Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национальный план мероприятий по адаптации к изменениям климата и его значение для обеспечения экологической безопасности

Работа №171847

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

природопользование

Объем работы107
Год сдачи2021
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Особенности климатических изменений в Российской Федерации 7
1.1 . Анализ специфики климатических изменений в Российской
Федерации 7
1.2. Опасные гидрометеорологические процессы и их возможные экологические последствия 12
1.3. Климатические изменения в Санкт-Петербурге 17
1.4. Климатические изменения в Арктической зоне РФ 21
ГЛАВА 2. Национальный план мероприятий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации и возможности его реализации 26
2.1. Климатический фактор в государственных управленческих решениях 26
2.2. Государственные управленческие решения, косвенно влияющие на
выбросы парниковых газов 30
2.3. Возможности реализации Национального плана мероприятий
адаптации к изменения климата в Российской Федерации 36
ГЛАВА 3. Научно-методологическое обоснование адаптационных мероприятий к изменениям климата для обеспечения экологической безопасности городской среды и промышленных объектов 41
3.1. Система экологического и климатического мониторинга на
примере Санкт-Петербурга 41
3.2. Адаптация к изменениям климата в различных сферах Санкт-
Петербурга 64
3.3. Основные направления организационных и технологических
мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций на фоне изменений климата 80
Заключение 93
Список использованной литературы


Многие национальные интересы Российской Федерации, в том числе в области обеспечения экологической и техносферной безопасности находятся в сильной зависимости от изменений климата и их последствий. Актуальность и значимость изучения колебаний климата, причин и последствий этого процесса особо озвучена в Указе Президента Российской Федерации от 08.02.2021 № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» вместе с «Положением о Совете. по реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и изменения климата на 2021-2030 годы»).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводит много лет климатические наблюдения, и согласно ее данным, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории Российской Федерации в 2,5 раза превышает темп роста средней глобальной температуры воздуха и составляет 0,18 ° C за 10 лет (по сравнению с данными о среднегодовой температуре, получаемых с середины 1970-х годов: увеличение ее составляло в среднем на 0,47 ° C за 10 лет).
В особенности значительные климатические изменения, связанные с потеплением и изменениями в количестве атмосферных осадков, динамике стока рек и объема доступных водных ресурсов начали проявляются с 1990-х гг. по настоящее время.
В Арктической зоне Российской Федерации, а также в пределах Северо-Западного федерального округа расположены важнейшие источники минерального и углеводородного сырья, крупные промышленные предприятия и города, морские и речные замерзающие порты, важнейшие транспортные коммуникации, линии газо-и нефтепроводов, жизнеобеспечивающие объекты электрогенерации. При этом, с учетом региональных особенностей типа климатов и его изменчивости в настоящее время и в средне-срочной перспективе нормальное функционирование жилищно-коммунального хозяйства большинств населённых пунктов, а также безаварийная работа важнейших промышленных предприятий и транспорта оказываются в сильной зависимости от гидрометеорологических параметров, в том числе в прибрежной морской зоне.
Практически на всех территориях Северного полушария уже в течение более, чем сорока лет наблюдается тенденция к потеплению. Значения температуры воздуха зимой, климатические колебания в достаточной мере оказывают свое влияние на функционирование крупнейших административных центров, а также крупных промышленных предприятий, ключевых транспортных магистралей и агропромышленных комплексов, которые находятся на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Следует отметить, что годовые значения осадков в данном регионе демонстрируют значительную межгодовую и многолетнюю изменчивость. Относительное снижение их наблюдалось в периоды, к примеру: - до значений 440 - 550 мм в год - с 1900 по 1913 год, с 1938 по 1946 год, в середине 1960 года. В середине 1930-х годов, а особенно в первое десятилетие XX века произошло относительное возрастание годовых значений осадков (600-750). А в 2003 году наблюдался абсолютный максимум для всей доступной серии наблюдений - 912 мм в год. В периоды 2009-2010 гг., в 2012 году и в 2016-2017 гг. годовые значения осадков также характеризовались как достаточно высокие.
