Реферат
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования
арттерапии при работе с подростками, склонными к девиантному поведению 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, характеристика 9
1.2 Причины и признаки девиантного поведения у подростков 13
1.3 Специфика использования методов арттерапии при работе с
подростками, склонными к девиантному поведению 18
2 Экспериментальное изучение возможностей использования арттерапи
при работе с подростками, склонными к девиантному 22
поведению
2.1 Организация и методы исследования диагностики. Анализ
результатов первичной диагностики 22
2.2 Описание системы занятий с использованием арттерапии при работе с подростками, склонными к девиантному поведению.... 30
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Результаты первичной диагностики девиантного поведения у подростков 51
Приложение Б Система занятий с использованием арттерапии, при работе с подростками, склонными к девиантному поведения 53
Приложение В Результаты повторной диагностики девиантного поведения у подростков 70
Одной из актуальных проблем современности является проявление девиантного поведения у подростков. Процессы деструкции, затрагивающие многие социальные сферы, привели к нарастанию динамики преступности среди молодежи. Динамичный характер социальных процессов, внутренние и внешние проблемы молодежи, ведущие к кризисным проявлениям, нарастание противоречий и несоответствий - все это определяет, как теоретический, так и практический интерес исследователей к изучению девиантного поведения.
Девиантное поведение - это социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция [40].
Подростки, склонные к девиантному поведению, характеризуются нарушением в эмоционально-волевой сфере, школьной дезадаптацией, неспокойно протекающим кризисом подросткового возраста, акцентуациями характера.
Использование методов арттерапии в предупреждении и профилактике девиации у подростков, по мнению Н. Е. Кузьминой [20], является одним из эффективных.
В связи с актуальностью проблемы цель исследования: изучение возможностей использования арттерапии в работе с подростками, склонными к девиантному поведению.
Объект исследования: девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: возможности использования арттерапии в работе с подростками, склонными к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проявления девиантного поведения у подростков.
2. Рассмотреть специфику использования методов арттерапии при работе с подростками, склонными к девиантному поведению.
3. Провести первичную диагностику по выявлению подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Разработать и реализовать систему занятий с использованием арттерапии при работе с подростками, склонными к девиантному поведению, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: методика «Склонность к девиантному поведению» (авторы - Э. В. Леус, А. Г. Соловьёв); методика «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» («ДАП-П») для учащихся общеобразовательных учреждений; констатирующий и формирующий эксперимент.
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных педагогов и психологов по проблеме девиантного поведения (Антонович И. В, Змановской Е. В., Исаевой И. С.), а также труды исследователей, посвященных профилактике девиантного поведения подростков (Антонович И. В., Миллер С. М.).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МБОУ «Гимназии» города Лесосибирска. Выборка представлена учащимися 14 - 15 лет, в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2021г.) - изучение теоретических аспектов возможности использования арттерапии в работе с подростками, склонными к девиантному поведению, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики склонности к девиантному поведению подростков.
2 этап (февраль - апрель 2021г.) - разработка и реализация системы занятий с использованием арттерапии с подростками, склонными к девиантному поведению.
3 этап (май 2021 г.) - проведение повторной диагностики склонности к девиантному поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности проведенной работы с использованием арттерапии с подростками, склонных к девиантному поведению, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Лесосибирск, 2021). По теме работы опубликовано две статьи.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал о возможности использования арттерапии в работе с подростками, склонными к девиантному поведению. Полученные в ходе исследования данные можно использовать психологам, социальным педагогам в практической работе по профилактике девиантного поведения у подростков, а также студентам при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников и 3 приложений. В работе содержится 4 таблицы и 16 рисунков. Общий объем работы составляет 71 страницу.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, под девиантным поведением, вслед за Р. М. Эхаевой, мы понимаем социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Доминирующими причинами девиантного поведения подростков выступают: нарушение в эмоционально-волевой сфере, школьная дезадаптация, неспокойно протекающий кризис подросткового возраста, акцентуация характера подростка, социально-педагогические причины. Формами подростковой девиации являются: аддиктивное, агрессивное, суицидальное, деликвентное, социально-обусловленное поведение.
Согласно мнению С. А. Чалышевой, можно выделить наиболее эффективные арттерапевтические методы в профилактической работе с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению: изотерапия, сказкатерапия, куклотерапия.
