Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты детского туризма 6
1.1 Понятие и сущность детского туризма 6
1.2 Технология создания детского научно-популярного тура 14
1.3 Обзор российского и зарубежного опыта развития детского научнонаучно-популярного туризма 20
2 Современное состояние детского туризма в природном парке «Ергаки» 30
2.1 Ресурсный потенциал и анализ рынка детского туризма
Красноярского края 30
2.2 Ресурсный потенциал природного парка «Ергаки» для развития
детского туризма 43
2.3 Анализ предложений детского отдыха в природном парке «Ергаки» 51
3 Разработка программы детского тура «Открытие мира Ергак:
путешествие вершинам знания» в природном парке «Ергаки» 59
3.1 Востребованность детских научно-популярных программ в
природном парке «Ергаки» 59
3.2 Описание программы и расчет стоимости тура 70
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А-Д 91 -99Введение 4
1 Теоретические аспекты детского туризма 6
1.1 Понятие и сущность детского туризма 6
1.2 Технология создания детского научно-популярного тура 14
1.3 Обзор российского и зарубежного опыта развития детского научнонаучно-популярного туризма 20
2 Современное состояние детского туризма в природном парке «Ергаки» 30
2.1 Ресурсный потенциал и анализ рынка детского туризма
Красноярского края 30
2.2 Ресурсный потенциал природного парка «Ергаки» для развития
детского туризма 43
2.3 Анализ предложений детского отдыха в природном парке «Ергаки» 51
3 Разработка программы детского тура «Открытие мира Ергак:
путешествие вершинам знания» в природном парке «Ергаки» 59
3.1 Востребованность детских научно-популярных программ в
природном парке «Ергаки» 59
3.2 Описание программы и расчет стоимости тура 70
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложение А-Д 91 -99
В настоящее время в мировом пространстве происходят глобальные изменения, которые оказывают влияние не только на экономические, но и на социальные процессы развития общества. В последнее время наблюдается снижение интереса к образованию у подрастающего поколения, ученики не углубляются в учебный процесс, наблюдается повсеместное отсутствие интереса к изучаемым предметам, также отсутствует мотивация к приобретению новых знаний, школьники не понимают пользы обучения и каким образом изучаемые предметы пригодятся им в будущей жизни. С целью нивелирования негативных тенденций, перед государством становится вопрос о необходимости совершенствования уровня образования в стране не только в процессе школьного обучения, но и во внеурочной деятельности, которая подразумевает различные туристические походы и выезды школьников с образовательными целями.
Научно-популярный детский туризм выступает одним из видов туризма, который направлен на познавательное и интеллектуальное развитие детей и может использоваться в качестве организации внеурочной деятельности школьников, так как предоставляет им уникальные возможности для знакомства с различными научными областями, расширения своих знаний и навыков, а также способствует развитию интереса к науке и исследовательской деятельности. В 2022 году в нашей стране было объявлено «Десятилетие науки и технологий», в рамках которой Президент РФ поручил Правительству РФ разработать план по развитию научнопопулярного детского туризма с возможностью возмещать часть затрат граждан с 2022 года, что свидетельствует об актуальности разработки турпродуктов научнопознавательной направленности.
Объектом исследования является детский туризм.
Предмет исследования - разработка программы детского научнопопулярного тура.
Цель работы - обоснование и разработка программы детского научнопопулярного тура, направленного на расширение предложений детского отдыха в природном парке «Ергаки» и поддержку инициативы по созданию научнопопулярных маршрутов в нашей стране.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание детского туризма.
2. Проанализировать рынок детского научно-популярного туризма Красноярского края и природного парка Ергаки.
3. Разработать программу детского научно-популярного тура в природном парке «Ергаки».
Методы исследования: анализ литературных, документальных, правовых и интернет источников; описание; обработка и анализ статистических данных; сравнительный анализ, проведение социологического опроса (анкетирование), обобщение и интерпретация полученных результатов.
Теоретической и методологической базой исследования выступили труды ученых в области туроперейтинга (Е.Н. Ильина, И.Ф. Игнатьева, С.В. Емелин), исследования по организации детского образовательного туризма (Е.А. Маслакова, Е.В. Агина, А.А. Гомилевская, М.А. Морозов), работы, посвященные изучению научно-популярного туризма (И.И. Фришман, А.В. Бабкин, О.М. Голикова, Е.А. Маслакова). Кроме того, при работе над исследованием были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность в целом, и сферу детского туризма, в частности: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016); ГОСТ Р 54605-2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования»; ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, списка использованных источников, заключения и приложения.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению детского научнопопулярного туризма.
Было установлено, что детский туризм, согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» представляет собой «...туризм организованной группы, членами которой являются несовершеннолетние туристы, сопровождаемые руководителем за пределы места проживания или страны, подразумевающий хотя бы одну ночевку с познавательными, образовательными, оздоровительными целями и с целью отдыха». Одним из направлений детского туризма, набирающих популярность является детский научно-популярный туризм, характерной чертой которого активное изучение посредством организованной интерактивной деятельности. Отличительная особенность туристских продуктов в области детского научно-популярного туризма - высокий уровень взаимодействия с экспертами, которые проводят интерактивные исследования.