Поверхностный сток с селитебных территорий и площадок предприятий является одним из интенсивных источников загрязнения окружающей среды различными примесями природного и техногенного происхождения. Атмосферные выпадения - важный источник поступления биогенных и загрязняющих веществ в водные объекты. Оцениваться атмосферная нагрузка может как с помощью методов математического моделирования атмосферного переноса примесей, так и непосредственных измерений химического состава жидких и твердых атмосферных выпадений.
В Санкт-Петербурге наблюдается увеличение на 15-20% объема загрязненных ливневых поверхностных стоков с улиц и площадей города, с промышленных площадок, попадающих в коллекторы и очистные сооружения города. Это главные экологические последствия климатических изменений. Следует также отметить, что повышается уровень воды в некоторых водотоках и водохранилищах Санкт-Петербурга, что вызывает подтопление подвалов и цокольных этажей жилых домов и промышленных объектов. Подъем уровня грунтовых вод затрудняет строительные работы и снижает устойчивость различных зданий и сооружений. Длящаяся тенденция к повышению среднегодовых и средних летних температур воздуха обусловливает трансформацию структуры водных и наземных биоценозов. А именно адаптацию чужеродных нежелательных видов из других регионов. Перегрузка очистных сооружений дополнительными объемами ливневого стока является риском ухудшения качества очистки и обезвреживания сточных вод, что неминуемо приведет к различным эпидемиям инфекционных заболеваний.
Предотвращение или минимизация данных проблем на основе научного обоснования прогностических оценок изменения климата и советующих своевременных адаптаций отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства к изменениям климата с учетом возникающих экологических рисков является весьма важной для устойчивого развития не только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на фоне роста численности их населения, но и для всего Северо¬Западного федерального округа.
Целью настоящей работы является рассмотрение и оценка Национального плана мероприятий по адаптации к изменениям климата и обоснование его значения для обеспечения экологической безопасности природных и природно-техногенных систем.
Основные задачи состоят в следующем:
- рассмотрение и анализ специфики проявления климатических изменений в Российской Федерации;
- обоснование наиболее опасных гидрометеорологических процессов и явлений представляющих угрозы для безопасности жизнедеятельности населения и функционирования ключевых отраслей экономики в Северо - Западном федеральном округе;
- анализ основных современных правовых документов, посвященных адаптациям Российской Федерации к меняющемуся климату;
- обоснование и оценка основных направлений организационных и технологических мероприятий направленных на обеспечение экологической безопасности и предотвращении чрезвычайных ситуаций на фоне изменений климата в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- обоснование и оценка основных направлений организационных и технологических мероприятий направленных на обеспечение экологической безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций на фоне изменений климата на транспорте;
- обоснование и оценка основных направлений организационных и технологических мероприятий направленных на обеспечение экологической безопасности и предотвращении чрезвычайных ситуаций на фоне изменений климата в топливно-энергетическом комплексе;
- разработка практических рекомендаций применительно к адаптации Санкт-Петербургу к меняющемуся климату.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данного исследования, можно сделать ряд выводов:.
1. Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, морской и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения. Для погоды и климата не существует границ.
Реализацию Национального плана действий первого этапа адаптации к изменению климата на период до 2022 года, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 3183-р3 (далее - как Национальный план адаптации, НПД, План) начали осуществлять с начала 2020 года. Помимо своих основных направлений, План предполагает разработку алгоритмов адаптации секторов национальной экономики, а также региональных проектов адаптации - субъектном территориальном уровне.
2.Обобщение и анализ материалов и данных в области изменения климат и возможных при этом экологических последствий, в том числе применительно к устойчивому функционированию жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и сферы транспорта, позволяет прийти к обоснованию следующих практических рекомендаций.
Целесообразно формирование региональной базы климатических данных по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и оценить ее качество. Будут использованы отдельные базы данных основных климатических и связанных с ними характеристик (температура воздуха, осадки, колебания уровня моря, сток рек, ледовитость восточной части Финского залива и др.) за многолетний период в пунктах наблюдений и осуществлен анализ качества и однородности этой информации с учетом восстановления пропусков и приведения рядов наблюдений к одинаковому продолжительному периоду. Будет произведена оценка климатических изменений и связанных с ними природных процессов по данным наблюдений за 100 и более лет.
