, 2005. — 240 с.
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир [Текст]: программно-методический материал. Окружающий мир. Начальная школа/ Н. Ф. Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. — М.: Дрофа, 2000. — 147с.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В.Григорьева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 253 с.
9. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный
ресурс]/Е. В. Григорьева. — М.:ВЛАДОС, 2008. — 256 с. //
Университетская библиотека онлайн. Режим доступа:
10. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб, пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 031999 «Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко.— М.: Изд-во ВЛАДОС—ПРЕСС, 2005.—264с
11. Духовно-нраостоенное развитие и воспитание младших школьников [Текст]: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011.
12. Землянская, Е. Н. Педагогические технологии начального образования [Текст] : учебное пособие / Землянская Е.Н. - М.: РУДН, 2009.
13. Интернет-ресурсы УМК «Школа России» — http://school—russia.prosv.ru/.
14. Казакова, О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» [Текст]: Универсальное планирование. 3 класс./ Н.А. Сбоева, Н.Г. Гаврилкина -М.: «ВАКО», 2005.
15. Как проектир оватт виносpвaльные учебные действие д йав^ЕГО й школн. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
16. Клепинина, З.А. Природа и люди [Текст]: программно—методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа/ З.А.Клепинина. — М.: Дрофа, 2000. — 152 с.
17. Клепинина, З.А.Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб., Пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г. Н. Аквилева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
18. Козина, Е. Ф. Методики отводима ей оз с октлжaю щим жаром в
предшкольном возрасте. Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Козина. — М.: Прометей, 2011. — 488 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим
доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105797.
19. Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых [Текст] / А. О. Коцюбинский, С В. Грошев. — М.: НТ—Пресс, 2006.
20. Кошкулак, А.Б. Информационно— компьютерная технология в изучении
раздела «Путешествие по странам Европы» //VI республиканской научно—практической конференции «Актуальные проблемы
преподавания на современном этапе». 20 марта 2015г Кызыл [Текст]/ А.Б. Кошкулак. - Кызыл: МОИНРФ ФГБОУ ТГУ КПИ, 2015.- С.132-133.
21. Кошкулак, А.Б. Использование информационно - коммуникационной технологии в изучении «Окружающего мира» //V республиканской научно—практической конференции «Современные технологии в реализации ФГОС начальной ступени общего образования», посвященной 100—летию единение России и Тувы. 18 февраля 2014г Кызыл [Текст]/ А.Б. Кошкулак. - Кызыл: МОИНРФ ФГБОУ ТГУ КПИ, 2015 (в печати).
22. Кошкулак, АН-Водк - нстоода к житои на пленне е1/ Ш республиканской
конференции «Экологическое воспитание и образование на природных и этноэкологических особенностях республики», посвященная 170—летию Русского географического общества.23—24 мая 2015г Кызыл
[Текст]/А.Б.Кошкулак.— Кызыл: ГБУ УМЦБИ РТ и СО РАН, 2015 (в печ.).
23. Кульневич, С. В. Современный урок. Инновационный урок [Текст]: научно—практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.зааедений, слушателей ИПК./ С.В. Кульневич,Т.П. Лакоценина. Часть I. — Ростов—н/Д: Изд—во «Учитель», 2004.— 288с.
24. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе [Текст] : (в 2—х частях). Т.П.Лакоценина.— Ростов—н/Д: Изд—во «Учитель», 2004.
25. Кульневич, С.В. Анализ урока в начальной школе [Текст] / Т.П. Лакоценина Т.П — Ростов—н/Д: Изд—во «Учитель», 2006.—254с.
26. Лаконецина Т.П. Современный урок. Инновационный урок. Часть 5: Научно—практическое пособие для учителей, методистов, руководителей
учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Часть 4:. Алимова Е.Е., Оганезова Л.М.. — Ростов—н/Д: Изд—во «Учитель»,
2007.— 256с.
27. Ляшова, Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1—4 классы [Текст] / Н.Н. Ляшова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 с.
28. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В.Миронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студентов вузов. - Издательский центр «Академия» , 2003. - 456с.
30. Мылова, И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. — 2007. — №4. — С. 74—81.
31. Никитишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно—воспитательного процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст]/ И.В.Никитишина.— Волгоград: Учитель, 2007.— 91с.
32. Пименова, И Л. Использооание кoмпоютeмныв peетpcс)о ппи изууении курса «Окружающий мир» [Текст] / И Л. Пименова. — //Начальная школа
плюс До и После. 2007.—№ 7 .—С.22—24
33. Пьешаков, А. А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для третьего класса четырехлетней начальной школы. [Текст]: —М.: Вита— Пресс, 2001.
34. Пьешаков, А. А. Мир вокруг нас. Проверим себя. [Текст]: Тетрадь для учащихся третьего класса четырехлетней начальной школы. — М.: Вита— Пресс, 2001
35. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст]: атлас— определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков. — М.: Просвещение 2010.
36. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для
общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2. / А.А.Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175с.
37. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс [Текст]: пособие, для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2./ Плешаков, А.А. —М.: Просвещение, 2013. —100с.
38. Плешаков, А. А. Великан на полкане, илп Пнрвые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, А.А. Румянцева. — М.: Просвещение, 2010.
39. Поглазова, О.Т. Методические рекомендации к учебнику—тетради «Окружающий мир» 3 класс. [Текст] : Пособие для учителя. Изд—во «Ассоциация XXI век» Смоленск 2003
40. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : 100 ответов: учеб, пособие для студ. / И.П. Подласый.— М.: ВЛАДОС—ПРЕСС, 2003.— 368 с.
41. Практикум по методике креди давания пpиpoднуeдeнпи [декед]:
Организационные формы обучнния . Мттериалннке обсспччнние преподавания природоведения. Природоохранительная работа с младшими школьниками: учебно—мкетодическое пособие /Сост.
Филоненко—Алексеева. — Вып.4.— М.: Просвещение, 2010.
42. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [Текст] / сост.Е.С.Савинов - М.: Просвещение, 2011.
43. Российская Федерация. Закон Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
44. Сабыров Б.Е. Компьютерное обучение предмету «Окружающий мир» [Текст] / Б. Е.Сабыров «Начальная школа плюс До и После», 2005.—№ 11 .—С.31—33.
45. Сухаревская ,Е.Ю. Технология интегрированного уроко. [Токат]/ Е.Ю.Сухаревская. — Ростов—н/Д: Изд—во «Учитель», 2003.—128с.
46. Тихомирова, Е.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» . К учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 3 класс» [Текст] /Е.Н.Тихомирова.— М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.
47. Трикоз, Т.В. ИнтсгоиpoвaнныH урок тнфооФaтики и Окружающего мирм [Текст] /Т.В. Трикоз, А.В. Кирсанова —//Начальная школа плюс До и После. 2007.—№ 7 .—С.19—21.
48. Узорова, О.В. Дидактические карточки — задания по курсу
«Окружающий мир» [Текст]/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова — М.,Астрель, 2009 — 160 с.
49. Уроки Киикила и MeMoпдо. OкpоюaюпщИ мми. 1—4 кл. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: портал /Минобрнауки РФ.—Электрон.дан.—М., 2013.— Режим доступа: http: //minobrnauki . ru.
50. Федотова, О.Н. Наш мир [Текст]: учебник. 3 класс в 2 ч. /О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Краснова. — М.: Академкнига, 2005. — с.108—123.
51. Фeoктиcтoгн, Н.В. Интeoнeт-тexнoлoгии на уроках окpyжающeгo мира во 2—м классе [Текст] / Н.В. Феоктистова.— //Начальная школа плюс До и После. 2007.—№ 7 .—С.17—18.
52. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. [Текст |/Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева. -М.: «ВАКО», 2007
54.Чернова, Г.А., Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для СПО /Чернова Г.А., Жукова Л.Г. Митюкова И.В.— М.: академия, 2008.— 240с.
55. http://nsc.1september.ru/ электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
56. http://scholar,urc. ас.ru/courses/Thclmo! oc6'/inUec .lUml Новые педагогические технологии.
57. http://wwwjnformika.6u Информационный центр Министерства
образования и науки РФ.
58. http://www.n—shkola.ru/ сайт журнала «Начальная школа».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