ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Вставные конструкции в современном русском языке 7
1.1. Вставные конструкции как единица синтаксиса. 8
1.2. Виды вставных конструкций 14
1.3. Функции вставных конструкций 18
1.4. Особенности публицистических текстов. 23
Выводы по 1 главе. 29
Глава II. Функционально - стилистические особенности вставных конструкций в текстах
современных СМИ 30
2.1. Структурная характеристика ВК. 31
2.2. Функции вставных конструкций 39
Выводы по 2 главе. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
XXI век считается информационным, ведь различной информации стало в разы больше, а контролировать и анализировать ее все сложнее. Одним из источников информации являются Средства Массовой Информации. Они играют значимую роль в жизни людей, ибо СМИ затрагивают все сферы жизни человека. Соответственно мы не можем отрицать их влияние на массовое общество - формирование взглядов, поведения и настроения.
Одной из главных стратегий СМИ является стратегия «быть ближе к адресату», что реализуется в желании журналистов разговаривать на одном языке с обществом. Это повлекло за собой проникновение разговорного языка в письменную речь, сами статьи стали более экспрессивными, простая передача информации стала похожа на монолог от автора к читателю.
До недавнего времени газета была одной из самых популярных медиа - ресурсов. Она стала одним из первых материальных носителей в истории. Поэтому информационная функция является основополагающей. Однако в связи с техническими «прорывами» в ХХ в., развитием электронных технологий, интернет - ресурсов, происходит глобализация и на этом фоне возникает понятие вещание массового характера. Сегодня не менее важными, чем информирование, становятся такие задачи СМИ, как «популяризация и воздействие».
Сейчас журналисты для выполнения этих задач не просто оповещают о тех или иных событиях, но также преподносят их в выгодном ракурсе, с определенной точки зрения, они дают ту или иную оценку. Это является одной из особенностей стиля газеты и публицистического текста в целом. «Экспрессивная функция газеты, обусловленная ее воздействующей направленностью на адресата, вызывает прежде всего открытую оценочность речи. Последняя особенно остро проявляется в полемике, в критической оценке противоположных мнений, в различных оценках нашей действительности» [Кожина и др. 2008: 346].
Открытая оценочность, в публицистическом тексте, передается с помощью разных языковых и текстовых приемов, от лексических до особенностей композиции, сегодня широкий спектр возможностей - шрифт, графика, цвета и тому подобные. Также существует скрытая оценочность, она содержится в подтексте повествования...
Подводя итоги всей работы, мы можем сказать, что:
1. Вставные конструкции как часть синтаксиса были описаны еще очень давно, в самом начале формирования лингвистики, но их многообразие и отсутствие единой классификации делает их недостаточно изученными.
2. Публицистический стиль, благодаря развитию общества, меняется с достаточно большой скоростью, поэтому включает в себя широкий спектр жанров.
3. В ходе анализа текстов современных СМИ мы выявили, что вставные конструкции действительно часто встречаются в публицистике. ВК стали неотъемлемой частью языка журналистов.
4. В результате анализа мы установили, что ВК распространены не только в СМИ с широкой целевой аудиторией, но также часто используются и в узконаправленных журналах.
5. Выбор ВК всегда зависит от ее задачи, функции.
6. Основываясь на классификациях лингвистов и проведенного нами практического исследования мы выделили 5 важных функций ВК : пояснение, уточнение, отсылка, авторская ремарка и попутное замечание. При анализе статей чаще всего встречались пояснительная функция и функция уточнения.
7. Журналисты все чаще прибегают к использованию экспрессивного синтаксиса, обогащая текст, но при этом упрощая для восприятия читателя. С помощью них авторы могут выражать свои эмоции и чувства, задавать риторические вопросы, вести диал ог с читателем, создавая эффект рассказа, а не сухой сводки.
Исходя из вышеперечисленного, мы можем говорить, что вставные конструкции в современных СМИ играют немаловажную роль. Они помогают авторам статей более грамотно оформить свою точку зрения или какие-либо ремарки, привлекают внимание читателя благодаря тому, что делают текст более живым, образным. Также обладают воздействующей функцией, вносят стихию разговорной речи в журналистское повествование.
У журналистов появилась возможность не только сообщать информацию, но и выражать свое мнение по поводу этой информации, а читатели могут быть вовлечены в тему, благодаря приближенному к разговорному языку стилю речи.
1. Абазова-Слонова, Р. Э. Типология вставных конструкций в современных СМИ / Р. Э. Абазова-Слонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 79-84.
2. Акимова, Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учебное пособие / Г. Н. Акимова. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 52 - 64.
3. Аникин, А. И. Формы косвенных падежей в роли вставок // Уч. записки / МГПИ им. В. И. Ленина/ А.И.Аникин. 1974. № 2. Русский язык в школе. - С. 93-99.
4. Бабайцева, В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация / В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1997. - 261 с.
5. Белошапкова, В. А. Современный русский язык. Синтаксис / В. В. Белошапкова. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.
6. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка / Ф. И. Буслаев. - М.: Тип. Т. Рис, 1959. - 624 с.
7. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка. Изд. 2 - е. Учебник для вузов / Н.С. Валгина. - М.: Высшая школа, 1978.
- 439 с.
8. Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации. Пособие для учителя / Н. С. Валгина. - М.: Просвещение, 1983. - 175 с.
9. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2001. - 304 с.
10. Валгина, Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации: Учеб. пособие / Н. С. Валгина. - М.: Высшая школа, 2004.
- 259 с.
11. Виноградов, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1971. - 239 с.
12. Володина М.Н. СМИ как форма «общественного диалога» // Язык современной публицистики: сб. ст. / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. С. 31-43.
13. Востоков, А. Х. Русская грамматика / А.Х. Востоков. - СПб: 1874. - 216 с.
14. Вяткина, С. В. К вопросу о становлении вставных конструкций в русском литературном языке / С. В. Вяткина // Вестник ЛГУ. Сер. 2. - 1987. - Вып. 2 (№ 9). - С. 100 - 102.
15. Вяткина, С. В. Синтаксис современного русского языка / С. В. Вяткина. - М.: Высшая школа, 2009. - 346 с...55