С целью изучения возможностей использования арттерапии в работе с подростками, склонными к девиантному поведению, проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «Гимназия» города Лесосибирска. Выборка была представлена учащимися 8 «Б» класса, в количестве 25 человек. Возраст испытуемых 14 - 15 лет.
Обобщая результаты первичной диагностики, полученные по методикам «Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних» (тест «СДП») и «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» («ДАП-П»), мы пришли к выводу, что у 5 (20%) подростков исследуемой выборки выявлен высокий уровень к девиантному поведению, ситуативная предрасположенность характерна для 20 (80%) подростков.
Разработанная и реализованная нами система занятий с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению, ориентирована на профилактику агрессии, тревожности, на умение анализировать чувство другого, выражать свои эмоции безопасным, социально-приемлемым способом, формирование навыков поведения, позитивного представления о будущем и ценностного отношения к жизни.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы констатируем, что уровень склонности к девиантному поведению у подростков снизился.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что разработанная и реализованная нами система занятий с использованием арттерапии является эффективной и может использоваться в качестве ориентира для профилактики девиантного поведения подростков.
1. Агаджанова, Э. Р. Девиантное поведение подростков : причины, формы, профилактика / Э. Р. Агаджанова // Симбирский научный вестник. - 2019. - № 4 (38). - С. 7-11.
2. Алиева, М. Г. Характеристика девиантного поведения подростков / М. Г. Алиева, Я. С. Славкина, О. В. Алиева // Kazakhstan Science Journal. - 2019. - Т. 2, № 4 (5). - С. 44-48.
3. Антонович, И. В. Методы профилактики поведения подростков / И. В. Антонович, Т. В. Чуканова // Социология в современном мире : наука, образование, творчество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.elibrary.ru/images/welcome1 .j pg
4. Ахмуллаева, М. Ф. Девиантное поведение подростков : понятие, причины, виды и профилактика / М. Ф. Ахмуллаева, Б. Т. Крыкпаева // Велес. - 2016. - № 4-2 (34). - С. 138-145.
5. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних [Электронный ресурс] / С. А. Беличева, А. Б. Белинская - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1077538325/
6. Белкина, Ю. В. Арттерапия как средство уровня снижения агрессии у детей и подростков / Ю. В. Белкина, Е. А. Квасова,
А. О. Сергеева, Е. А. Савина // Вопросы социально-психологопедагогического сопровождения детей в современном мире : материалы международной научно-практической конференции. - Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского. - 2015. - С. 411417.
7. Воровщикова, А. Б. Копинг-стратегии подростков, склонных к девиантному поведению / А. Б. Воровщикова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2020. - № 2. - С. 233-237.
8. Дорфман, И. А. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного российского общества / И. А. Дорфман // Вестник ВЭГУ. - 2015. - № 3 (77). - С. 188-194.
9. Джураев, Р. 3. Девиантное поведение : понятие, основные факторы и причины возникновения / Р. 3. Джураев // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2016. - № 3 (31). - С. 68-73.
10. Жевакина, Н. С. Арттерапия как способ профилактики девиантного поведения младших подростков / Н. С. Жевакина // Фундаментальные и прикладные научные исследования : актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXVI Международной научно-практической конференции. - Пенза. - 2020. - С. 206-208.
11. Жигинас, Н. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания [Электронный ресурс] / Н. В. Жигинас. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak- iskazhenie-nravstvennogo-vospitaniya/viewer
12. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - Москва : Издательский центр «Академия». - 2006. - 288с.
13. Иванова, И. В. Арттерапия как средство коррекции агрессивного поведения ребёнка / И. В. Иванова, Ю. В. Белкина // Современное начальное образование : традиции и инновации : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60- летию факультета начального образования КГУ им. К. Э. Циолковского. - 2018. - С. 104-108.
14. Илларионова, Л. П. Социально-педагогическая работа с подростками группы риска в социокультурном пространстве образовательной организации / Л. П. Илларионова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет. - 2016. - С. 165169.
15. Исаева, И. С. К вопросу о психолого-педагогической профилактике девиантного поведения подростков / И. С. Исаева, К. А. Суханова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : материалы IX Международной научнопрактической конференции. - 2017. - С. 255-261....40