Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной поддержки студенческой молодежи 5
1.1 Характеристика социальной поддержки студенческой молодежи 5
1.2 Частные формы и меры социальной поддержки студенческой молодежи ... 11
2 Социальная поддержка студентов на примере Санкт-Петербургского
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия промышленных технологий» 19
2.1 Анализ деятельности СПб ГБПОУ «АПТ» по сопровождению обучающихся
СПб ГБПОУ «АПТ» 19
2.2 Исследование основных тенденций и проблем реализации мер социальной
поддержки студентов СПб ГБПОУ «АПТ» 25
3 Модели по повышению эффективности социальной поддержки студенческой
молодёжи СПб ГБПОУ «АПТ» 39
3.1 Разработка модели по повышению эффективности социальной поддержки
студенческой молодёжи СПб ГБПОУ «АПТ» 39
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенной модели 48
Заключение 55
Список использованной литературы 58
В современных российских реалиях наблюдаются кризисные явления, требующие существенного улучшения положения молодежи, снижения рисков и повышения устойчивости молодежной среды за счет активного использования потенциала молодого поколения при поддержке инициативы молодых граждан и обеспечения эффективной работы молодежных объединений. Следует отметить особое значение студенческой молодежи в обществе. Государственная политика в отношении студентов имеет определенные особенности, поскольку студенты частично вовлечены в трудовой процесс и не могут обеспечить себя сами, но они являются одной из самых активных и динамичных социальных групп. Поэтому традиционные методы социальной работы, применяемые с другими группами населения, не всегда подходят для работы со студентами.
Сфера образования играет ключевую роль в динамике экономического и социального развития общества, обеспечении безопасности страны и повышении благосостояния граждан. Система материальной поддержки молодых студентов необходима для обеспечения равного и широкого доступа к среднему и высшему образованию. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (действует до 2030 года), одним из ключевых направлений развития образования, в котором подчеркивается необходимость социальной поддержки студентов, является переход вузов на систему адресных стипендий и использование образовательных кредитов не менее чем для 12% студентов.
Необходимость рассматривать студентов как объектов социальной поддержки обусловлена многими факторами, среди которых большое количество студентов, стремление общества к высококвалифицированным специалистам, социальная функция колледжей, техникумов и университетов в адаптации студенческой молодежи, особенно в небольших городах, и способность студентов быть источником инновационных идей...
В результате проведенного исследования было выявлено несколько проблем, с которыми сталкиваются студенты техникума, и разработаны соответствующие рекомендации. Одна из проблем - это финансовые трудности, требующие дополнительной занятости. Для ее решения предлагается объединить вторичную занятость с производственной практикой, что поспособствует профессиональной интеграции и расширению социальных контактов студентов. Также необходимо информировать студентов о доступной социальной поддержке, что может привести к повышению успеваемости и заинтересованности студентов в различных внеучебных сферах.
Другой значимой проблемой студенческой молодежи является организация досуга. Исследование показало недостаточное осведомление студентов о деятельности профсоюза студентов. Профсоюз является важным инструментом студенческого самоуправления, обеспечивая социальную защиту, организацию досуга и поддержку студентов. Взаимодействие студентов с профсоюзом способствует решению проблем вторичной занятости и защите их прав.
Третьим аспектом исследования является источник информации о социальной поддержке, где основными являются одногруппники, друзья, преподаватели и интернет. Для улучшения информирования студентов предлагается разработать мероприятия по повышению осведомленности и проводить ознакомительные мероприятия сотрудников управления и Центра «Мои документы». Для улучшения информационной поддержки и предоставления более детальной информации рекомендуется проведение обучающих семинаров для сотрудников Центра «Мои документы» и совершенствование взаимодействия с другими подразделениями для эффективного сопровождения студентов...
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7ysclidHlvy1cvjmu317989598 (дата обращения: 15.03.2024).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) От.
219 от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 17.03.2024).
3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 25.04.2024) // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/?ysclid=lw6un1znpg935146005 (дата обращения: 27.04.2024).
4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета. - № 248. - 1996. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/7ysclidHw6uypkq6a29 4739180 (дата обращения: 24.04.2024).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2012 № 53 (ч.2). Ст.34. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lw6u3ptetp33 4939207 (дата обращения: 15.03.2024).
6. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.04.2023 N 159-ФЗ (последняя редакция) -
Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446107/7ysclidHw6uiymg ah277566803 (дата обращения: 23.03.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» - Ре¬жим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/660 (дата обращения: 14.03.2024).
8. Постановление Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 (ред. от 28.06.2021) «О формировании стипендиального фонда» // СЗ РФ. - 2016. - Ре-жим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209143/434087 ac00a40bba365d38c911c71c69a55d0bec/?ysclid=lw6ua27bec759153974 (дата обра¬щения: 17.03.2024).
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 -р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/?ysclid=lw6uxauxez97 9773456 (дата обращения: 24.04.2024).
10. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 (ред. от
15.08.2022) «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2017 № 45376). - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211746/?ysclid=lw6u7taavu93 6116455 (дата обращения: 17.03.2024).
11. Письмо Рособразования от 27.07.2007 № 1276/12-16 «О
направлении для использования в работе Примерного положения о студенческом общежитии» (вместе с «Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию», утв. Минобрнауки РФ 10.07.2007) // Официальные документы в образовании. - № 25. - 2007. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71793/?ysclid=lw6uv5 robi190995359 (дата обращения: 24.04.2024).
12. Боркошев, М. М. Источники социальных рисков студенческой молодежи / М. М. Боркошев, Г. А. Кочкорова // Бюллетень науки и практики. - 2023. - Т. 9, № 5. - С. 497-501. - DOI 10.33619/2414-2948/90/64. - EDN CEVZJF.
- Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53815383 (дата обращения: 29.04.2024).
13. Боязитова, И. В. Развитие субъектности как базового конструкта формирования личностной идентичности в студенческом возрасте / И. В. Боязитова // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 года. - Москва: Знание-М, 2020. - С. 405-418. - EDN XGWZUK. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44128594 (дата обращения: 29.04.2024).
14. Волонтерская деятельность студенческой молодежи как средство формирования личностных и профессиональных качеств у будущих специалистов / А. Р. Рымханова, С. К. Абильдина, Р. К. Дюсембинова, А. А. Рыскулова // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. - 2021. - № 2(102). - С. 105-111. - DOI 10.31489/2021Ped2/105-111. - EDN DWXHNX. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50281166 (дата обращения: 29.04.2024).
15. Волынкина, Н. В. Будущее социальной политики в оценках студенческой молодежи: опыт социально-педагогического исследования / Н. В. Волынкина, И. А. Зайцева, А. Е. Крикунов // Перспективы науки и образования.
- 2023. - № 2(62). - С. 400-417. - DOI 10.32744/pse.2023.2.23. - EDN OLHXRC. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=52657704&ysclid=lvyc9qe6l318447056 (дата обращения: 29.04.2024)...35