На основании проработки теоретического материала был проанализирован туристско-рекреационный потенциал природного парка «Ергаки» для развития детского туризма. Было отмечено, что природный парк «Ергаки» имеет богатый рекреационный потенциал, что делает его привлекательным для туристов всех возрастов и позволяет развивать различные виды туризма. Инфраструктура природного парка является в основном экологически устойчивой и ориентированной на природу. В парке есть хорошо развитая сеть экологических троп и маршрутов для походов и прогулок, а также инфраструктура для проведения экологических экскурсий. На его территории имеются различные по вместимости и уровню комфорта средства размещения, что также оказывает положительное влияние на развитие туризма в целом. В свою очередь детский туризм в природном парке «Ергаки» развивается в ключе природно-познавательной экологической направленности, на территории созданы все условия для детей, которые ориентированы на природу и активный отдых, включая пешие прогулки и походы. Анализ предложений по детскому туризму в природном парке «Ергаки», показал, что разнообразия ассортимента турпродукта по данному направлению нет, все туры, представленные на рынке, имеют идентичную программу природнопознавательной направленности, продолжительностью от 2-х до 4-х дней. Это объясняется тем, что детский туризм требует особого внимания к безопасности и здоровью детей, а также качественной организации досуга и обучения в природной среде. В целях оценки перспектив развития детского научно-популярного туризма в Природном парке «Ергаки» нами было проведено социологическое исследование, включающее анкетирование целевой аудитории, которое проводилось посредством онлайн-опроса при помощи анкеты, разработанной в Google форме. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
• респонденты имеют представление о детском отдыхе и предъявляют определенные требования к его проведению.
• целевая аудитория заинтересована в развитии детского научно-популярного туризма по природному парку «Ергаки» и участия в данных турах, при этом респондентами были выделены безопасность, комфортное размещение и полноценное питание детей во время тура, а также насыщенная экскурсионная программа по приоритетным предметам (география, история) как важные критерии выбора турпродукта.
На основании анализа ресурсного потенциала Красноярского края и анализа предложений по детскому туризму как в крае в целом, так и в природном парке «Ергаки» в частности, а также результатов социологического исследования, нами был разработан детский научно-популярный тур «Открытие мира Ергак:
путешествие к вершинам знания», который подразумевал маршрут по экскурсионным объектам парка с посещением основных природных достопримечательностей местности. Данный тур сочетает в себе изучение биоразнообразия отдельных экосистем парка, а также подразумевает участие школьников в исследовательской работе экологической направленности, что делает данный тур уникальным и более привлекательным. Природно-познавательный потенциал природного парка «Ергаки» является определяющим фактором в выборе данного тура. Программа тура рассчитана на 4 дня. Целевой аудиторией разработанного турпродукта выступают школьники в возрасте от 15 до 17 лет, сезонность: июнь-август. Стоимость программы составляет 21032 рубля на человека. Внедрение данного тура окажет положительное влияние на развитие рынка детского научно-популярного туризма Красноярского края и позволит привлечь школьные группы из других городов России.
1. Агентство по туризму Красноярского края._[Электронный ресурс]: // Официальный сайт - Режим доступа: https: //turizm. krskstate. ru/
2. Аигина Е.В. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации / Е.В. Аигина // Экономика и предпринимательство. - 2019.
• № 4. - С. 67-72.
3. Акопян М.Г. Анализ состояния и перспективы развития отрасли детского туризма в РФ / М.Г. Акопян // Новая наука. - 2019. - № 5. - С. 35-37.
4. Анализ зарубежного опыта развития внутреннего туризма // Аналитический вестник. - 2020. - № 47. - С. 1-135.
5. АТОР [Электронный ресурс]: // Официальный сайт - Режим доступа: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/56654.html
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - Москва : Атриум, 2018. - 220 с.
7. Боголюбов В.С. От прошлого к будущему: развитие детского отдыха и туризма в России / В.С. Боголюбов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 1. - С. 48-54.
8. Вапрянская О.И. Развитие детского туризма: статистические метрики / О.И. Вапрянская // Инновационная наука. - 2018. - № 4. - С. 182-186.
9. Голикова Г.А. Проблемы современного состояния развития детского отдыха в Российской Федерации / Г.А. Голикова // Экономика и управление. -2018.
• № 4. - С.36-42.
10. Голикова О.М. Исследование основных направлений детского туризма / О.М. Голикова // Молодой ученый. - 2017. - № 2. - С. 707-713.
11. Голикова О.М. Особенности сервисного пространства в детском туризме / О.М. Голикова // Формула туризма. - 2018. - № 4. - С. 45-52.
12. Гольм Д.О. Образовательный детско-юношеский туризм как эффективная технология обучения и форма организации учебного процесса / О.Д. Гольм // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - № 2. - с. 1-6.
13. Гомилевская Г.А. Развитие детского туризма как отраслевого сегмента социальной экономики: мировой опыт и региональные особенности / Г.А. Гомилевская // Перспектива. - 2021. - № 7. - С. 22-26.
14. ГОСТ Р - 50644 - 2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов». [Электронный ресурс]: // Справочная правовая система «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. ГОСТ Р - 50644 - 2009 «Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов». [Электронный ресурс]: // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200077653...53