Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соотношение временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости(Уральский федеральный университет)

Работа №172001

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: социальная сеть ВКонтакте.
Выборка: 37 испытуемых.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения соотношения временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости 5
1.1. Понятие временной ориентации 5
1.2. Основные подходы к понятию сопротивления изменениям 11
1.3. Характеристика возраста поздней зрелости 16
Глава 2. Организация и методика психодиагностического обследования 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Описание психодиагностических методик и требований к проведению диагностики 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования соотношения временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости 28
3.1. Описательная статистика 28
3.2. Результаты сравнительного анализа различий во временной перспективе и сопротивлении изменения людей поздней зрелости и других возрастных категорий 32
3.3. Результаты сравнительного анализа половых различий во временной перспективе и сопротивлении изменениям людей возраста поздней зрелости 35
3.4. Результаты корреляционного анализа связей между временной перспективой и сопротивлением изменениям людей поздней зрелости 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 46


Актуальность темы исследования. Для современной России характерным является ускорение темпов общественных изменений, осуществляется качественная парадигмальная перестройка разных аспектов жизни социума. Происходит крушение, казалось бы, незыблемых духовных ценностей и идеалов. Все это не может не отразиться на содержании и характере организации временной и жизненной перспектив современного россиянина. Существующая внутренняя тенденция развития человеческого сообщества выводит человека на новый уровень осознания собственной сущности, связанной не с адаптацией, а с принципиальной неадаптивностью, с ростом потребности в самореализации.
Не менее актуальна в современных условиях развития общества и проблема сопротивления изменениям. Неизвестное будущее настораживает, вызывает бесчисленные опасения. Выработка новых моделей поведения в постоянно меняющемся мире, новое его видение требует вначале разрушения привычных стереотипов мышления, ложных убеждений, после чего возможно выстраивание собственной жизни с учетом новых реалий, что также повышает тревожность и отражается как на физическом, так и психическом здоровье.
В полной мере это относится и к людям возраста поздней взрослости. Исследователи подчеркивают значимость изучения данной возрастной группы, акцентируя внимание на том, что этот период является смыслообразующим для процессов генеративности и самоактуализации, но, как правило, ограничиваются теоретическим освещением феноменологии поздней взрослости. При этом именно в поздней взрослости происходят не только биологические изменения телесности, но и духовно-нравственное наполнение этого периода жизни.
Все изложенное выше актуализирует необходимость исследования особенностей временной ориентации и сопротивления изменениям на выборке людей возраста поздней зрелости.
Проблема времени и временной ориентации уже давно привлекает внимание ученых. В психологии мы можем найти множество работ, направленных на изучение психологического времени. Исследованием данного предмета занимались как отечественные, так и зарубежные ученые различных психологических школ и направлений, среди которых – К.А. Абульханова, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо, А.А. Кроник, K. Левин, Ж. Нюттен и другие. Гораздо в меньшей степени разработана проблема сопротивления изменениям (П.К. Власов, Д. Джафи, Ж.М. Елисеева, Н. Исаченко, Н.М. Кобзева, К. Левин, Ю.И. Мельник, С. Скотт). Причем, как правило, данный психологический феномен рассматривается в аспекте управления и преодоления организационных изменений, что также свидетельствует об актуальности темы исследования.
Объект исследования: временная перспектива и сопротивление изменениям.
Предмет исследования: особенности временной перспективы и сопротивления изменениям в возрасте поздней зрелости.
Цель исследования: выявить особенности временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать литературу по проблеме временной ориентации
2. Изучить основные подходы к понятию сопротивления изменениям.
3. Дать характеристику возраста поздней зрелости.
4. Сформулировать гипотезу, подобрать комплекс методик для исследования временной ориентации и сопротивления изменениям.
5. Провести эмпирическое исследование, описать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель курсовой работы заключалась в выявлении особенностей временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости.
В ходе анализа литературы по проблеме исследования были определение основные теоретические понятия:
1. Временная перспектива – это интегральная характеристика, представляющая собой совокупность настоящего, прошлого и будущего в сознании человека, в значительной степени влияющая на организацию его жизнедеятельности.
2. Сопротивление изменениям – это установка или поведение, демонстрирующее нежелание проводить или поддерживать изменения. Одним из видов психологиче¬ских охранительных механизмов являются стереотипы, препятс¬твующие правильному восприятию новшеств.
3. Зрелость – это многомерное состояние взрослого человека, которое охватывает большой этап его жизни и показывает, в какой степени он состоялся как родитель, личность, гражданин, профессионал, супруг и пр.
Исходя из теоретического анализа литературы, были сформулированы следующие гипотезы:
1. В возрасте поздней зрелости преобладающим типом временной перспективы является ориентация на позитивное прошлое и консервативный стиль реагирования на изменения.
2. Существуют различия в показателях временной ориентации и стиле реагирования на изменения у людей поздней зрелости и других возрастных категорий.
3. Существуют половые различия в показателях временной ориентации и стиле реагирования на изменения у людей возраста поздней зрелости.
4. Существует взаимосвязь между типами временной ориентации людей поздней зрелости и преобладающими стилями реагирования на изменения.
Для проверки данных гипотез было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 37 испытуемых, из них 17 мужчин и 20 женщин в возрасте от 21 до 67 лет.
Анализ полученных результатов показал следующее:
1. У большинства принявших участие в исследовании людей возраста поздней зрелости доминирует ориентация на будущее, а преобладающим типом реагирования на изменения является реализующий тип, то есть первая гипотеза исследования не нашла своего подтверждения.
2. Различия в показателях временной перспективы и доминирующих стилях реагирования на изменения у испытуемых разных возрастных групп не являются статистически значимыми, то есть вторая гипотеза исследования также не подтверждена.
3. Половые различия в показателях временной перспективы и доминирующих стилях реагирования на изменения у людей возраста поздней зрелости не являются статистически значимыми, то есть третья гипотеза исследования не подтверждена.
4. В ходе корреляционного анализа выявлена одна положительная связь между ориентацией на негативное прошлое и реактивным стилем реагирования людей поздней зрелости на изменения, то есть четвертая гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы. Гипотезы о преобладающих временных ориентациях и реакциях на изменения, а также о наличии различий в показателях временной перспективы и доминирующих стилях на реагирования на изменения в зависимости от возраста и пола не нашли своего подтверждения в силу ограниченности выборки, что требует дополнительных исследований на расширенной выборке. Кроме того, представляется, что формирование временной перспективы и стиля реагирования на изменения связано, в первую очередь, не с возрастом, а личностными и социальными переменными.
В заключение отметим, что проблема реагирования на изменения в аспекте временной ориентации людей возраста поздней зрелости, несмотря на свою актуальность в современных условиях развития российского общества, находится на периферии научного интереса психологов. Проведенное нами исследование открывает перспективы для дальнейших как теоретических, так и эмпирических исследований в данной области. В частности, достаточно перспективным, на наш взгляд, направлений исследований является выявление соотношения временной ориентации и сопротивления изменениям людей в поздней зрелости в аспекте их личностных особенностей, в частности, ригидности, эмоциональной устойчивости, личностной тревожности, а также социальной активности и удовлетворенности качеством жизни.