3. Необходимо использовать методы кластерного анализа натурных метеорологических, гидрологических и океанологических данных позволят выявить специфику региональных изменений климата, а методы спектрального анализа - преобладающие периоды в колебаниях за длительный период времени. Требуется разработка эффективных прогностических физико-статистических и имитационных моделей для оценки последствий климатических изменений применительно к потеплению, а также возможному похолоданию в и среднесрочной (10-20 лет) и долгосрочных перспективах. Полученные результаты при моделировании целесообразно учитывать при формировании Генерального плана развития Санкт-Петербурга и других крупных городов Северо¬Западного федерального округа, таких как Калининград, Архангельск и Мурманск.
Должна быть получена пространственная модель климатических изменений с выявлением районов однотипных во виду и величине изменений. Предполагается обоснование, выбор и разработка эффективных климатических моделей для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В настоящее время в рамках международного проекта CMIP5 разработано более 50 глобальных физико-математических моделей климата и между ними имеют место расхождения, иногда существенные. Поэтому из моделей следует выбрать те, которые лучше подходят к рассматриваемой территории на основании сравнения данных исторического эксперимента, проводимого на моделях по воссозданию многолетних рядов климатических характеристик за период с конца 19 века по 2005 г., и данных фактических наблюдений на станциях. После того как выбрана наиболее эффективная климатическая модель, следует осуществить ее корректировку на учет локальных особенностей климата на станциях и на соответствие современных (по данным наблюдений) и будущих (по моделям и проекциям) тенденций изменения климатических характеристик. В результате будет получена пространственная модель будущих климатических изменений до конца 21 века.
4. Должны быть оценены степень и характер влияния изменений климата на загрязнение атмосферы в черте Санкт-Петербурга, включая интенсивность и направленность трансграничного переноса загрязняющих веществ, формирование атмосферных условий, способствующих рассеянию или концентрированию загрязняющих веществ в приземном слое, влияние различных погодных условий на формирование явления смога и здоровье человека в городской среде. Кроме того, необходимо дополнительно изучить эффекты влияния изменений климата на загрязнение водных объектов, с учетом динамики величин выпадающих атмосферных осадков, объема формируемых ливневых вод, поступающих в канализационные сети и их загрязненности, возникновения наводненческих ситуаций на городских реках и в прибрежной городской морской зоне, влияющих на качество воды поступающей на городские водозаборные сооружения питьевого водоснабжения.
Разработка методов оценки экологического и техногенного климато - обусловленного риска позволит выявить наиболее уязвимые отрасли, предприятия и городские агломерации применительно к негативному на них влиянию последствий климатических изменений, в том числе наводнений в прибрежной морской зоне и в руслах судоходных рек, выраженных сезонных, межгодовых и многолетних изменений температур воздуха, объема доступных водных ресурсов для обеспечения питьевого и технического водоснабжения.
На основе полученных оценок риска и прогностических оценок изменений климата может быть разработана концепция климатического риск-менеджмента и соответствующие процедуры - скоординированные действия по управлению предприятиями для снижения выявленных рисков до приемлемого уровня. Менеджмент рисков поможет принимать обоснованные проектные и управленческие решения для обеспечения высокого уровня экологической и техносферной безопасности в Санкт- Петербурге и Ленинградской области.
5. Реализация Национального плана адаптаций Росинкой Федерации Полученные результаты при выполнении проекта при своем внедрении в органы государственной власти и управления на различных уровнях позволят оптимизировать генеральные планы развития городов Северо-Западного Федерального округа, с учетом климатических изменений и избежать их неблагоприятных последствий для населения, инфраструктуры и экономики, предотвратить возможный значительный экологический и материальный ущерб.
6. Должны быть разработаны объектно-ориентированные планы и программы адаптационных мероприятий по снижению неблагоприятных последствий изменения климата и минимизации экологических рисков и реализации чрезвычайных ситуаций на основе организационных, технологических и архитектурно-строительных решений и рекомендаций, в том числе применительно к прибрежной морской зоне восточной части Финского залива и Невской губы.
