АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПУТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ ПОСЛЕ 1860
ГОДА 10
1.1. Особенности развития женской прозы в послереформенный
период 10
1.2. Социально-философские и эстетические взгляды А. Н. Анненской
и Н. А. Лухмановой 18
1.3. Вопросы воспитания и образования в эстетике А. Н. Анненской и
Н. А. Лухмановой 23
ГЛАВА II. ЖЕНСКАЯ ТЕМА В ПОВЕСТЯХ А. Н. АННЕНСКОЙ И
Н. А. ЛУХМАНОВОЙ 30
2.1. Женский вопрос в произведениях А. Н. Анненской и
Н. А. Лухмановой 30
2.2. Судьба главной героини повести А. Н. Анненской «Без роду, без
племени» 36
2.3. Женское воспитание и образование в произведении
Н. А. Лухмановой «Институтки» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Послереформенный период в России, охватывающий вторую половину XIX - начало XX века, стал временем глубоких изменений, затронувших все сферы жизни общества. Отмена крепостного права не только преобразила социально-экономическую структуру страны, но и оказала значительное влияние на гендерные отношения, а также на развитие литературы. Возникла пореформенная литература, относящаяся к послереформенному периоду в России, то есть литература второй половины XIX века, точкой отсчёта которой стала отмена крепостного права в 1861 году. «Ведущим направлением пореформенной литературы являлся реализм. Он характеризовался не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события» [Андреева, 2014; 2].
Эта эпоха представлена великими русскими авторами, которые продолжали создавать свои лучшие произведения: И. А. Гончаров,
И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков- Щедрин, Л. Н. Толстой. Писатели утверждали реализм, который на тот момент являлся ведущим литературным направлением. Например, Н. А. Некрасов в поэме «Крестьянские дети» (1861) отражал судьбы крестьянства, отождествлял себя с беднейшей Россией, её нищетой и неизбывным народным горем. Создаваемые образы помещиков, как предшествующих, так и пореформенных времен, акцентировали внимание на тех чертах, которые, по мысли авторов, должны были уйти в прошлое.
Но на фоне этих социально-политических процессов, которые переживала Россия в XIX веке, активно начинает подниматься женский вопрос и важным аспектом данного периода является изменение статуса женщин, вследствие появляется проблема женского воспитания и образования...
Женская проза в России имеет длительную историю развития, ее активное развитие происходит во второй половине XIX в, с началом эпохи Великих реформ. При разработке указанной темы, следуя за судьбами героев, писательницы, вводят мотивы подвига, смены укладов жизни и другие. В эпоху Великих реформ одной из центральных тем становится тема освобождения женщины, при раскрытии которой звучат мотивы свободы любви, свободы выросших детей от опеки родителей, социального неравенства и другие. Вопрос о предназначении женщины в данный период времени дискуссионный как в обществе, так и в литературе, в том числе в женской прозе.
Исследование вопросов воспитания и образования в эстетике А. Н. Анненской и Н. А. Лухмановой показывает, что у обеих писательниц, творчество которых рассматривается в работе, были сформированы твёрдые убеждения, касающиеся названных проблем. По их мнению, образование и воспитание должны получать дети обоих полов из разных слоёв общества. Такой подход поможет им в будущем успешно трудиться, чтобы обеспечивать себя.
А. Н. Анненская в процессе своей творческой деятельности подчёркивала, что детям нужно давать такое воспитание и образование, которое поможет им быть самостоятельными личностями. В данном процессе значимую роль должна сыграть художественная литература, способствующая формированию нравственной личности. У обеих писательниц, пришедших в литературу в середине XIX века близкие друг к другу взгляды на воспитание и образование. Это является свидетельством того, что на их формирование во многом повлияла эпоха, в которую они жили и творили.
Н. А. Лухманова в прозе и в публицистике особое внимание обращала на воспитание и образование девочек. С её точки зрения, в современном ей обществе вместо того, чтобы формировать девочек как независимых в будущем личностей, создают условия, в которых они привыкают к иждивенчеству, несамостоятельны нравственно и экономически. Это пагубно сказывается на развитии их личности.
Исследование особенностей изображения женских судеб в произведениях А. Н. Анненской и Н. А. Лухмановой показывает, что для их героинь была характерна экономическая зависимость, которая отрицательно влияла на их положение, процесс формирования их характера, нередко ломая их судьбы. В творчестве А. Н. Анненской ярко проявляется новаторский подход, который изменил представление о формировании женского характера, проходящего испытание сиротством, бедностью, зависимостью от далеко не самых добрых людей. Особенность прозы Н. А. Лухмановой, в которой раскрывается данная тематика, заключается в том, что женский образ часто создаётся в контексте семейных отношений. Писательница изображает молодых женщин, познающих сложность жизни, поэтому ошибающихся и страдающих. Счастливой изображена судьба женщины, которой удалось стать хозяйкой собственной судьбы...
1. Анненская А. Н. Без роду, без племени : повесть для среднего школьного возраста / А. Н. Анненская. - Москва : ЭНАС-КНИГА, 2011. - 67 с.
2. Андреева В. Г. Реализм и эпический роман в русской литературе второй половины XIX века / В. Г. Андреева // Вестник ННГУ. - Самара,
2014. - С. 283 - 290
3. Арбатова М. И. Последнее письмо / М. И. Арбатова. - Москва: ЭКСМО -пресс, 2001. - 123 с.
4. Бабушкина А. П. История русской детской литературы / А. П. Бабушкина. - Москва: Учпедгиз, 1948. - 480 с.
5. Башун Е. Я. История развития женского движения в России / Е. Я. Башун. - Москва: Союз женщин России, 2021. - 36 с.
6. Большакова О. В. Женщины-писательницы в дореформенной России / О. В. Большакова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - 2009 - №4. - C. 60-66.
7. Воронина О. А. Роль женщины в русской культуре: позиции мыслителей XIX века / О. А. Воронина // Женщина в российском обществе. - 2022. - № 4. - С.102-118.
8. Воронина О. А. Цивилизационное развитие России «Женский вопрос» (XV - начало XX века) / О. А. Воронина // Проблемы цивилизационного развития. - 2021. - №2. - С. 83 - 101
9. Горбунов Ю. А. Сестра: Биобиблиографический словарь-
справочник / Ю. А. Горбунов // Библиополе. - 2015. - № 5. - С. 40-41.
10. Давыдова А. Д. Неравноправное положение женщин в Российской империи / А. Д. Давыдова. // История и археология. - Санкт - Петербург,
2015. - № 1. - С. 1-3
11. Декина Е. А. Женщины и литература: от античности до XIX века / Е. А. Декина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - №13. - С. 1116 - 1120
12. Докучаева И. Свистали, косились, говорили дерзости: история первого женского университета / И. Докучаева. // Культура.РФ. - 2023. - URL: https://www.culture.ru/materials/256761/svistali-kosilis-govorili-derzosti- istoriya-pervogo-zhenskogo-universiteta. (дата обращения 10.12.2024).
13. Зорина Т. М. Женское образование в России XIX в. - «За» и «Против» / Т. М. Зорина // Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 16 - 22.
14. Здравомыслова О. М. Российские женщины и эмансипация: незавершенный проект / О. М. Здравомыслова // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2012. - №3. - С. 42 - 51.
15. Коробейникова А. А. Женская литература как явление отечественной культуры / А. А. Коробейникова // Вестник ОГУ. - 2008. - №11. - С. 27 - 30...51