1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 508 с.
2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – М.: Смысл, 2008. – 267 с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 655 с.
4. Гринникова Н.М. Ретроспективный анализ понятия «временная перспектива» в психологии // Вестник Одесского национального университета. Пихология. – 2012. – Т. 17. – № 3. – С. 37-44.
5. Гусев С.А. Факторная структура переживания событий // Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – Т. 7. – № 1. – С. 104-113.
6. Данилова А.А., Забелина Е.В. Психологическое время личности пожилых людей: теоретический обзор // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8. – № 3. – С. 82-94.
7. Жданова С.Ю., Мишланова С.Л. Представления о здоровье в связи с возрастом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3(6). – С.202-204.
8. Жданова С.Ю., Фон-дер-Флассе Е.Д. Представления о дружбе в поздней взрослости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 4(11). – С. 306-310.
9. Заяшникова О.В. Специфика психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых // Вестник науки. – 2018. – Т. 2. – № 8 (8). – С. 142.
10. Зарубин П.В., Сырцова А. Временная перспектива и экономическая нестабильность: сравнительное исследование 2007 и 2013 гг. // Психологические исследования. – 2013. – Т. 6. – № 32. – С. 12-15.
11. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
12. Квасова О.Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 5. – С. 137-141.
13. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика: проблемы и методы, душевное развитие, умственное утомление / под ред. Д.Т. Кацарова. – М.: URSS, 2007. – 167 с.
14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / пер. с англ. А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов. – СПб.: Питер, 2012. – 939 с.
15. Кудрявцева И.В. Исследование особенностей временной перспективы мужчин в молодом и зрелом возрасте // Modern science. – 2020. – № 1-1. – С. 366-369.
16. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / пер. с англ. В. Тулаева. – М.: АСТ, 2022. – 477 с.
17. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. с нем. – М.: Академический проект, 2019. – 313 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2009. – 352 с.
19. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование: краткий курс лекций. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.
20. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
21. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. О. Чекчуриной. – СПб.: Питер, 2020. – 444 с.
22. Монгуш Ч.Н., Кудрявцева И.В. Половые различия во временной перспективе в молодом и зрелом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 21.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности: от молодости до преклонного возраста. План-проспект учебника: том 2 // Развитие личности. – 2020. – № 1. – С. 113-141.
24. Наумкина Т.А., Пфау Т.В. Временная перспектива студентов гуманитарных и технических направлений подготовки // Молодежь Сибири – науке России: материалы межд. научно-практ. конф., 2018. – С. 171-196.
25. Озерина А.А., Суворова О.В., Дмитриева Е.Е. Представления о жизненном пути у женщин в поздней взрослости // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – № 1 (26). – С. 8.
26. Парфенова Д.А. Структурно-уровневые характеристики ценностно-смысловой сферы личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2016. – 27 с.
27. Самыкина Н.Ю., Серебрякова М.Е. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 148 с.
28. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4. – С. 18.
29. Толстых А.В. Человек и возраст. – М.: Прогресс, 1989. – 220 с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2009. – 349 с.
31. Шляпникова И.А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости: дисс. ... канд. психол. наук. – Челябинск, 2010. – 201 с.
32. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Лет. сад, 2000. – 415 с.
33. Cartron-Guerin A., Levy Р. Achievement and future time perspective among preadolescents: Range, nature, and optimism of future plans // Bulletin de Psychologie. – 1980. – № 33. – Р. 747-753.
34. Honora D. The relationship of gender and achievement to future outlook among African American adolescents // Adolescence. – 2002. – № 37. – Р. 301-316.
35. Mello Z.R., Worrell F.C. The Relationship of Time Perspective to Age, Gender, and Academic Achievement Among Academically Talented Adolescents // Journal for the Education of the Gifted. – 2006. – V. 29. – № 3. – P. 271-289.
36. Scott J.C. Domination and the art of resistance: hidden transcripts. – New Haven: Yale University Press, 1993. – 120 р.
37. Trommsdorff G., Lamm Н., Schmidt R.W. A longitudinal study ofadolescents’ future orientation (time perspective) // Journal of Youth and Adolescence. – 1979. – № 8. – P. 131-147.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