На основе полученных результатов должны быть разработаны объектно-ориентированные программы адаптации функционирования городской среды и промышленных центров Санкт-Петербурга и Ленинградской области к климатическим изменениям с учетом обеспечения безопасности промышленного производства и благополучия жителей.
В итоге полученные результаты, в соответствии с целями Национального плана по адаптациям к климату и его изменениям, при своем внедрении в органы государственной власти и управления на различных уровнях позволят оптимизировать генеральные планы развития городов Северо-Западного Федерального округа, с учетом климатических изменений и избежать их неблагоприятных последствий для населения, инфраструктуры и экономики, предотвратить возможный значительный экологический и материальный ущерб.



1. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об
изменении климата (1992) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.10.2021).
2. Киотский протокол (1992) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.10.2021).
3. Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года) (редакция, действующая с 1 января 2020 года), Кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ[Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.10.2021).
4. Федеральный закон от 04.11.1994 № 34-фз "О ратификации
рамочной Конвенции ООН об изменении климата" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 10.10.2021).
5. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О
промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25
декабря 2019 года № 3183-р3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
7. Постановление Правительство Санкт-Петербурга №552 от 30 июня 2014 г. № 552 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
8. Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2446-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №321 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
11. Правительство Санкт-Петербурга постановление от 18 июня 2013 года n 400 Об экологической политике санкт-петербурга на период до 2030 года (с изменениями на 14 июня 2017 года) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
12. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
13. Постановление Правительства № 1535-р от 29 августа 2013 года) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 27.10.2021).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 2634-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.11.2021).
15. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
16. Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 мая
2021 г. N 267 "Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400673304/(дата обращения: 21.09.2021).
17. Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.10.2021).
18. Свод Правил 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» Электронный ресурс] // СПС «Гарант» - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400673304/(дата обращения: 21.09.2021).
19. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до
2035 года [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://minenergo.gov.ru/node/1026(дата обращения: 21.09.2021).
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №50 от 26.09.2002 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство Версия. Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/(дата обращения: 21.11.2021).
21. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1662 от 25.12.2007 [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. - Режим доступа:. https://www.gov.spb.ru/(дата обращения: 21.08.2021).
22. Постановление Правительства Санкт-Петербурга №400 от 18.06.2013 [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. - Режим доступа:. https://www.gov.spb.ru/(дата обращения: 21.08.2021).
23. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2015 № 396-75 О
стратегическом планировании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 марта 2020 года [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. - Режим доступа:. https://www.gov.spb.ru/(дата обращения: 21.08.2021).
24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 №740 [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. - Режим доступа:. https://www.gov.spb.ru/(дата обращения: 21.08.2021).
25. Давыдова, А. Россия адаптируется к будущей непогоде:
Правительство утвердило план противостояния климатическим угрозам Электронный ресурс]// Газета «Коммерсантъ» №2 от 10.01.2020, стр. 2. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4215450(дата обращения:
21.09.2021).
26. Серебрицкий, И.А. Опыт Санкт-Петербурга в вопросах
управления адаптацией к изменениям климата и смягчения антропогенного воздействия на климатическую систему (информационно-аналитическая записка) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.infoeco.ru/index.php?id=8780#_ftnref20 (дата обращения:
21.09.2021).
27. Катцов, В.М., Школьник, И.М., Акентьева, А.А., Ефимов, С.В., Мещерская, А.В., Пикалева, А.А. Изменение климата на территории Санкт- Петербурга в контексте глобального потепления // Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова. - Росгидромет /Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт- Петербурге в 2017 году, ежегодный обзор / под ред. И.А.Григорьева, И.А.Серебрицкого. - СПб., ООО «Сезам-Принт», 2018 - С 78-84.
28. ВМО, 2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: ййрзУ/риЬИс^шо.тГги/шеФа/пресс-релизы/всемирная-метеорологическая-
организация-подтверждает-что-2017-год-вошел-в-число-0(дата обращения: 21.09.2021).
29. Доклад об особенностях климата на территории Российской
Федерации за 2017 год. - Росгидромет, М., 69 с.
30. Доклад о климатических рисках на территории Российской
Федерации / под ред. В.М.Катцова) // Климатический центр Росгидромета, 106 с.
