ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
|
Введение 3
ГЛАВА 1 . Теория использования информационно-компьютерной технологии в изучение «Окружающего мира»
1.1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников в контексте использования информационно-компьютерной технологии 8
1.2. ИКТ как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2 . Опытно-исследовательская работа при использовании
информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира»
2.1. Выявление уровня результативности учащихся по «Окружающему миру» 3 класса 23
2.2. Работа по совершенствованию результативности обучения
«Окружающего мера» 3 класса при использовании информационно- компьютерной технологии 28
2.3. Определение эффективности использования информационно-
компьютерной технологии на уроках «Окружающего мера» 46
Выводы по 2 главе 49
Рекомендация по использованию ИКТ 51
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 62
ГЛАВА 1 . Теория использования информационно-компьютерной технологии в изучение «Окружающего мира»
1.1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников в контексте использования информационно-компьютерной технологии 8
1.2. ИКТ как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2 . Опытно-исследовательская работа при использовании
информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира»
2.1. Выявление уровня результативности учащихся по «Окружающему миру» 3 класса 23
2.2. Работа по совершенствованию результативности обучения
«Окружающего мера» 3 класса при использовании информационно- компьютерной технологии 28
2.3. Определение эффективности использования информационно-
компьютерной технологии на уроках «Окружающего мера» 46
Выводы по 2 главе 49
Рекомендация по использованию ИКТ 51
Заключение 54
Список литературы 55
Приложения 62
Актуальность исследования. В условиях глобализации образовании и развития общества требуются новые системно-организующие подходы к развитию образовательной среды. Для достижения успеха недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация. В связи с этим информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетов в процессе модернизации российского образования.
Современная информатика велика по объему и динамична. В понимании некоторых педагогов это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Информатика — комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. [3, 47]. Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового продукта. [40, 177]. Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. [23,40].
Современные информационные технологии предоставляют нужную информацию, способствуя процесс обучения более интересным. Одним из достоинств применения компьютера в информационной технологии — повышение у учащихся интереса к учебе и возможности регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. [44,31].
Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования..
В начальной школе использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет сделать переход к учебной деятельности более плавным, отвечает запросам современного общества и психолого-физиологическому развитию учащихся и позволяет им повысить эффективность достижения предметной, метапредметной и личностной результативности. [24, 28].
В частности, в изучении ярко интегрированного с природоведческими, общестоведческими, историческими и экологическими знаниями предмета «Окружающий мир», где необходимо целостного и системного видения мира, информационно—компьютерная технология вносит существенный вклад в достижение личностных результатов в формировании целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. [31, 78-82].
Например, при изучении раздела программы «Путешествие по странам и городам», учащиеся в 3 классе должны знакомиться с жизнью, культурой и творчеством народов не только России, а также ближайшего зарубежья и расцветающих по экономике крупных стран мира. Дети должны осознать многообразие населения, разнообразия их творчества, ценности достопримечательностей важнейших городов, поддержки и взаимопомощи друг другу в экстренных природных катаклизмах, ценности науки, образования, товарообмена. И все эти задачи становятся решаемыми через виртуальное путешествие с использованием анимационных и других программ на компьютере. [42, 75-76].
Однако процесс информатизации школы существенно сдерживается рядом серьезных факторов: неумением подавляющего большинства
учителей работать разными программами с использованием информационно-коммуникативной техники; явной недостаточностью дидактических разработок с использованием компьютерной технологии по различным учебным предметам школьного курса, в том числе по «Окружающему миру»; трудностями, связанными с организацией процесса подключения постоянным поддержанием к сетевой связи.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется с большой значимостью использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» и достаточно слабо используемостью возможностей информационно-компьютерной технологии в условиях сельских школ республики.
Проблема исследования: использование информационно¬
компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» способствует ли повышение качества знания учащихся?
Цель исследования: выявить роль использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Область исследования: методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Объект исследования: методы изучения «Окружающего мира».
Предмет исследования: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Гипотеза: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.
Задачи исследования:
— осуществить анализ использованной литературы по изучаемой проблеме;
— выявить уровень знания учащимся по «Окружающему миру»;
— разработать пробные уроки и внеурочные занятия с использованием информационно-компьютерной технологии и апробировать в условиях сельской школы;
— проверить эффективность использования информационно-компьютерной технологии на качество знания учащихся по «Окружающему миру».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в выявлении основных направлений использования средств ИКТ в младших классах общеобразовательной школы, разработке требований к подготовке младших школьников в области использования средств ИКТ для осуществления информационно-учебной деятельности, обосновании принципов формирования информационно-технологической культуры младших школьников, разработке принципов отбора содержания учебных задач, направленных на формирование у учащихся 2-4 классов навыков информационно-учебной деятельности в условиях сельской школы.
Настоящая работа может быть использована студентами при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а так же в процессах прохождение педагогической практики.
В работе дана рекомендация по использованию информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира», которые могут быть полезными для учителей начальных классов.
Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы выпускной квалификационной работы доложены и опубликованы в материалах на научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе», посвященной 100-летию единения России и Тувы (Кызыл, ноябрь 2015) и в III республиканской конференции «Экологическое воспитании и образоваиие на природных и этноэкологических особенностях республики», посвященной 170-летию Русского географического общества (Кызыл, 23—24 мая 2015).
Методы исследования: анализ использованной литературы, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, эксперимент, математическая обработка и обобщение.
