ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. История изучения вопросительных предложений 5
1.1. Вопросительные предложения с точки зрения коммуникативной
целеустановки 5
1.2. Классификация вопросительных предложений 7
1.3 Функции вопросительных предложений 11
Глава 2. Функционально-типологическая характеристика вопросительных предложений в рассказах В. Драгунского 15
2.1. Типология классификаций вопросительных предложений 15
2.1.1. Общевопросительные и частновопросительные предложения 15
2.1.2. Структурно-семантическая классификация вопросительных
предложений 17
2.2. Функции вопросительных предложений 33
2.2.1. Функция поиска (запроса) информации 33
2.2.2. Эмоционально-экспрессивная функция 35
2.2.3. Контактоустанавливающая функция 38
2.2.4. Апелляционная функция 39
2.2.5. Удостоверяющая функция 42
2.2.6. Функция диалогизации 43
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Деление предложений по коммуникативной целеустановке возникло с самого начала учений о синтаксическом строе. С развитием языка происходили изменения в обозначении характера целеустановки, что влияло и на изменения положения предложений по цели высказывания. Изначально выделялись повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения, позже все предложения стали делить на повествовательные, вопросительные и побудительные. Сейчас же деление происходит по принципу восклицательности / невосклицательности.
Оформление высказывания в различных формах - повествовательной, вопросительной или побудительной - зависит от целей общения в конкретной ситуации и придает тексту определенную стилистическую окраску.
Использование в тексте вопросительных предложений может иметь различные функции. Наиболее распространенными из них являются: запрос информации и передача эмоций.
Актуальность работы заключается, прежде всего, в том, что вопрос о функционировании в тексте вопросительных предложений изучен не в полной мере. Более того, сам вопрос о функционировании вопросительных предложений именно в рассказах В. Драгунского и вовсе почти не исследовался. Но, несмотря на то, что по данной теме было написано множество работ, нельзя сказать, что вопрос функционирования вопросительных предложений полностью исчерпан.
Цель нашего исследования — рассмотреть вопросительные предложения в детских рассказах В. Драгунского и определить их структурно-семантическую характеристику и функциональную значимость.
Задачи:
1. Изучить литературу, на материале которой будет проводиться
исследование.
2. Методом сплошной выборки собрать из художественных текстов В. Драгунского вопросительные предложения.
3. Представить классификацию вопросительных предложений в детских рассказах В. Драгунского по структурно-семантическим типам.
4. Охарактеризовать функции вопросительных предложений.
Объектом исследования в данной работе являются вопросительные высказывания с точки зрения коммуникативной целеустановки...
В данной работе был проведен детальный анализ вопросительных по форме предложений с точки зрения коммуникативной целеустановки и их функциональной значимости.
В качестве научного материала, на базе которого проведено исследование, был взят сборник рассказов В. Драгункского «Денискины рассказы». Выбор данного материала обоснован тем, что Виктор Драгунский пишет рассказы, главными героями которых являются дети, а, как всем известно, обилие вопросительных высказываний крайне характерно для детской речи.
Для того, чтобы охарактеризовать классификацию вопросительных предложений, была описана теоретическая база (I глава), состоящая из исследований отечественных учёных и проведен анализ существующих классификаций (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова, Н.С. Валгина, А.Н. Гвоздев, Л.С. Бархударов, Пер Ростан, ПА. Лекант, Т.В. Жеребило и др.).
Во второй главе была дана структурно-семантическая характеристика вопросительных предложений, в ходе которой выяснилось, что вопросительные предложения используются в речи не только для запроса неизвестной информации (что является их «первичной» функцией), но и для её передачи.
Нами была выявлена наиболее актуальная классификация вопросительных предложений. Суть её заключается в том, что вопросительные предложения делятся на: собственно-вопросительные, вопросительно-риторические, вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-побудительные...
1. Алиева Э.Н. Выражение вопроса в русском, английском и лезгинском языках // Вестник СамГУ. 2009. №1. С. 165-166
2. Ахмедова Р.Ж. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие / под ред. Г. Н. Хидировой, Р. Ж. Ахмедовой. — М., 2007. — 18 с.
3. Бабайцева В. В., Николина Н. А., Чеснокова Л. Д. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - Ч. 2: Морфология. Синтаксис / под. ред. Е. И. Дибровой. — М.: Академия, 2001. — 704 с.
4. Бабенко, Л. Г., Казарин, Ю. В. Филологический анализ текста. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 400 с.
5. Байдикова Е. Л. Вопросительные предложения в русской разговорной речи: коммуникативно - прагматический аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2013. — 23 с.
6. Бах С.А. К вопросу о структуре вопросительных предложений в современном русском языке//Вопросы русского языкознания. 1961. — с. 95-108.
7. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк.,1989. — 800 с.
8. Бердник Л.Ф. О семантике вопросительных предложений // Проблемы грамматической семантики. Ростов-на-Дону, 1978. С. 126-128.
9. Бердник Л.Ф. Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке. 1989. №4. — С. 88-81
10. Британ И. Б. Вопросительные предложения в авторской речи художественного текста: На материале произведений немецких авторов и их переводов : автореф. дис.. канд. филол. наук. — Краснодар, 2005. — 22 с.
11. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: учебник. — М.: Агар, 2000. — 416 с.
12. Валгина Н. С. Теория текста. — М.: Логос, 2003. — 173 с
13. Винантова И. В. Классификация косвенных речевых актов, выраженных в вопросительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. Филология — 2009. — С. 31-34
14. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / Акад. наук СССР. Отд-ние литературы и языка. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — 255 с.
15. Винокур Г.О. Язык «Бориса Годунова» // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М., 1991. - С. 194-225...54