31. Спорышев, П.В., Катцов, В.М., Мелешко, В.П., Алексеев, Г.В., Кароль И.Л., Мирвис, В.М. Причины наблюдаемых изменений климата // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова - Вып. 574. - С. 39-124.
32. Второй оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (Катцов В.М., Семенов С.М., ред.), Росгидромет, 2014.
33. О Климатической доктрине Российской Федерации, Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп
34. Промышленность и инновации Санкт-Петербурга», Комитет по
промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: .,https://cppi.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/01/20nH_2019_pyc_compr essed.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
35. Итоги развития промышленности Санкт-Петербурга в январе- феврале 2020 год». Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cppi.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2018/08/01/Итоги_за_2017_год.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
36. Анализ выбросов парниковых газов предприятий Санкт- Петербурга для расчета показателей Экологического баланса //ФГУП "НИИ Атмосфера", Договор №325 - 2006.
37. Отчет о реализации Экологической политики Санкт-Петербурга за период с 2008 по 2011 годы. - СПб, 2012 - 52 с.
38. Отчет о реализации Экологической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года в 2013-2017 гг. - СПб, 2018, 71.с.
39. Топливно-энергетический баланс Санкт-Петербурга за 2018 год. - СПб, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт - Петербурга, 2019. - 15 с.
40. Клепикова Т.А. Чистый след // «Окружающая среда Санкт- Петербурга». - №1(15). - Март. - 2020. - С.20-21.
41. Отчет по Государственному контракту на оказание услуг по оценке состояния подземных водных объектов на территории Санкт- Петербурга // ГГУП "СФ "Минерал" - № 010-19. - 2018.
42. Доклад об особенностях климата на территории российской федерации за 2019 год, Москва, 2020. - с 97.
43. Отчет по Государственному контракту на оказание услуг по созданию Генеральной схемы берегозащиты Курортного района Санкт - Петербурга // ГГУП «СФ «Минерал». - № 174-15. - 2015.
44. Отчет по Государственному контракту на оказание услуг по
созданию Генеральной схемы берегозащиты Сестрорецкого разлива, водохранилищ Ижорского и Охтинского, рек Смоленка, Карповка, Ждановка, Охта, Екатерингофка // ГГУП «СФ «Минерал». - № 321. - 2016.
45. Отчет по Государственному контракту на оказание услуг по созданию Генеральной схемы берегозащиты острова Котлин // ГГУП «СФ «Минерал». - № 362-16. - 2016.
46. Отчет по Государственному контракту на оказание услуг по созданию Генеральной схемы берегозащиты побережья Финского залива в границах Приморского, Петроградского, Василеостровского, Кировского, Красносельского и Петродворцового районов Санкт-Петербурга // ГГУП «СФ «Минерал». - № 363-16. - 2016.
47. Страхов, М.А. Об изменениях водного законодательства в части охраны водных объектов и предотвращения негативного воздействия вод //Окружающая среда Санкт-Петербурга . - №1 (15). - Март. - 2020. - С.49-51.
48. Орлова М.И., «Мониторинг чужеродных видов Невской Губы и восточной части Финского залива: история и основные результаты, перспективы» // Окружающая среда Санкт-Петербурга. - №3(5). - сентябрь. - 2017. - С. 45-55.
49. Мониторинг биологического загрязнения для водных экосистем бассейна Финского залива» // СПб НЦ РАН, Отчет по Договору №326, от 04.05.2006.
50. Мониторинг чужеродных видов» // СПб НЦ РАН, Отчет по Договору №532, от 12.07.2007.
51. Мониторинг чужеродных видов // СПб НЦ РАН, Отчет по Договору № 377, 2008.
52. Проведение мониторинга объектов животного мира в Финском заливе в целях получения оперативной достоверной информации и прогноза распространений и численности новых видов на территории, где они раньше отсутствовали //СПб НЦ РАН, Отчет по Государственному контракту №280, от 14.08.2014.
53. Выполнение работ по сбору данных о новых видах в Финском заливе в целях проведения мониторинга объектов животного мира» // ООО «Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова», Отчет по Договору № 042-18 от 20.02. 2018.