База исследования: МБОУ О-Шынаанской СОШ муниципального района РТ «Тес-Хемский кожуун». В эксперименте принимали участие 15 детей 3 класса.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике интегрированного курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно-методическому комплексу «Школа России».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Современная информатика велика по объему и динамична. В понимании некоторых педагогов это есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский аспект. Информатика — комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. [3, 47]. Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового продукта. [40, 177]. Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. [23,40].
Современные информационные технологии предоставляют нужную информацию, способствуя процесс обучения более интересным. Одним из достоинств применения компьютера в информационной технологии — повышение у учащихся интереса к учебе и возможности регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели. [44,31].
Учебный процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которые формируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформирования российской школы все большее внимание уделяется информатизации начального образования..
В начальной школе использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет сделать переход к учебной деятельности более плавным, отвечает запросам современного общества и психолого-физиологическому развитию учащихся и позволяет им повысить эффективность достижения предметной, метапредметной и личностной результативности. [24, 28].
В частности, в изучении ярко интегрированного с природоведческими, общестоведческими, историческими и экологическими знаниями предмета «Окружающий мир», где необходимо целостного и системного видения мира, информационно—компьютерная технология вносит существенный вклад в достижение личностных результатов в формировании целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. [31, 78-82].
Например, при изучении раздела программы «Путешествие по странам и городам», учащиеся в 3 классе должны знакомиться с жизнью, культурой и творчеством народов не только России, а также ближайшего зарубежья и расцветающих по экономике крупных стран мира. Дети должны осознать многообразие населения, разнообразия их творчества, ценности достопримечательностей важнейших городов, поддержки и взаимопомощи друг другу в экстренных природных катаклизмах, ценности науки, образования, товарообмена. И все эти задачи становятся решаемыми через виртуальное путешествие с использованием анимационных и других программ на компьютере. [42, 75-76].
Однако процесс информатизации школы существенно сдерживается рядом серьезных факторов: неумением подавляющего большинства
учителей работать разными программами с использованием информационно-коммуникативной техники; явной недостаточностью дидактических разработок с использованием компьютерной технологии по различным учебным предметам школьного курса, в том числе по «Окружающему миру»; трудностями, связанными с организацией процесса подключения постоянным поддержанием к сетевой связи.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется с большой значимостью использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» и достаточно слабо используемостью возможностей информационно-компьютерной технологии в условиях сельских школ республики.
Проблема исследования: использование информационно¬
компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» способствует ли повышение качества знания учащихся?
Цель исследования: выявить роль использования информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Область исследования: методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Объект исследования: методы изучения «Окружающего мира».
Предмет исследования: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира».
Гипотеза: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.
Задачи исследования:
— осуществить анализ использованной литературы по изучаемой проблеме;
— выявить уровень знания учащимся по «Окружающему миру»;
— разработать пробные уроки и внеурочные занятия с использованием информационно-компьютерной технологии и апробировать в условиях сельской школы;
— проверить эффективность использования информационно-компьютерной технологии на качество знания учащихся по «Окружающему миру».
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в выявлении основных направлений использования средств ИКТ в младших классах общеобразовательной школы, разработке требований к подготовке младших школьников в области использования средств ИКТ для осуществления информационно-учебной деятельности, обосновании принципов формирования информационно-технологической культуры младших школьников, разработке принципов отбора содержания учебных задач, направленных на формирование у учащихся 2-4 классов навыков информационно-учебной деятельности в условиях сельской школы.
Настоящая работа может быть использована студентами при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а так же в процессах прохождение педагогической практики.
В работе дана рекомендация по использованию информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира», которые могут быть полезными для учителей начальных классов.
Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы выпускной квалификационной работы доложены и опубликованы в материалах на научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе», посвященной 100-летию единения России и Тувы (Кызыл, ноябрь 2015) и в III республиканской конференции «Экологическое воспитании и образоваиие на природных и этноэкологических особенностях республики», посвященной 170-летию Русского географического общества (Кызыл, 23—24 мая 2015).
Методы исследования: анализ использованной литературы, наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, эксперимент, математическая обработка и обобщение.
База исследования: МБОУ О-Шынаанской СОШ муниципального района РТ «Тес-Хемский кожуун». В эксперименте принимали участие 15 детей 3 класса.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике интегрированного курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно-методическому комплексу «Школа России».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив литературу, мы достаточно узнали достопримечательности городов и стран Европы, а также возрастные особенности детей 3 класса. Эти материалы дали возможность успешно провести педагогический эксперимент.
В проведении эксперимента, благодаря использованию ИКТ добились оптимальный уровень планируемой результативности при изучении тем: «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи», «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс», «В центре Европы», «По Франции и Великобритании», «На юге Европы», «По знаменитым местам мира».
Применение информационных технологий позволили, в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Применение мультимедиа в увеличили скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Таким образом, цели, задачи выполнены, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.
В проведении эксперимента, благодаря использованию ИКТ добились оптимальный уровень планируемой результативности при изучении тем: «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи», «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс», «В центре Европы», «По Франции и Великобритании», «На юге Европы», «По знаменитым местам мира».
Применение информационных технологий позволили, в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Применение мультимедиа в увеличили скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
Таким образом, цели, задачи выполнены, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтвердилась: использование информационно-компьютерной технологии в изучении «Окружающего мира» будет способствовать достижению оптимального качества знаний у младших школьников.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Информационно-коммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