54. Методика ведения мониторинга чужеродных видов в Невской
губе и Восточной части Финского залива // Приложение к Распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга «Об утверждении Методики ведения мониторинга чужеродных видов в Невской Губе и восточной части Финского залива» от 28 марта 2008 года № 36 -р
[Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. - Режим доступа:. https://www.gov.spb.ru/(дата обращения: 21.08.2021).
55. Международный проект «Использование геологической
информации в управлении городской средой для предотвращения экологических рисков (ГеоИнфорМ)» [Электронный ресурс] - Режим доступа: lIfe06 tcy/ros/000267
, http://kpoos.gov.spb.ru/geoinform/?l=ru&p=aim(дата обращения: 20.08.2021).
56. Геологические и экологические риски Санкт-Петербурга. Практические рекомендации по адаптации к климатическим изменениям,
СПб, 2014,
57. Геологический Атлас Санкт-Петербурга. - СПб.: Комильфо, 2009. - 57 с.
58. Шундрина Ю.А., Государственная информационная система в сфере охраны окружающей среды и природопользования «Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга» / Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт - Петербурге в 2018 году, ежегодный обзор / под ред. И.А.Григорьева, И.А.Серебрицкого, СПб.,2019.- С.179-188.
59. Шундрина Ю.А., «Экологический баланс Санкт-Петербурга» / Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2018 году, ежегодный обзор / под ред. И.А.Григорьева, И.А.Серебрицкого, СПб.,2019. - С. 188-205.
60. Медведков, А.А. Адаптация к климатическим изменениям: глобальный эколого-экономический тренд и его значение для России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - № 4. - 2018. - С. 11-19.
61. Лексин, В. Н., Порфирьев, Б. Н. Специфика трансформации пространственной системы и стратегии переосвоения российской Арктики в условиях изменений климата // Экономика региона. — 2017. — Т. 13, вып. 3. — С. 641-657.
62. Доклад о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации кизменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета). - Спб, Саратов: Амирит, 2020. - 120 с.
63. Дроздов В. В. К вопросу учета долговременных климатических изменений в опорных зонах социально-экономического развития российской Арктики для совершенствования судоходства и промышленного потенциала // Арктика:экология и экономика. — 2019. — № 2 (33). — С. 64—79.
64. Васильцов В. С., Яшалова Н. Н., Новиков А. В. Климатические и экологические риски развития прибрежных арктических территорий // Арктика: экология и экономика. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 341—352.
65. Приоритеты климатической адаптации мегаполиса: люди,
природа, техника. Алгоритм, стратегия и план действий // Научно - методическое издание / под ред. Е. Гашо. - М., 2019.
66. Как разработать Климатический план города? Опыт Москвы. Базовые рекомендации по адаптации и снижению воздействия. - М., 2017 г. - 42 с.
67. Дроздов, В.В., Фрумин, Г.Т, Косенко, А.В. Многолетние изменения климатических характеристик в Санкт-Петербурге и их возможные экологические последствия //Экология и промышленность России, Т. 25. - № 5. - 2021. - С. 65-71.
68. Climate Change 2013: The Physical Science Basis. Contribution of Working Group I to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Stocker T.F., D. Qin, G.-K. Plattner, M. Tignor, S.K. Allen, J. Boschung, A. Nauels, Y. Xia, V. Bex and P.M. Midgley (eds.)]. Cambridge University Press, Cambridge, United Kingdom and New York, NY, USA, 1535 p. http://ipcc.ch/report/ar5/wg1/
69. Elton C.S. The ecology of invasions by animals and plants. 1958. Methuen, London
70. van Vuuren D.P., J.A. Edmonds, M. Kainuma, K. Riahi, A.M.
Thomson, K. Hibbard, G.C. Hurtt, T. Kram, V. Krey, J-F. Lamarque, T. Masui, M. Meinshausen, N. Nakicenovic, S.J. Smith and S. Rose, 2011: The representative concentration pathways: an overview. Climatic Change, 109: 5-31. doi:
10.1007/s10584-011-0148-z.
71. CLIPLIVE CLIMATE PROOF LIVING ENVIRONMENTSouth-East
Finland - Russia ENPI CBC 2007 - 2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cliplive.infoeco.ru/index.php?id=10(дата обращения:
21.09.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